1913 год. Памяти священника Георгия Гаврииловича Дикарева

В г. Белгороде, на 85-м году от рождения, 15 января 1913 года, волею Божиею, скончался заштатний священник Петропавловской церкви слободы Вертеевки Харьковского уезда о. Георгий Гавриилович Дикарев.

Послужной список почившего исчерпывается в немногих строках: последовательно, как говорят, по-Златоустовски, прошел все степени: чтеца, диакона п пресвитера, и к выходу в заштат имел награды до ордена св. Владимира IV степени включительно.

Таким образом, чисто внешняя служебная сторона была своевременно п должным образом оценена и отмечена. Мы-же свои строки посвятим другой, внутренней стороне – воспитанию в себе им духа и пастырского делания, в меру Богом дарованных сил и благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.

Право правя слово истины, 60 лет прослужил он церкви Божией, и 4 года с двумя месяцами состоял заштатным. Раби. Божий Георгий в 20 лет – псаломщик. Впрочем, лично к нему как сравнительно новое, звание это – неприменимо. В ту давнюю пору были дьячки и пономари. Раб Божий Георгий соединял в себе все добрые черты типичного дьячка старого времени. Затем чтец Ге­оргий получил первую степень священства, был весьма утешен этим, п со страхом Божиим приступил к новому служению. От начала до конца его дьяконская служба была вполне безукоризнен­ной, в священство явилось с естественной наградой и завершением. В священстве он видел одну только милость Божию к своему не достоинству, и в ряды его вступил с величайшим благоговени­ем и смирением. Прошедши долголетнюю суровою школу дьячковства и диаконства, и в священстве он остался навсегда сложившимся простым душевным человеком, живым примером смирения пря­мо евангельского.

Во всех должностях, в долготу всей жизни, любил он простоту сельского быта. Свои служебные, досуги отдавал он хозяйствовании) дома и в поле, что всегда освежало его и вли­вало в него силы и бодрость до глубокого вечера жизни. И так 6 долгих десятков служебных лет до предельного 80-ти лет псаломского возраста. За ним труд и болезнь. Как свеча долго горевшая и, горя, сгоравшая, он почувствовал, что, с остатком, таявших, сил, ему не справиться в большом хуторском приходе. Чуткая пастырская совесть диктовала выход за-штат, и он вышел на покой. Поселился он в Белгороде, чтобы в последние дни на­ходиться под молитвенным заступлением новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа. Молился у его много целебных мощей, молился и в других храмах, и трудился посильно по дому и небольшому хозяйству. Весной и летом ухаживал за садиком. Чистоплотен и аккуратен был он до последней степени. В этом, между про­чим, отчасти и причина его долголетия. Ни одна пылинка или со­ринка, попавшие в поле его зрения, не оставались не сдунутыми и не сметенными. В особенности в святом храме он был прямо неумолимым педантом. Пожил он не мало, п цену времени знал всегда, не тратя его, скоротечное, на сон и отдых, а с пользою для души и тела стараясь провести каждою минуту.

Все давало надежду, что о. Георгий жить мог долго. Но па Рождественских праздниках, в сильную гололедицу, пошел он навестить знакомых. По пути он упал, у верхнего основания раздробив левое бедро. В связи с искалечением пли независимо от него, в горле образовался опасный гнойный нарыв, и два этих союзника вырвали его из ряда живых. В четверть 8-го утра 15 января, не теряя сознанья и только утрачивая раздель­ность произношенья, он тихо скончался. 17-го января, после божественной литургии, собором шести священников (в том числе двум родственниками из Харьковской епархии), без малейшего про­пуска чего-либо из чина священнического погребения, он был отпет, и положен в ограде близ алтарной стены. Служа дол­гую жизнь Богу, он и бренными остатками своими почил близ святая святых христианского храма.

Да упокоить же Господь душу его в селениях праведных.

Города Белгорода Сергиевской церкви священник Иаков Тимофеев