- Борьба за власть (страничка из истории школьного самоуправления).

Работа школьного самоуправления в 1924-25 году началась организационным собранием исполкома, выбранного на основе представительства от групп, кружков и организаций.

Состав исполкома достигал в то время 25 человек, т. е. туда входили не только по 2 члена группкома всех групп 2-й смены, но и по одному представителю от кружков, которых в то время было значительное количество. Кроме того, представительство имели санкам, комиссия по пособиям и т. д.

Исполком выбрал президиум, комиссии; и работа пошла бы-стрым темпом.

В то время горячкой участия в общественной работе школы была охвачена значительная часть учеников.

Все начинания школьного самоуправления проходили блестяще. Особенно широко развил свою роботу культком. Организовывались вечера, была проведена кампания по сбору денег на покупку бюста Ленина, к каждому крупному событию назначались конкурсы на плакаты, и все группы старались занять первое место.

Но это соперничество между группами не ограничивалось представлением плакатов.

Стремление выдвинуть своих членов на возможно большее количество выборных должностей – в президиумы кружков и, главным образом, в исполком и его комиссии – особенно резко выявилось в 6-х и 7-й группе.

7-я группа, имевшая большинство самых видных на школь-ном горизонте авторитетов, легко добилась полного захвата власти в школьном самоуправлении.

Результатом этого явилась длительная война между шестыми группами, не желавшими так легко сдать все позиции, и 7-й, не имевшей никакого намерения отдавать захваченную власть «ничтожным» шестым группам. Самое крупное и решающее сражение произошло на отчетной конференции за первый триместр. После отчета исполкома шестые группы, особенно 6-«б», начали горячо доказывать свои права, как остающейся смены, на первенствующее значение в школе и указывать на захватническую политику 7 гр.

В пылу словесной битвы дело перешло и на личные «качества» 7-й группы, отличавшейся особой свободой мысли и действия, и эта группа, оскорбленная ролью «темного пятна на светлом фоне школы», которую ей приписывали, широким жестом отказалась от какого бы то ни было участия в школьном самоуправлении. Шестые группы ликовали. Победа была полная, несмотря на то, что некоторые малодушные голоса высказывали свои опасения за судьбу школьных организаций, имеющих много шансов скончаться без мощной поддержки 7-й группы. Однако, сейчас же после конца конференции руководительница 7-й группы Эрика Александровна собрала свой мятежный народ, и после долгого и бурного совещания (при закрытых дверях) был вынесен приговор: 7-я группа слагает гнев на милость и соглашается не лишать школьное самоуправление своего присутствия. Все же, несмотря на это согласие, последовавшие выборы доказали блестящую организацию шестых групп. Во главе всего самоуправления стали представители 6-х групп, точно прошедшие по намеченному списку. Оттертая таким образом от активной работы 7-я группа замкнулась в себе и, приготовившись с высоты собственной гордости взирать на гибель всех школьных организаций, занялась выпуском своих, внутригрупповых газет. Очевидно, лихорадочный выпуск этих газет объяснялся недостаточным полем деятельности для проявления энергии, но газеты выпускало каждое звено, при чем зачастую автором всех статей, редактором и издателем являлся один человек.

Стены группы были сплошь увешаны мелко исписанными листами, и каждое звено соперничало с другим в объёме газеты.

Школьная работа начала развиваться и, несмотря на мрачные предсказания пессимистов, пошла не только нормальным образом, но даже лучше, так как «угнетенные народы» – младшие группы, избавившись от векового ига, также приняли активное участие в работе.

С наступлением 3- о триместра, 7-я группа, занятая окончанием курса, сама почти совершенно отказалась о работы в школьном самоуправлении, и героическая борьба за власть шестых групп отошла в область школьных преданий.

Н. Ройтенберг (вып. 1926 г.)