- Государственный переворот в школе в 1924 г. Борьба за исполком (Воспоминания участника)

«Противоречие – это то, что движет вперед», сказал один философ. Эта глубокая истина подтверждается и развитием нашей школы. Из всей истории школьного самоуправления мне хочется остановиться только на одном эпизоде; борьбе за исполком.

Первая форма самоуправления – старостат. Возник он в самом начале организации школы и составлялся из представителей групп, начиная с пятой, и отдельного старостата для младших. Он был очень малочислен: с руководителем, заведующим школой, он имел человек 11.

Так прошел год с начала организации школы, с мая 1923 г. до конца 1923-24 учебного года. 1923-24 учебный год ознаменовался организацией целого ряда кружков. Они возникли, как грибы после дождя: физический, политический, естественный, художественный, исторический, драматический, привлекая к себе массу учащихся новизной и интересной работой. Развился и окреп литературный кружок, организованный еще в конце 1922-23 учебного года. Школьная жизнь кипела и бурлила, и старостат, по своей организации, не мог охватить всей общественной работы школы, выходившей уже за ее пределы, сливавшейся с общественной жизнью всего Союза. Триместровые конференции представителей всех организаций тоже не могли охватить, объединить в одно целое общественную жизнь школы. Назревала потребность в новой организации, в новой форме самоуправления. Уже ко 2-му триместру 1923-24 учебного года жизнь выставила защитников нового течения, которое шло под лозунгом: «даешь исполком».

Это течение четко формулировало свою программу, основным требованием которой было создание нового органа школьного самоуправления – исполкома, в который входили бы представители всех школьных организаций, а не только групп, как это было в старостате. Центр клубной работы – кружки, составленные по принципу добровольности, и они, конечно, должны иметь представителей в самоуправлении; они имеют несравненно больше на это прав, чем группы, составленные из различных элементов, независимо от их желания. «Основа нашей общественности и самоуправления – добровольная организация, и она должна быть представлена в органах самоуправления», провозглашали революционеры.

К концу 2-го триместра брожение, выливавшееся пока в дебатах среди учащихся, перешло на старостат. В его среде нашлось только два сторонника, ставших во главе движения. Весь же старостат остался консервативным и, как мы смеялись над ним, крепко держался «за свое классовое господство».

Руководитель школы говорил о фазах развития и журил бунтовщиков за внесение слишком большой страстности в борьбу. Представители кружков, собравшись однажды, много кричали; многие старосты, бывшие в президиумах кружков, протестовали; но история шла своим путем. И третий триместр ознаменовался переходом на новую форму самоуправления – исполком. Это, несомненно, отразилось на всей работе: все школьные организации были объединены в одно целое исполкомом, и он, сделавшись многочисленней, человек 28, полнее отражал мнения учащихся, ближе стал к ним. Одержавшие верх в борьбе за исполком ходили радостные и торжествующие: они победили.

А. Франке (выпускник 1925 г.)