Харьков. Улицы

Залопанская часть города

© Андрей Парамонов (Харьков)

Залопанская часть города формировалась в XVII столетии как слобода, не входящая в черту города, она распространялась на запад чуть далее Дмитриевской церкви, далее шли леса, а с севера и юга её ограничивала река Лопань. В 1730-е годы, когда под руководством иностранных инженеров были возведены оборонительные валы с запада, они полностью прикрыли Залопанскую слободу, вошедшую в состав города Харькова. Тогда же ряд улиц были выпрямлены, а проживание в этой части города стало более престижным. Улицы Конторская, Екатеринославская, Благовещенская, Дмитриевская, Ярославская и Коцарская были застроены в большей степени чиновниками губернских учреждений, отставными генералами и сановниками. К середине XIX столетия большая часть домов харьковской знати была занята лавками, флигели сдавали в наем под жилье, и только господский дом оставался для жизни владельцев, на время их приезда в город в зимние месяцы.

До 1799 года Залопанская часть города считалась второй частью Харькова. Но в 1799 году губернатор Пётр Фёдорович Сабуров, а за ним и губернатор Густав Карлович Зильбергарниш в 1800-м приняли решение, чтобы Залопанская часть города вместе с пригородными слободами Гончаровкой, Афанасовкой и Ивановкой считалась 3-й частью города в полицейском отношении и административном делении. Это же подтвердил в 1804 году губернатор Иван Иванович Бахтин. Здесь был свой полицейский частный пристав и два квартальных надзирателя, имелась и своя пожарная команда.

Центральной осью Залопанской части Харькова в 1760-е годы стала будущая улица Екатеринославская, к 1767 году она стала дорогой, которая вела к центру Екатерининской провинции – Белевской крепости (нынешний город Красноград), городу Богодухову, городам Полтава и Киев. По списку улиц Харькова 1724 года она называлась улица Василия Ктитора и относилась к приходу Дмитриевской церкви. Собственно, здесь она и заканчивалась, поскольку далее шел Западный оборонительный вал, стояли городские ворота.

Название улицы Екатеринославская известно с 1794 года, хотя её же называли и Херсонской, по тому же принципу – дорога на Херсон. Официально улица была закреплена Екатеринославской в 1804 году как дорога от каменного моста через реку Лопань на Холодную гору, сегодня она носит имя Полтавский Шлях. При въезде на улицу Екатеринославскую у моста стояла городская будка с городским стражником (будочником), такая же будка с рогаткой (шлагбаум) стояла и на въезде в город, только службу здесь несли солдаты Харьковского внутреннего гарнизона.

Екатеринославская с давних пор считается одной из трех главных и замечательных улиц города, но ещё долгое время лишь ближние к центру города дома строились по приличным планам и фасадам, и только с расширением города после опубликования плана 1822 года, образования Жандармской площади, улица стала застраиваться и к рогатке на выезде из Харькова. Тем не менее большая часть домов были крыты соломой даже в 1840-е годы. С приездом в Харьков в 1847 году генерал-губернатора С. А. Кокошкина поступило распоряжение в черте города менять соломенные крыши на железные, а ветхие дома сносить. До 1870-х годов Екатеринославская была любимым местом для санных прогулок в зимнее время, здесь оценивали рысаков и шубки девиц, приглядывали себе невесту и искали встречу с друзьями. Однако около 1869 года этот обычай был запрещен, и публика переместилась на Белгородское шоссе и Сокольники.

С 1843 года и по 1919 год по Екатеринославской проходил крестный ход и Озерянской иконой Божией Матери. Ежегодно 30 сентября крестный ход приносил икону из Куряжского Преображенского мужского монастыря в Харьковский Покровский мужской монастырь, а 22 апреля возвращал обратно в Куряж. Это событие нашло отражение в литографиях, гравюрах и фотографиях, а сама икона считается чудотворной и главной реликвией Слобожанщины.

