- Мы идем вперед! Отчет библиотеки за 5 лет.

Библиотека очень важна для школы, и ребята интересуются ею. На групповых собраниях члены бибкомовского звена сообщают о новых постановлениях библиотеки, знакомят с методами работы. Каждый хочет дать хоть что-нибудь полезное для нее, так как знает, что библиотека не откажет ему в помощи.

Наша библиотека не обманет надежд ребят. Она почти всегда в состоянии снабдить учащегося и научной книгой для доклада и беллетристикой. Не так было в начале ее организации. Много было неудобств, и большую борьбу за создание лучших условий работы выдержала библиотека.

Сорганизовалась наша библиотека, когда школа носила еще название 50-й, в 1923-24 учебном году. Составилась она, главным образом, из книг, принесенных самими учениками и отданных школьной библиотеке. Детских книг на рынке тогда не было, и пришлось удовлетвориться этим. У нас было всего лишь 336 книг. Организовался бибкружок, в котором работали добровольцы. Отдельного помещения у кружка не было; шкафы с книгами стояли в одном из классов; в свободное время работать нельзя было, так как классы были заняты художественной школой. Условия работы были очень плохие, но, несмотря на это, находились ребята, которые всецело отдавались работе, продолжали ее до окончания школы, а теперь ведают библиотеками в профшколе или на службе.

В следующем 1924-25 учебном году условия работы несколько улучшились, так как мы получили больше времени для работы. Все же отдельного помещения не было, а шкафы стояли в учительской. Теперь была уже возможность купить книги, и было куплено 1689 книг на сумму 1280 руб. Все эти книги надо было зашифровать и привести в порядок, поэтому очень много времени было занято технической работой. В этом же году нам была отведена отдельная комната, и, хотя она была очень мала и неудобна, мы провели большую работу. Из книг, данных нам учениками, мы изъяли большую часть. Но мало было изъять ненужные книги, – надо было убедить ребят не читать их. Для этой цели был устроен «вечер книги». Совместно с драмкружком мы провели пьеску, высмеивающую писателей вроде Чарской, Майн Рида, Конан Дойля и др., произведениями которых очень увлекались некоторые учащиеся. Наряду с ними показали новых полезных писателей, как Синклер, Сейфуллина, Лондон и др. После этого многие ребята серьезно призадумались, стоит ли читать приключенческие «увлекательные» романы. На том же вечере дана была инсценировка о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. В антракте ребята могли осмотреть выставку книг, испорченных тем или иным способом. Этот вечер много помог библиотеке в ее работе с читателем.

1925-26 учебный год принес с собой новые улучшения и усовершенствования. Во-первых, – самое главное – мы получили более удобное помещение. Работа расширилась, стала интересной и втянула много ребят. Все более и более основательно знакомились члены бибкружка с авторскими знаками Кеттера и с десятичной классификацией. Теперь работа шла не так, как прежде (шёпотом на последних партах). Здесь можно было и попросить разъяснения у руководительницы, и самому работать внимательнее и лучше. Увеличилось количество книг, что тоже повысило работу бибкружка.

В 1926-27 учебном году мы еще подвинулись вперед. Бибкружок был реорганизован в комиссию. Это очень облегчило работу. В комиссию от каждой группы входило по три представителя, и они удовлетворяли нужды своей группы. Члены бибкома выдавали книги ученикам, втягивали их в чтение, знакомились с интересами ребят. Кроме этого, проводилась чисто библиотечная работа: шифровка книг, получение книг из переплетной мастерской, выдача журналов и снабжение книгами младших групп. Особенно много времени занимала каталогизация: в одном этом году прибавилось 418 книг. Остальные 2396 книг также надо было привести в порядок, – надо было, кроме формуляра, написать отдельную карточку, и это очень затрудняло работу. Таким образом, больше всего времени отнимала техническая работа, но наряду с ней мы проводили и работу общественного характера. Мы были тесно связаны с литкружком, который давал нам рецензии о книгах. Кроме того, мы ходили в центральную детскую библиотеку, чтобы научиться там правильно работать. Наши представители вошли в общегородское объединение школьных библиотек, которое скоро распалось, так как выяснилось, что условия работы школьных библиотек различны. Хотя переход от кружка к комиссии дал нам много преимуществ, все же и тут были недостатки. Особенно тормозила работу смена лиц. Работа была организована таким образом, что каждый член бибкома работал один раз в неделю; начатую им работу продолжал другой, нередко ученик другой группы. Часто происходили недоразумения, и выяснить, а главное, устранить их было очень трудно. Иногда ученик, приходя через неделю работать, вместо того, чтобы заметить в работе движение вперед, находил разрушенным то, что сделал в прошлый раз. Этот недостаток устранили мы в 1927-28 году при помощи звеньевой системы. Каждое звено в группе имеет свою нагрузку. Библиотечное звено, кроме обслуживания своей группы книгами, содержит в порядке свой шкаф, где стоят книги по определенной теме, готовит каталог и ведает журналами. Начав какую-нибудь работу, ученик записывает ее в особую тетрадь, и товарищ его по звену продолжает ее на следующий день. Если случается недоразумение, легко опросить свое звено и выяснить, кто допустил ошибку в работе. Очень облегчило работу также то, что теперь не надо писать каталожных карточек, так как их покупают с книгами. Чтобы вовлечь ребят в чтение книг, мы сделали несколько выставок на темы: «10 лет Октября», «Для умелых рук», «Из. Царства пернатых» и др. Вообще, мы всеми способами стараемся привлечь ребят к книге, и это нам удается. Теперь лишь маленькая кучка учащихся нашей школы не пользуется книгами библиотеки, а остальные берут книги, журналы и пособия для занятий.

Конечно, и теперь у нас есть недостатки. Но мы постараемся сделать библиотеку такой, чтобы школа могла справедливо гордиться ею.

Л. Барская (6 «Б» гр.)