- Из воспоминаний о драмкружке 1 смены

Как водится, прежде чем поставить какую-либо пьесу, всегда зачитывают их несколько. Так было и в нашем кружке I смены в 1926-27 учебном году. Многие зачитанные пьесы были очень сложны, и ставить их нашему кружку было не под силу. Тогда поручили двум членам президиума достать подходящую пьесу; те походили по магазинам, и на следующем собрании зачитали пьесу Яльцева «Тоськина карьера». Ребята, слушая, то и дело хохотали. Пьеса была принята единогласно, и с энтузиазмом и шумом стали распределять роли. Роли распределялись по желанию самих ребят. Но так как на каждую роль желающих было много, то над нею работали 2 человека. Каждый из них репетировал поочередно. Президиум состоял из пяти человек. Работа его была гораздо меньшего масштаба, чем работа президиума драмкружка старших. Секретарь вел регистрацию и протоколы президиума, которые зачитывались на собраниях кружка. Члены президиума помогали руководительнице проводить репетиции, следить за порядком. Случались в кружке недоразумения: не посещает кто репетиций, или просто отказываются от ролей; тогда президиуму приходилось улаживать конфликты. Первая репетиция «Карьеры» показала, что если приложить немного старания, плюс дисциплина, то результат работы над пьесой будет неплохой. Но поставить «Таську» в I триместре не удалось, ибо тогдашняя 4 «А» хотела поставить своими силами «Петька Званов». Исполком не разрешил это делать самостоятельно; поэтому для постановки «Званова» им пришлось соединиться с драмкружком. Последнему поневоле пришлось отложить «Тоськину карьеру». Так как в «Званове» были массовые сцены, то участвовал весь драмкружок. Работа над пьесой шла легко, но некоторые ребята портили все. Притом часто меняли роли. Пьеса прошла с успехом: были пробелы, которые видели только члены драмкружка…

Ребята, восхищенные успехом, в приподнятом настроении принялись за ,»Тоськину карьеру»… Когда зритель видит готовую пьесу, он никогда не представляет себе, сколько труда и нервов тратит руководитель на то, чтоб она вышла такой, как ее видит зритель. Он никогда не представит, сколько раз приходится президиуму успокаивать разбаловавшихся ребят. На каждой репетиции руководитель давал понять ребятам, кого они играют, а те старались создать нужные типы.

Но вот настал конец II триместра, а вместе с ним – долгожданный вечер, когда мы должны были поставить «Тоськину карьеру»... Одеваясь и гримируясь, ребята говорили друг другу: «Смотри, не засыпься и не волнуйся», и говоривший старался не замечать своего волнения… Торжественная часть кончается... Перерыв... И... «По местам, ребята!» слышится сдержанный шёпот С. П. Во время спектакля «актеры» проявили большую находчивость. Забудет ли пару слов или пропустит, – сам добавит от себя и довольно к месту... Окончилось первое действие, и ребята, не замечая аплодисментов, наскоро готовят сцену для II действия.

«Тоськина карьера» прошла с большим успехом и подъёмом. Не только родители и ученики, но даже и педагоги говорили, что наша пьеса прошла хорошо. Ребята до того радовались, что говорили: «Куда там старшей смене до нас!»... Гордились и тем, что нас приглашали ставить пьесу в клуб Антошкина. Но на этой гордости далеко не уедешь. Обсудив некоторые мелкие промахи в «Тоськиной карьере», принялись за «Олега» (к Пушкинскому вечеру) и инсценировку «Интернационала»... Одна из причин успеха работы младшего драмкружка – это умение руководителя сработаться с ребятами. Ребята его уважают, ибо своей работой, своим уменьем объяснить, своей привязанностью к работе кружка он вполне это заслужил.

Г. Кац, и Я. Штам (5 «А» гр.)