- Физический кружок

Физический кружок организовался по желанию учащихся. В конце ноября 1923 года. Первое время многие стремились попасть в кружок, в нем набралось до 50-ти членов, но затем многие и отпали, и к концу учебного года физический кружок насчитывал 32 человека. Работа кружка в течение 1923-24 учебного года заключалась в чтении и обсуждении докладов по следующим темам, выдвинутым самими учащимися:

1) знакомство с устройством машин (паровая машина, паровоз, пароход, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания);

2) обработка металлов (добывание чугуна и железа);

3) воздухоплавание (воздушные шары, дирижабли, аэропланы, успехи современной авиации);

4) электричество и его применение (получение электрического тока, электромагнетизм, электрический звонок, телеграф, электрическое освещение, радиотелеграф).

Доклады иллюстрировались опытами, чертежами и моделями. Были проведены следующие экскурсии: 1) в авторемонтные мастерские, с целью знакомства с двигателем внутреннего сгорания;

2) в чугунно - литейную мастерскую – в связи с темой – «обработка металла»; 3) на аэродром.

Кроме того, кружок активно участвовал в устройстве общешкольной выставки на тему: «Передача слова на расстояние». Сделаны были чертежи, диаграммы, модели аэропланов, установка моделей телеграфа и радиотелеграфа, действие которого демонстрировалось на выставке; написаны были доклады по каждому вопросу.

Отмечая достижения за год, нужно сказать, что любознательность членов кружка в области физики была удовлетворена и члены кружка проявили интерес к работе. Но в смысле достаточной активности и организованности кружок не был на высоте. Доклады были недостаточно продуманы и проработаны, мало было живого участия в прениях. Кроме того, отсутствие физического кабинета, не давало возможности поставить практические работы.

В следующем 1924-25 учебном году школа получает свое помещение, а потому и физкружок работает в лучших условиях, хотя не имеет еще возможности развернуть лабораторные работы.

Так как громадное большинство кружка интересовалось, главным образом, вопросами электричества, то основной целью работы было намечено ознакомление с техникой получения тонов большого напряжения, с применением электричества в технике и с идеей электрификации. Для того, чтобы сделать этот материал доступным всем, был дан ряд вводных докладов: 1) О законах электрического тока, 2) Индукция токов, 3) Катушка Румкорфа. Вопросы эти были предварительно проработаны по звеньям, а докладчики подготовили опытную часть. Далее были прочитаны следующие доклады: 1) Динамо-машина и электромоторы, 2) Передача силы на расстояние, З) Электрификация, 4) Радиотелеграф и радиотелефон, 5) Явление радиоактивности.

Работа была проведена учащимися с большим интересом, но объединить всех членов кружка на этой работе было трудно; группа членов, более сведущих в вопросах физики, имела тенденцию слишком углублять вопросы в теоретическую область; вследствие этого материал становился мало доступным значительной части кружка. С этим приходилось бороться.

В этом учебном году кружок впервые выходит из узких рамок и стремится к работе общешкольного характера. Было устроено, одно открытое заседание на тему «Электрофикация», на котором были прочитаны соответственные доклады и была демонстрирована установка использования даровых сил природы. Кроме того, кружок выделил ремонтную комиссию, которая участвовала в устройстве освещения на школьных праздниках, демонстрировала, картины проекционным фонарем различным группам.

В 1925-26 уч. году работа, по примеру прошлых лет, была намечена в форме докладов по определенной общей теме.

Годовая тема: «Пути сообщения по суше, воде и воздуху». Опыт прошлых лет уже показал недостатки этой формы работы, при которой крайне трудно втянуть всех членов кружка в работу: фактически работает только небольшая группа, а громадная масса кружка пассивна. Поэтому в этом учебном году были внесены некоторые коррективы: 1) доклады разрабатывались звеньями, которые выдвигали докладчика; 2) предлагалось всем членам кружка предварительно знакомиться с теми вопросами, которые выдвигаются в докладах. Все же работа 1 триместра еще раз показала, что один метод докладов не удовлетворяет членов кружка и не должен исчерпывать всей работы; должны быть применены и другие формы работы.

Оборудование физической лаборатории дало возможность выдвинуть давно желаемый метод лабораторных работ. Во 2 триместре была проведена новая форма практической работы решение опытных физических задач, простых и жизненных по содержанию. Учащиеся звеньями группировались около установки того или другого опыта и должны были проявить личную инициативу в решении вопроса. Работа носила исследовательский характер. Практические работы чередовались с конференциями, на которых докладчики, выдвинутые звеньями, демонстрировали решения задач, а члены собрания оживленно обсуждали различные способы решения.

Лабораторные занятия оказались очень продуктивными, вызвали большой интерес у учащихся и втянули в работу всех членов кружка. Если в 1 триместре насчитывалось до 45 % пассивных, то во втором таковых не оказалось.

Надо еще отметить, что в течение этого учебного года кружок провел 2 экскурсии: на аэродром и на радиостанцию.

В 1926-27 уч. году кружок не существовал в виду отсутствия руководителя.

В 1927-28 уч. году кружок снова возобновил свое существование.

В интересах большей гибкости работы, общей годовой темы кружок не наметил, а каждый триместр выдвигалась наиболее жизненная, интересующая учащихся тема. Уклон работе был дан чисто практический.

Работа 1 триместра состояла: 1) в решении опытных задач и 2) в разработке темы «Электрофикация», приуроченной к празднованию 10-летия Октября. Тема была разработана на ряде докладов, которые составили сборник «Электрофикация», и 2) в устройстве на октябрьском празднике киоска «Электрофикация», в котором дана была картина электрофикации города и деревни, использования даровой водной силы, карты и диаграммы элек-трофикации.

Во 2 триместре была разработана тема «Электролиз» на ряде практических занятий с самостоятельным изготовлением приборов, и, кроме, того, каждое звено взяло на себя задачу изготовить монтажную схему по электричеству, как, например, схема проводки электрического звонка, схема проводки электрического освещения и т. п.

Работа в 1 триместре удовлетворила членов кружка, но не могла захватить всех учащихся; зато, во 2 триместре, были втянуты в работу все звенья и президиум кружка, в своем триместровом отчете, указывал, что члены кружка и в дальнейшем хотели бы сохранить практический характер работы.

В 3 триместре кружок решил предпринять оборудование самодельной любительской метеорологической станции в школе. Вторая намеченная тема: «Физика в природе» – предполагает собрать материал личных наблюдений учащихся и развить в них наблюдательность. Вопросы разрабатываются звеньями в звеньевые доклады (напр., темы: школьный двор, городской сад, весна и т. п.).

Обе темы дают возможность в 3 триместре выйти из пределов лабораторных наблюдений во двор, на воздух, в природу, что является обычно желанием учащихся в весеннее время.

О результатах работы 3 триместра пока говорить еще рано.

Такова, в общих чертах, эволюция работы физического кружка за 5лет.

Е. Левина.