Харьков. Улицы

Кузнечная улица

© Андрей Парамонов (Харьков)

Улица Кузнечная в 1804 году начиналась от водяной мельницы прапорщика в отставке Фёдора Яковлевича Барабашова на реке Харьков, мимо дворового места Буксгевдена, где на пруду (старица р. Харьков) была построена первая в Харькове каменная баня купца Петра Андреевича Беляева, и далее улица упиралась в р. Харьков[1]. У Барабашовской плотины располагался небольшой кузнечный ряд (6 кузниц), именно они и дали наименование улицы. А в 1814 году встал вопрос о переносе части кузниц из центральной части города из-за опасности пожаров. Так с Николаевской улицы пять кузниц были перенесены аж за р. Харьков на будущую Конскую площадь, еще большее количество их располагалось во рву у подножия крепости[2]. Часть из них расположили на Кузнечной улице вблизи Барабашовской плотины, постепенно переводя туда же и другие кузни, что предусматривал план г. Харькова 1822 года[3].

Здесь же по соседству располагалось дворовое место купца Николая Васильевича Корытина, который во второй половине XIX столетия был известен своими банями. Шли они не только по Кузнечной улице, но и вдоль всего Кузнечного переулка (соединял улицы Рыбную и Кузнечную) и берегом р. Харьков. В 1889 году городская дума разрешила устроить купчихе М. Т. Корытиной сквер выходящий к Кузнецкому мосту, чтобы в целом облагородить территорию у бань, правда с оговоркой, что в любой момент она должна будет его снести.

Бани Корытиных были одними из лучших в Харькове, состояли они из трех отделений: дворянского, купеческого (мужского и женского) и общего. Дворянское отделение было чистым и просторным, там были каменные полы покрытые плиткой, лавки из плиточного мрамора, в парилке хорошо полированное дерево, мягкие диваны обиты кожей и покрыты чехлами, с 1880-х годов даже был современный ватерклозет. Купеческое отделение было попроще, да и туалета в мужском отделении не было, а при женском был, но в холодных сенях. Общая баня здесь существовала для нижних чинов расквартированных полков. Были в бане и нумера с ваннами кафельными и медными и теплым ватерклозетом.  

В 1895 году городска дума подняла вопрос об организации электрического освещения на центральных улицах города: Московской, Сумской до театра, Николаевской и Торговой площадей, Лопанский мост, Екатеринославской, Университетской и части Александровской улицы до вокзала. Электрические фонари должны были гореть с наступлением сумерек и до 12 часов ночи. Тогда же разработали и основные правила распространения электрической сети в частные домовладения и учреждения. Первоначально планировалось, что все электрические сети будут идти по подземным коммуникациям, однако частных В 1896 году на Кузнечной начали строительство первой городской электрической станции, в том же году здание было полностью готово. В начале марта 1896 года приступили к сборке самой электростанции, ожидали поставки трубы из пустотелого кирпича от завода Альфонса Кустодис (Дюссельдорф) высотой 30 м, диаметров 2 м. Также велись работы и по подготовке частных абонентов, которых поначалу насчитывалось 150 человек на 4000 лампочек. Две динамо машины и два газомотора были заказаны в Пруссии на фабрике Шварцкопа и Рибера. Кирпич для постройки электростанции был куплен у Харьковского купца 2-й гильдии и Василия Досекина. А во второй половине июля по Кузнечной, Рымарской, Сумской и прилегающим улицам стали устанавливать столбы для электрических проводов. В сентябре на станции установили шесть паровых котлов системы Бобкоса и Вилькенса (Англия) по 160 лошадиных сил каждый, а также восемь вертикальных паровых машин и четыре аккумуляторных батареи системы Лемана и Манна. 

При постройке электростанции была сооружена каменная плотина, поднявшая уровень воды в этой части р. Харьков, поскольку электростанции нужна была вода для технологического процесса. Это существенно украсило вид на реку в этой местности.

В ноябре 1896 года стали проводить первые подключения электрических фонарей, ими заменили 1600 керосиновых фонарей на окраинах города. В 1897 году электроэнергия подавалась ещё с перебоями, аккумуляторы были слабы, паровые машины ещё не вошли в полноценный рабочий режим. Когда какое-нибудь предместье или окраина погружалось во тьму, обыватели собирались у электрических фонарей, обсуждая причины его отсутствия и придумывая способы возобновить освещение. Немало курьезов поэтому поводу описано в харьковской прессе того времени. К началу XX столетия электроэнергия уже была обычным и привычным делом, развивающимся день ото дня.  Количество проводов выросло настолько, что в снежные зимы они представляли собой бесконечные сетки, заслоняющие фасады зданий, вот когда вспомнили о первоначальном проекте с подземными коммуникациями, но было уже поздно.


[1] ГАХО. – Ф. 3, оп. 10, ед. хр. 650. – Л. 3.

[2] ГАХО. – Ф. 3, оп. 23, ед. хр. 56. – Л. 1–6.

[3] ГАХО. – Ф. 19, оп. 1, ед. хр. 383-а. – Л. 2.