- О работе швейной мастерской

Швейная мастерская при 36-й школе организована в 1925 г. Постоянного помещения в этом году у нас не было; работать приходилось по классам. Недостаток инвентаря (2 машины) тормозил работу.

В состав мастерской входили по желанию ученицы 5-х, 6-х и 7-х групп; количество учениц в мастерской было от 20 до 25 человек; каждая группа работала отдельно. В 1925 г. в школе допускалось передвижение из одной мастерской в другую даже среди учебного года; благодаря этому, план, который намечался мастерской, не бывал выполнен. В каждой группе избирался староста; группа разбивалась на звенья, и каждое звено несло какую-либо обязанность: существовали хозяйственное, санитарное, учебное звенья. При швейной мастерской организовался кружок художественных работ по рукоделию. В мастерских девочки учились шить белье и одежду, в кружке – исключительно художественным работам. Связь с общественной жизнью школы проходила через кружок, который принимал заказы от школы и распределял их по группам мастерской. Для школы были выполнены следующие работы: фартуки для столярной и переплетной мастерских, халаты для технического персонала школы. Мы принимали участие в украшении школы: шили и вышивали занавеси на окна, а в 1926 г. была выполнена очень большая работа – занавес для сцены. Мастерская держала связь с художественным кружком (рисунок для занавеса) и драмкружком (шили костюмы для пьес). Достижения в смысле знаний по шитью были очень слабы, интерес к работе неровный, что об’яснялось отсутствием постоянного помещения и различным уровнем знаний учениц, мастерской. Совсем иначе обстоит дело в 1927-28 учебном году. Нашей школе дано имя т. Иванова, и школа приняла индустриальный уклон. Были отпущены средства для расширения мастерских.

Мы получили достаточно инвентаря: специальные столы для кройки и шитья, хорошо оборудованный шкаф, 5 машин; каждая ученица имеет ножницы, линейку, треугольник и другие необходимые предметы. В мастерской работают, как и прежде, начиная с 5 гр., но, в отличие от прежнего, каждая ученица прикрепляется к мастерской на определенное время для прохождения намеченного курса шитья. В план работы входит шитье белья и одежды, при чем ведется строгий учет работы в рабочих карточках. В конце каждого триместра все ученицы должны представить выполненную ими работу. Президиум мастерской делает отчет о работе и заполняет индивидуальные отчетные карточки, в которых комиссия, состоящая из заведующего школой, руководителя мастерской и руководителя группы, производит оценку работ. В конце года предполагается выставка всех работ учениц. К работе девочки относятся с большим интересом; одинаковы и тип работы дает возможность ученикам приобретать те знания, которые пригодятся им в дальнейшем связь с общественной жизнью школы по-прежнему ведется через кружок художественных рукоделий, где выполняются работы по обслуживанию школы: шитье костюмов для драмкружка, изготовление мелких предметов для лотерей и т. п.