- Кружок юных натуралистов

Это было в 1923-24 учебном году. В середине года при нашей школе организовался кружок юннатов, или, как он тогда назывался, «Естественно – научный кружок». Среди учащихся кружок вызвал большой интерес. Попасть в кружок было очень трудно. Мне лично удалось попасть в него лишь недели через две после начала работы (и то, если не ошибаюсь, не совсем законным путем).

Молодой кружок состоял из 30-35 человек. Главным образом, кружок состоял из учеников 7-й и 6-й групп, но были и ученики 5-х групп. Нечего и говорить, что работать кружку пришлось в тяжелых условиях. Занимались мы вечером, часов в 5-6. В этом уже было неудобство, так как ученики за день уставали и работали недостаточно интенсивно. Своего помещения у кружка. конечно, не было. Поэтому ни о каком уголке живой или неживой природы мы и думать не могли. Я впрочем, вру: у нас была все -таки «живность»: 2 банки с дафниями, циклопами и др. мелкими водяными животными, нужными для работы с микроскопом. Большая часть собраний проходила в практических работах с микроскопом; были также зачитаны несколько докладов (к сожалению, сейчас не припомню, на какие темы).

С наступлением весны наша работа стала интересней. С самого начала весны мы стали ходить на экскурсии. Несколько раз были в Сокольниках. К сожалению, наши экскурсии были непродолжительны, так как делали мы их после занятий, во вторую половину дня. Все же нам удавалось собрать кое - какой материал. Все эти экскурсии носили характер ботанических, и вообще в тот период нашей работы мы занимались почти исключительно ботаникой. Собранный на экскурсиях материал мы относили, под руководством нашей руководительницы, в школу и там разбирали его. Параллельно с разборкой материала мы проводили беседы о. весенних растениях, об их приспособлении к раннему цветению, а также об отдельных видах растений. Часть разобранного материала готовилась для гербария, а другая (большая) часть оставлялась в живом виде. Из живого материала мы устраивали периодические выставки для младших групп. Выставки эти были чем - то вроде бюллетеня весны. В то же время они имели целью ознакомить ребят с жизнью весенних растений, а для некоторых групп служили иллюстрацией к проходимому курсу. Выставки организованно посещались учащимися. При этом отдельными членами кружка давались подробные объяснения, переходившие иногда в коротенький доклад. Мы организовали 4 таких выставки. Учащиеся относились к ним с большим интересом и, безусловно, получили от выставки немало пользы.

Кроме экскурсий в Сокольники, мы сделали одну экскурсию на журавлевские овраги специально для сбора брандушки. Нашли мы его порядочно, но выкопали мало, так как глубоко уходящие в землю корни обрывались.

Так жил и работал кружок в первый год своей организации.

На следующий год наша школа переехала на Ветеринарную улицу, и нашему кружку дали помещение. С этого момента у нас организовались и все время расширялись уголок живой природы и музей. Весной этого года кружок огранизовал работу в палисадниках.

Со следующего года кружок стал выпускать журнал. Журнал этот выходит не регулярно, а когда накопится материал. Журнал сперва назывался «Бюллетень», а потом стал называться «Юный Натуралист».

В 1926-27 учебном году вся работа кружка сосредоточилась на уголке живой природы, музее, зимой на докладах о жизни животных и весной на работе в саду. Сад школа получила только в 1926-27 году, и сразу же кружок привел его в надлежащий порядок. В этом же году кружок завязал связь с кружком при 9- й луганской школе. Связь заключалась в обмене письмами, в которых мы описывали свои наблюдения. Кроме того, один из членов кружка при 9-й луганской школе, переехавший по какой-то причине в Харьков, посещал собрания нашего кружка.