В начале Екатеринославской в первой половине XIX столетия существовало озеро, составлявшее с несколькими другими озерами, целую цепь стариц, на месте где в прошлые столетия проходило русло р. Лопань. Эти озера были источниками чистой родниковой воды, сообщались между собой каналами и служили долгое время местом где набирали воду горожане. В 1796 году генерал-губернатор Воронежского и Харьковского наместничеств повелел оформить озеро по Екатеринославской улице по правильному плану и заботится о его чистоте. На плане Харькова 1822 года мы видим, что через это озеро проложен мост.

В начале 1850-х годов в озеро по Екатеринославской была запущена рыба, финансировало данное действо городская дума, озеро назвали Рыбным. В 1857 году решили сдавать это озеро в оброчное содержание на три года частному лицу, чтобы он эту рыбу использовал по своему усмотрению, а в конце XIX столетия, когда озеро обмелело и здесь устроили сквер.

Украшением Екатеринославской улицы была и Дмитриевская церковь, построенная в 1805-1808 годы, в последующие годы она неоднократно перестраивалась. Последним своим прекраснейшим видом она была обязана инженеру Михаилу Ивановичу Ловцову, именно по его плану с 1888 по 1896 годы она была расширена и украшена с наружи, привлекая внимание всех приезжающих в город.

Одним из центров цирковой жизни Харькова была именно Залопанская часть города. В 1882 году на Жандармской площади и примыкающему к ней Гончаровскому бульвару был открыт цирк Соломонского, а в 1889 году его заменил русский цирк братьев Никитиных. В 1892 году Аким Никитин построил новое здание цирка, просторное, с печным отоплением, арена которого превращалась и в театральную сцену. В 1910 году цирк Никитина был разобран, его обманул собственный управляющий Г. Муссури выкупив участок земли для постройки каменного здания цирка лично для себя. В тоже время в 1906 году первое каменное здание цирка-театра на Жандармской площади построил харьковский купец Генрих Грикке. Это здание проекта архитекторов Мечислава Коморницкого и Владимира Хрусталева сохранилось до наших дней под именем «Старый цирк».

Параллельно Екатеринославской с давних пор проходила улица известная на 1724 год как улица Ивана Кривого, позднее получившая наименование Большая Рождественская от Христорождественской церкви. В 1840-е годы она получила имя Конторской, в 1889 году Харьковский купец 1-й гильдии Дмитрий Константинович Кромский открыл здесь паровую кондитерскую фабрику.

Первый Христорождественский храм в Залопанской части города был построен не позднее 1655 г., а каменный заложен в 1781-м, а освящен 15 мая 1783 года, строился он по проекту харьковского губернского архитектора Петра Ярославского. Это была одна из небольших, но наиболее блестящих работ архитектора.

Севернее Екатеринославской и параллельно ей шла другая знаковая для Залопанской части города улица – Благовещенская, имевшая на 1724 год наименование Бережная. Получив официальное имя Благовещенской в 1804 году от храма Благовещения, улица начиналась домовладением секретаря Петра Майстренко и доходила до улицы Дмитриевской, где упиралась в обширную загородную усадьбу фон Минстера.

На Благовещенской улице располагался некоторое время Институт благородных девиц, сад развлечений «Тиволи», цирк-театр Муссури, позднее он же Большой театр, первая городская Александровская больница для неимущих жителей города. А на Благовещенской площади с которой начиналась улица стояла церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, известная с 1655 года. Уцелевший до наших дней Благовещенский собор построенный по проекту инженера Михаила Ловцова, был освящен 14 октября 1901 года. Рядом с Благовещенской церковью в 1832 году был открыт Благовещенский базар, позднее переместившийся на Дунинскую леваду, где и располагается до сих пор. А на перпендикулярной улице Малой Рождественской был устроен Суздальский гостиный двор, куда с 1849 года перевели оптовую торговлю из центра Харькова. К концу XIX столетия здесь располагались самые известные торгово-мануфактурные фирмы империи.

Почти до конца XIX столетия старая часть Залопани считалась элитным районом города, представители знатных дворянских родов предпочитали селиться подальше от ярмарочного центра города. Но развитие Благовещенского базара, а также Суздальских рядов вынудило их постепенно перебираться в нагорную часть Харькова – снова подальше от шумной торговли.