1879 год. Закладка каменного храма в пригородной слободе Ивановка

Вместо существующего в пригородной к Харькову слободе Ивановке ветхого, деревянного, – в день 21 мая 1879 года совершена была закладка каменного храма, в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 20 мая, на предназначенном для нового храма месте, удачно драпированном коврами и украшенном целыми аллеями зеленеющих растений, отслужено было всенощное бдение, при весьма значительном стечении народа. На другой затем день, в 9 часов утра начата в старом храме божественная литургия которую совершал законоучитель харьковской 3-й гимназии, протоиерей о. Тимофей Павлов, в сослужении двух священников и двух диаконов. В свое время достопочтеннейший о. протоиерей сказал глубоко назидательное слово, выслушанное молящимися с особым вниманием и явно повлиявшее на их добрые сердца. Непосредственно по окончании литургии начался, при участии помощника благочинного о. Павла Тимофеева, крестный ход на Архиерейскую леваду к месту нового храма. Здесь церемониальное шествие встречено было духовенством харьковской Всехсвятской церкви, прибывшим со своею святыней несколько ранее, – и народом, густою массою покрывавшим площадь новостроящегося храма. При усердной молитве и благоговейном внимании собравшихся богомольцев, совершено по чиноположению на месте предназначенном для престола, водружение Креста и затем последовательно основание храма и окропление освященной водой всего места, По окончании всего богослужения, провозглашено было многолетие государю императору со всем Царствующим Домом, св. Синоду, преосвященнейшему Иустину, епископу Харьковскому, благотворителям новосозидаемого храма, прихожанам и всем предстоящим и молящимся.

СЛОВО

при основании нового храма в честь святого апостола и евангелиста

Иоанна Богослова

Сей день, егоже сотвори Господь,

возрадуемся и возвеселимся в он!

Было время, когда это место было дико и необитаемо, и в его пустынных дебрях слышался голос дикого зверя. Здесь поселился человек с его верою в Бога, с его нуждами, с его бедствиями, скорбями и страданиями. Ему нужно было бороться с нуждами, переносить скорби и страдания; ему нужна была помощь в этой борьбе; ему нужно было утешение в скорби и страданиях; ему нужна была высшая сила – сила Божия, которая бы его и подкрепляла д утешала; ему нужно было место, где бы он чувствовал присутствие Божие, где бы он мог пролить пред Ним моление свое, возвестить Ему печали свои, поведать горе своё; наконец, ему нужен был святой храм, где он мог бы и освящать и укреплять себя и находить для своей души и хлеб животный и воду живую, молиться, каяться, подкреплять силы духовные св. Телом и св. Кровию Христа, чтобы жить со Христом, чтобы иметь силы переносить страдания, терпеть в терпеливо идти туда, где нет вздохов, болезней и печалей.

И вот здесь, на этом некогда необитаемом месте, более чем за сто лет до сего времени, ваши деды и прадеды соорудили этот святой храм. И Господь благословил их святое усердие к созиданию святыни, то усердие, которое, как святое наследство, перешло к вам, их потомкам, и которое вы приумножаете, как достойные дети добрых отцов. Да водворит их Господь в своих вечных и блаженных селениях! Здесь они освящались сами и освящали своих детей. Сюда приходила они чтобы каяться н исповедовать Богу свои грехи; здесь освящались они приобщением св. Тела п Крови Христовой; здесь Господь благословил их супружества; сюда ваших отцов и матерей в их детстве и вас самих приносили и приводили матери, чтобы поставить вас пред Господом и усыновить вас Богу-Отцу небесному. Здесь Господь внимал их молитвам; здесь воздух оглашался их вздохами; пред этими св. ликами они проливали слезы радости и горести. Здесь же св. церковь молилась над их усопшим телом и проводивши на вечный покой, никогда не переставала и не перестает теперь молиться о вечном и блаженном упокоении душ их, как создателей в благодетелей св. храма сего.