В этом, 1927-28, учебном году наш кружок разбит на 5 комиссий для того, чтобы каждый член кружка мог специализироваться по той отрасли работы, которую он выбрал. Всего в кружке 30 человек. Эти 30 человек размещены по следующим комиссиям: комиссия по аквариуму, комиссия по террариуму, комиссия по животным и птицам, комиссия по растениям и музей. Комиссия по аквариуму ведает большим аквариумом с мелкими речными рыбами, маленьким аквариумом с золотыми рыбками и аксолотлем. В ведении террариума находятся: черепаха, мокрый террариум с различными лягушками и сухой террариум с ящерицей. В ведении комиссии по животным находятся пять клеток с птицами, морская свинка и домашняя мышь. В ведении комиссии по растениям находятся все наши растения. Музей ведает двумя стеклянными шкафами с чучелами птиц, гербарием, коллекцией окаменелостей и минералов, заспиртованными рыбами и др. жив.

Кроме того, музею принадлежат еще многочисленные энтомологические коллекции. Как видно, у всех комиссий, кроме музея, есть живой материал, требующий тщательного ухода за собой, что и является обязанностью членов кружка. Члены комиссии по музею приводят в порядок и сохраняют старые коллекции и пополняют музей новым материалом. Но не только в этом заключается работа кружка. Весной все силы кружка направляются на работу в саду. В саду члены кружка вскапывают грядки, засевают их, чистят и заселяют водоем, сажают во дворе новые деревья, следят за порядком во время гулянья учеников по саду. Кружок ведет бюллетень весны, ходит на экскурсии. Зимой, когда нельзя ходит на экскурсии, работать в саду, поставлять живой материал в уголок живой природы и т. д., читают доклады из жизни животного и растительного мира и производят практические работы. Доклады почти всегда сопровождаются рисунками, а один доклад сопровождался диапозитивами. Практические работы у нас такого рода: препарирование, изучение микроскопа и работы с ним. Некоторые доклады и описание практических работ мы помещаем в журнал. До сих пор мы выпустили 5 номеров журнала. Кроме всей перечисленной работы, кружок вел работу по охране природы.

Нами была организована ячейка Живраса, выбрано Бюро, и количество членов Живраса в школе все возрастает. Параллельно с проведением Живрасом Дня Птиц в общегородском масштабе, мы провели у себя в школе такой День Птиц. Для этого мы развесили по школе плакаты, развесили в саду скворешни и сделали младшим группам доклад на тему «Охрана птиц». Зимой мы повесили в саду кормушки для птиц, и подсыпали в них корм.

На третьем году существования школы был поднят вопрос об организации кружка юннатов младшего объединения. Кружок был организован весной 1925-26 учебного года. Новый кружок состоял из 20 человек, в состав которых входили ученики 4-х групп и 3 ученика 3- х групп. Школа не могла дать денежные средства на поддержание и развитие молодого кружка, а потому в кружке установили членский взнос в размере 10 копеек в месяц и 50 коп. вступительных. На эти деньги кружок развертывал свою работу. В первый период существования в кружке было несколько растений, две морские свинки, две белые турецкие крысы и черепаха. Кружок совершал экскурсии и собранным материалом пополнял уголок живой природы. В первый год существования кружка учениками столярной мастерской был сделан террариум. Работа кружка заключалась в следующем: 1) организационные вопросы, 2) практические работы и 3) работы в уголке живой природы. Регулировал работу президиум в составе 4 человек.

В 1926-27 учебном году работа кружка расширилась; увеличилось и число членов (30 ч.). Кружок приобрел аквариум, птиц, и увеличилось количество растений. Члены кружка разбились на комиссии. В виду большого количества желающих работать в кружке, организовали еще один кружок для З - х групп ; этот кружок просуществовал 1 год. Весной 1927-28 учебного года организовались работы в саду. В саду делали опыты.

В 1927-28 году ученики бывших 4-х групп перешли на старшую смену. Кружок старшей смены не мог удовлетворить огромное число желающих поступить в него из 7-х, 6-х и больших по количеству 5-х групп. Поэтому кружок младшей смены перенесен был для того, чтобы в нем могли участвовать 5-е группы на старшую смену. Кружок сильно расширился, появилась музейная комиссия, еще один аквариум, много новых растений.

Юннаты.