Мироносицкая № 76, дом купца Моисея Фаянса

© Андрей Парамонов (Харьков)

На углу Мироносицкой и Госпитальной улиц расположился вполне симпатичный доходный дом в три с половиной этажа, который в 1910 году по проекту архитектора Михаила Фёдоровича Пискунова построили харьковский купец Моисей Шмулевич Фаянс и его супруга Марьяна Евелевна, купив до этого пустой земельный участок. Симпатичный дом в стиле модерн до ужаса «изнасилован» современниками и лишился многих своих деталей, особенно жалко балконов с изящными коваными решетками. В глубине двора располагался каменный одноэтажный сарай. В доме имелись все блага цивилизации: центральное электричество, водоснабжение, канализация, центральное паровое отопление и городской телефон. Тем не менее, дом Фаянсы 15 июля 1912 года продали инженер-технологу Исааку Иоселевичу Сильману.

На 1919 год там было 10 квартир, лавка одного из квартирантов Соломона Левинсона и дворницкая. Когда же в 1920 году здание национализировали, здесь сделали 38 квартир, в которых проживало не менее 70 человек взрослых. По большей части ― служащие, инженеры, медики и студенты различных институтов. С 1921 года одну из квартир занимал директор Харьковского музея украинского искусства и профессор кафедры искусствоведения Харьковского художественного института Стефан Андреевич Таранушенко с супругой Зинаидой Алексеевной.

Можно сказать, что его квартира на втором этаже была одной из лучших: двухкомнатная, общей площадью более 20 кв. метров[1]. Сегодня балкон, с которого открывался потрясающий вид на нынешнюю Маяковскую и Мироносицкую улицы, на котором он фотографировался со своими детьми, к сожалению, срублен. Часто здесь останавливались его отец и мама, позднее появились дети, а в доме начались проблемы с ремонтом, работой печей на общих кухнях. Вместе с отцом, Андреем Петровичем, Таранушенко установили на кухне железную печь и готовили на ней еду. Сметливые уроженцы Лебедина, они выгодно использовали нишу в коридоре перед квартирой, устроив в ней кладовку. Поскольку каменного сарая всем не хватало, они сделали деревянную пристройку для дров и хранения разного рода вещей. Не удивлюсь, если там был и погреб.

В 1927 году Стефану Андреевичу пришлось отписываться в контрольно-технологическое управление о том, что он рад бы убрать металлическую печь, но сделает это только тогда, когда будет восстановлена работа основных печей. Кладовку его тоже обязали убрать, однако он ее просил оставить. Не менее жёсткими требованиями было и указание ликвидировать пристройку к сараю, иначе она будет разобрана принудительно. Вот в таких условиях и жил профессор Таранушенко, хотя, несомненно, был счастлив, пока в 1933 году из этой квартиры его не забрал НКВД, и больше в неё он не вернулся...

Ещё один мемориальный дом, на котором просто обязана быть мемориальная доска Стефану Таранушенко. Ведь благодаря его деятельности мы можем видеть уничтоженные большевиками уникальные постройки прошлого – храмы деревянного зодчества, здания гражданской архитектуры не только Слобожанщины, но и всей Украины. 


[1]ГАХО. ФР. 1163, оп. 2, ед. хр. 1328.