- Школа, воспоминания А. Франке

Чем дальше мы отходим от какого-нибудь явления, чем дальше в. глубь времен отодвигается оно от нас, тем меньше дурного и тем больше хорошего видим мы в нем.

Школа… Она осталась где-то там, позади. В своей жизни мы отошли от нее неизмеримо далеко, и, когда теперь оглядываемся назад, она представляется чем-то далеким и прекрасным.

Школа… Она неразрывно связана с детством, с тем золотым детством, о котором так много пишут поэты. И только теперь, выйдя из детского возраста, переступив ту черту, которая отделяет ребенка от взрослого человека, начинаешь думать, что, пожалуй, они и правы, что детство – лучшее время. И невольно возвращаешься мыслью к тому незабвенному времени, когда жизнь была наполнена ученьем и познанием мира, когда ты развивался и ясно видел, что идешь вперед. Чем дальше, тем больше других вопросов, требующих немедленного разрешения, ставит жизнь, и тем больше и больше отодвигаются назад вопросы познания и учения.

Радость в жизни может давать сознание, что ты приносишь кому1-то пользу, что ты исполняешь какую-то полезную работу. Школа с ее общественными организациями давала полноту жизни, наполняя ее общественными интересами. Кружки, исполком, газета – все требовало работников и дела, и многие из нас с головой уходили в общественную работу, часто в ущерб учебе. Школа смогла сделаться для нас не только учреждением, где мы получали знания, но и чем-то близким, родным, заполнить всю жизнь. И многие из нас с сожалением покинули школу, оставив в ней частичку себя и часто теперь возвращаются мыслью к тому времени, «когда они были молоды и учились в школе».

А. Франке (вып. 1925 г.)