- Родители и школа

Нынешняя 36-я школа имени А. Иванова возникла и организовалась исключительно по инициативе и на средства родителей. Первое общее собрание родителей состоялось в марте месяце 1923 года. Объективные условия вообще и в частности условия школьного строительства в годы непосредственно после гражданской войны были особенно трудными и тяжелыми. Тем не менее дружным и энергичным усилием группой родителей, учредителей школы, вся большая подготовительная и организационная работа была проделана в короткий срок, и школа начала функционировать уже 2 апреля 1923 года в составе 100 человек. Подысканное временное помещение в Художественном техникуме совершенно не удовлетворяло даже на первых порах и не имело перспектив. Организовавшись, согласно положению о школах на самоокупаемости, в хозком, родители приступили немедленно к подысканию для школы подходящего и постоянного помещения. После продолжительных и настойчивых хлопот хозкому удалось получить разрешение от ГОНО на здание, в котором школа помещается с начала 1924 -25 учебного года и по настоящее время.

Полученное здание находилось в довольно плохом состоянии и требовало значительного ремонта. Возможность же развернуть работу в новом помещении с 7 до 12 групп вызвала необходимость в оборудовании школьной мебелью, учебными пособиями и пр. с расчетом закончить эту работу к началу 1924 - 25 учебного года.

Указанные срочные нужды школы вызывали в этот первый период существования школы наибольшее напряжение родительских средств. Все же необходимые средства были изысканы путем взносов специальных авансов на оборудование, и школа своевременно, к началу учебного 1924-25 года, на 2 году своего существования, перешла в новое, отремонтированное и оборудованное, помещение. За время своей деятельности с 1923 по 1925 год хозкомом было затрачено на содержание школы:

в 1923-24 г. ­– 19821 руб. 24 коп.

в 1924-25 г. – 33273 руб. 57 коп.

Итого за два года         53094 р. 81 к.

 

Из них было израсходовано на капитальный ремонт 2718 руб. 96 коп. и на оборудование – 4818 руб. 79 коп., на приобретение библиотеки – 1509 руб. 08 коп. и на учебные пособия – 850 руб. 05 коп.

В виду того, что здание было частично занято посторонними жильцами, хозкомом немедленно начата была кампания по их выселению. Однако, к сожалению, вопрос этот тогда был разрешен только частично, и здание школы и по сейчас окончательно не освобождено, несмотря на продолжающиеся хлопоты в этом направлении. Этот вопрос в настоящий момент в жизни школы едва ли не самый больной. Говорить о неудобствах такого сожительства много не приходится, но следует отметить, что школа лишена возможности развернуть полностью работу мастерских и других учебно-вспомогательных учреждений, а родители не могут устроить столовую для горячих завтраков, не говоря уже о том, что присутствие постороннего элемента в здании школы порождает целый ряд столкновений и вопросов, связанных с санитарным содержанием здания.

В 1925-26 учебном году школа перешла на местный бюджет, и хозком передал вновь избранному РКС дела и остаток сумм – 1703 руб. 25 коп.

РКС, преобразованный в 1926 году в Ком. Сод., со включением представителей от общественных организаций, продолжает оказывать материальную поддержку школе, установив источником дохода самообложение. Средства КС распределяет на нужды школы по смете, согласно представляемым зав. школой планам, главным образом, на нужды мастерских, кружков, живого уголка, библиотеки. КС отпускаются также средства на содержание руководителя пионерского отряда и на текущие его нужды. Ежегодно летом проводится летняя ремонтная кампания, а также продолжается и до настоящего времени приспособление помещения для нужд школы (расширение физического кабинета, устройство зала для физкультуры, устройство сцены и пр.). Все необходимые для этой цели средства дополнительно к ассигновкам Наробраза изыскивает и отпускает КС. Независимо от сумм, собираемых путем самообложения, КС устанавливает для удовлетворения тех или других нужд школы единовременные сборы, а также устраивает концерты, спектакли, лотереи и проч. Так, на усиление средств на ремонт в 1926 г. был устроен концерт 22 мая 1926 г., давший 528 р. 20 к. чистой прибыли. На обнесение вновь прирезанного в 1926 г. участка земли забором потребовался расход в сумме до 650 р., пополненный родителями путем специального обложения, В настоящий момент, в связи с поставленным педколлективом на очередь вопросом о развитии эстетического воспитания и в частности музыкального, а также в связи с исполнившимся 5-тилетием школы, родители постановили приобрести в ознаменование 5-летия в дар школе рояль, установив для этой цели специальный сбор.

