- Как мы росли. Литературный кружок «Б».

Еще в 1925-26 учебном году, когда мы были в 4-й группе, в клубный день мы могли по собственному выбору работать в одном из существующих для первого концентра кружков.

Мы любили чтение, любили книгу и потому избрали литературный кружок. Нам хотелось познакомиться с художественной литературой, научиться разбирать прочитанные произведения, научиться правильно излагать свои мысли и, наконец «сочинять». Впоследствии к этому прибавилось желание уметь выразительно читать. Намечая с руководительницей план работы кружка, мы остановились на теме: «Дети и подростки в художественной литературе». Эта тема была разбита на подтемы: 1) «дети города», в которую входили «дети труда» и «беспризорные»; 2) «дети деревни» и 3) «ети революции».

Охотно и весело взялись мы за работу. Мы познакомились с следующими произведениями, описывающими детский труд: Лондона «Забастовал», Андреева «Петька на даче», Чехова «Спать хочется», Некрасова «Плач детей», о беспризорных детях: Короленко «Дети подземелья», Сейфулиной «Два друга», «Золотое детство» и отрывки из «Правонарушителей», Неверова «Ташкент, город хлебный». Все это мы слушали в чтении руководительницы и учащихся, членов группы чтецов, которая была организована для приобретения навыков в выразительном чтении. Очень живо обсуждали мы прочитанные произведения. Наибольший интерес вызвали Короленко, Чехов и Неверов. Наряду с произведениями писателей, мы зачитывали и подвергали обсуждению свои первые писательские попытки. Большую активность со стороны членов кружка вызвало предложение руководительницы написать развязку к рассказу Чехова «Спать хочется». Хотелось возможно более правдиво написать, что случилось с Варькой, когда она осознала, что задушила ребенка.

Знакомясь с беспризорными в нашей литературе, мы писали доклады, развивая вопросы, поставленные при обсуждении прочитанных произведений. В заключение мы провели коллективную импровизацию на тему «Беспризорный». Импровизация прошла настолько живо и интересно, что до сих пор ее содержание нами не забыто.

Таким образом, мы закончили первую часть нашей темы.

Следующая ее часть – «Дети деревни» – была очень обширна. Приближался конец года; мы не успели бы ее закончить, поэтому нам приходилось взять последнюю часть – «Дети революции». Разрабатывая ее, мы читали произведения: Эренбурга «Трубка коммунара», Вуслендера «Первые грозы» и Петровой „История одной девочки». Большой интерес вызвали «Первые грозы» Вуслендера. Обсуждая это произведение, мы выдвигали все новые и новые вопросы. Самым интересным из них был вопрос об участии учащихся гимназий в революции 1905 г., а в связи с этим и о нашем участии в строительстве новой жизни. Наряду этой работой мы писали и зачитывали рецензии о прочитанных книгах. Чтобы отметить столетний юбилей со дня восстания декабристов, мы проработали Некрасова «Русские женщины» и «Дедушка».

Если в начале года наш актив состоял из учеников 4-х групп, то к концу его он пополнился учениками 3-х групп.

Вся наша работа была собрана в сборник, который был раз-бит на отделы : доклады по теме, свободное творчество и рецензии о книгах.

В следующем учебном году наш кружок состоял только из учащихся 5-х групп. Тема первого триместра – «Дети деревни в художественной литературе». Мы читали Тургенева «Бежин луг», Вольнова «Так было» и много других. Методы работы остались прежними.

Приближался юбилей Короленко. Поэтому кружок изъявил желание познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Для этого мы пользовались «Историей моего современника» и беллетристическими его произведениями. Заключительным моментом этой работы был литературный вечер, посвященный Короленко, где были поставлены: доклады номера художественного чтения с музыкальным сопровождением и без него и сценка из «Слепого музыканта». Вечер этот был организован силами двух литературных кружков.

В настоящем учебном году наш кружок состоит из учащихся 6-х и 7-х групп. В сравнении с прошлым годом мы начали работать более самостоятельно. Изучали Некрасова по его стихотворениям и поэмам и писали доклады на темы: «Биография Некрасова», «Мать Н.», «Женская доля в произведениях Некрасова», «Крепостное право в произведениях Некрасова», «Железная дорога» и «На Волге», «Революционные порывы русской интеллигенции в творчестве Некрасова», «Природа в поэзии Некрасова» и «Дети в произведениях Некрасова». Много времени занимала подготовка к вечеру, посвященному поэту; мы решили прочитать наши лучшие доклады, готовили декламацию, инсценировки. Кроме того, готовились к литературному суду над Лариным, представителем лишних людей из поэмы Некрасова «Саша».

По-прежнему продолжаем мы работать над развитием своего стиля – пишем рассказы и стихотворения на свободные темы. Был устроен вечер личного творчества, прошедший довольно оживленно.

Закончив проработку творчества Некрасова, мы не остановились на одном каком-нибудь писателе. Все мы уже читали современных русских и иностранных писателей. Многое нам нравится, многое не нравится, но мы сознаем, что не умеем подходить критически к читаемому. Для того, чтобы научиться этому, мы наметили для обсуждения в кружке ряд любимых нами писателей и их отдельных произведений. Проработали Вересаева «В тупике», Кервуда «Там, где начинается река», Лондона «Белый клык», его- же «Мартин Иден». Одно собрание кружка мы посвятили сравнению Кервуда и Лондона. Оно прошло очень оживленно, многие высказывались на тему, нужно или не нужно читать Кервуда и можно ли считать его художником. Следующее наше собрание, посвящается современным поэтам.

Барская и Шнейдер (6 «Б» гр.)