- Литературный кружок 1923-24 года

Мне, как одному из активных членов литкружка, хочется отметить одну большую работу, проведенную нами не только для узкого круга наших членов, но и для всей школы вообще. Мы решили отметить столетний юбилей одного из важнейших произведений Пушкина – «Евгений Онегин».

В нашу задачу входило – познакомить школу ближе с нашими кружковыми занятиями и объединить вокруг этой работы всю школьную массу, даже тех из наших товарищей, которые не участвовали ни в каких кружках. Наш праздник распадался на три основных момента: 1) выставка, 2) суд над Онегиным, 3) постановка отдельных сцен из «Евгения Онегина». Трудно сказать, какой из этих отделов потребовал от нас больше труда, времени и любви. Мы ушли с головой в интересное дело, увлекая за собой и других. Немного было учеников, не принимавших хоть небольшого участия в организации праздника. Я остановлюсь подробно лишь на одном моменте – выставке. Это была сложная работа, потребовавшая много труда и знания как со стороны учащихся, так и со стороны руководителей. Нам хотелось оставить вещественное доказательство нашей кружковой работы. Мы надеялись, что можно будет сохранить всю выставку, как школьное пособие при прохождении «Евгения Онегина» (но этого, к сожалению, не смогли сделать за неимением места). Приступая к работе, мы прежде всего тщательнейшим образом изучили тот период жизни Пушкина, который связан с созданием знаменитого романа; результаты проработки мы обычно записывали. Затем мы приступили к собиранию художественного материала; группировали мы его так: 1) портреты Пушкина и его современников, 2) места, где жил Пушкин в 1823-1830 г., З) иллюстрации к «Евгению Онегину» 4) «Евгений Онегин» на сцене. Основным принципом было – как можно больше материала, нарисованного самими учащимися. Готовые снимки, портреты допускались лишь в крайнем случае. Иллюстрировали биографию и самое произведение все, даже малыши. Очень большую и ценную помощь при устройстве выставки оказал художественный кружок.

Трудно передать то чувство удовлетворения, которое испытывал каждый из организаторов выставки, когда в школьном зале- были наконец поставлены три больших витрины; над каждой из них возвышались большие, прекрасно исполненные портреты Пушкина, Евгения Онегина и Татьяны. Из членов нашего кружка был выделен кадр объяснителей, дежуривших по очереди; мы объясняли нашим младшим товарищам содержание выставленных картин и снимков. Кроме того, нами было устроено общешкольное- собрание, на котором литкружок знакомил учащихся с биографией Пушкина и содержанием «Евгения Онегина». Биографию Пушкина предварительно писали в группе и лучшие работы представляли выставочной комиссии, как материал для доклада на общешкольном собрании. Содержание «Евгения Онегина» писали по главам; делалось это для увеличения числа учеников, участвующих в работе. Мне остается сказать только, что литературные выставки – очень желательное явление в школе: они дают знания, развивают художественный вкус и удивительно сближают учащихся.

Суд над «Евгением Онегиным» и постановка небольших отрывков, исполненных драмкружком, прошли с большим подъемом и доставили многим из нас незабываемое наслаждение.

Э. Волкова (вып. 1924 г.)