С ноября 1926 г. от школьного кооператива в ведение КС перешло питание детей завтраками. КС в этом направлении сделано немного за неимением подходящего и достаточного помещения. Все же удалось ввести частично горячие завтраки и увеличить число бесплатных завтраков. Средства для этой цели черпаются из оборотов школьного буфета, а также из специальных ассигнований КС.

Так, в 1926 году, при обороте буфета с 1 ноября 1926 года по 15 июня по приходу 4657 руб. 48 коп., а по расходу 4651 руб. 67 коп., было израсходовано в том числе 384 руб. 88 коп. на выдачу бесплатных завтраков, в среднем по 24 в день.

В текущем учебном 1927-28 году на приход с 1 сентября по 1 мая поступило по бюджету 5903 руб. 74 коп., израсходовано 5884 руб. 61 коп., из них выдано на бесплатные завтраки 625 руб. 34 коп., в среднем 40 завтраков в день.

До ассигновано КС для этой цели в 1926-27 г. – 86 руб. 10 коп.

В 1927-28 уч. году предполагается по смете 329 руб. 50 коп.

В прошлом 1926-27 учебнлом году КС была проведена оздоровительная кампания, средства для которой были собраны путем устройства спектакля, поставленного школьным драмкружком, и лотереи.

Собрав 471 руб. 96 коп. и до ассигновав 148 руб. 04 коп., Комитет предоставил 600 руб. на содержание детей на летней оздоровительной площадке и 20 руб. на проезд одной из воспитанниц школы в санаторий в Крым.

За весь период работы РКС и КС. т.- е. с 1925-26 г. и по настоящее время, родителями было отпущено школе в 1925 г. – 7073 руб., в 1926 -27 г. – 5880 руб. 02 коп., и на 1927-28 г. предположены к поступлению 8040 руб.

В учебной жизни родители участвуют через групповые собрания, отчасти через общие собрания, а также через своих представителей от КС в школьном совете. Нужно отметить все нарастающий интерес родителей к школе вообще и к учебной жизни в частности. Такое настроение родителей может быть использовано с успехом педагогическим коллективом. Кстати, поставлен на очередь вопрос о вовлечении родительских масс в интересы школы путем ознакомления их с целями и задачами современного воспитания и педагогики.

Подводя итоги работе родителей, можно смело сказать, что за короткий срок сделано много и, пожалуй, главное. Материальное положение школы в достаточной мере обеспечено. Она имеет специально оборудованное помещение, физический кабинет, библиотеку, мастерские: столярную, слесарную, переплетную и швейную, живой уголок и хорошо содержимый небольшой сад со спортивными площадками. Но тем не менее потребности школы растут вместе с ее ростом, а неисчерпаемая инициатива и энергия в этом отношении руководителя школы П. В. Туторского и всего педагогического коллектива беспредельны. Несомненно, нам, родителям, заинтересованным в постановке дела в нашей школе, необходимо и в дальнейшем, храня традиции родителей – учредителей школы, так же дружно с полной готовностью и посильным уменьем поддерживать все начинания нашего педагогического коллектива. Мы можем быть вполне уверены, что затраченные нами средства возвратятся нам, обществу и государству сторицей.

Н. Маштакова.