За то, что некогда великий праведник патриарх Авраам служил Богу верою, правдою и послушанием Его св. воле. Господь благословил его и умножил его потомство. К его добрым потомкам приходили пришельцы и водворились в их селениях, потому, что и пришельцу, с чужими, но добрыми людьми, легко освоиться и жить покойно и хорошо. Мы верим, что ваши деды и отцы служили Богу верою и правдою, и вот Господь благословил их и умножил вас – их детей, их потомков; мы верим, что и вы служили и готовы служить Богу верою, усердием, преданностью и жертвами; в этом порукою служит то святое дело – сооружение нового обширного каменного храма, к которому вы готовитесь приступить и на которое все мы готовимся призывать благословение Божие, а потому верим, что и вас Господь осеняет своим св. благословением и под сень в защиту этого благословения к вам приходят и между вами водворяются пришельцы из нашего многолюдного и многошумного города. Здесь же находят они покой от суеты многомятежной жизни больших городов и, наученные человеческой мудрости, они, может быть сами не замечая, учатся у вас простоте сердечной веры, простоте жизни, жизни не богатой, не роскошной, но мирной и простой и, может быть, более счастливой, чем жизнь испорченная роскошью и стесненная законами и причудами моды. Здесь они освежаются и телом и духом. Мы верим словам Спасителя, что Господь многое сокрывает от премудрых и разумных и открывает младенцам – людям простым по простоте сердечной веры, по простоте не мудрствующего лукаво разума, по простоте жизни, И вот люди, некогда чужие вам, поселились среди вас, еще умножили вашу семье, и эта обветшавшая скиния, носительница святыни Божией и святыни вашей души, этот храм, уже не вмещает всех усердствующих к Богу, всех тех, которые ищут в Боге и утешения и освящения. Усердие к Богу растет, расширяется и обновляется во внутренней храмине вашей христианской души. Еще нужно и больше простора и больше света. И вот Господь внушил и вашему доброму пастырю, в его заботах о вашей души и вашем спасении и вам самим, в заботе о спасении вашей души, – внушив благую и святую мысль – основать с Божиим благословением и соорудить при помощи Божией новый, обширный, каменный храм.

Нам не дано видеть того, что в чужой душе; мы не знаем, что ощущает теперь ваше сердце. Это видит и знает серцеведец Господь! Но, мы верим, что ваша душа радуется теперь святою радостью, потому, что ваше дело – святое дело, что ваше сердце вкушает теперь неземную радость, потому, что хотя дело будет строиться на земле, но не для земли, а для неба; не для жилища людям, а в жилище Богу, для соединения души с Богом и для вечного её спасения. Мы верим, что радость ваша не будет умаляться, а с каждым рядом камней, который положат строители, эта святая радость будет более и более возвышаться туда, к небу, к Богу, чтобы туда возвышались ваши мысли, наше сердце, ваша любовь и вся ваша жизнь. Вы приступаете к великому, святому, но и трудному делу. Оно потребует от вас и великих и не легких жертв, потребует многих десятков тысяч. Много приготовлено уже материала, а потребуется еще больше! Да и приготовленный материал лежит в беспорядке: камни, известь, песок! Нужно все приводить в порядок, устраивать, украшать. Вам прийдет иногда на мысль: «а что, если вдруг не станет средств?». Да сохранить вас Господь от маловерия! Вы начинали строить дома для себя, – и выстраивали. А это дом для Господа: Он будет и хозяином и строителем! Когда строится дом для хозяина, то хозяин заботится, чтобы за материалом не было остановки. Некогда св. Апостолы, а в том числе и св. Иоанн Богослов, во имя которого будет строиться ваш св. храм, целую ночь ловили рыбу и ничего не поймали, потому, что тогда не было с ними Господа, а когда Господь благословил, то явилось необыкновенно много рыбы там, где её вовсе не было. У вас уже такое обилие материала и средств для сооружения храма; а еще так недавно не было ничего. Не явно ли, что все это послал Господь – Невидимый Строитель вашего храма?

Не забывайте, что первые строители Христовых храмов были святые равноапостольные цари св. Константин и св. мать его Елена; а в нынешний именно день (21 мая) св. церковь чтит память их и призывает как молитвенников и помощников наших в каждом добром начинании.

Когда Господь начал основание мира, то была бездна, не было порядка; но Дух Божий ношашеся над бездною и сила Св. Духа создала, и устроила и благоукрасила весь этот чудный и прекрасный Божий мир, этот необъятный храм Божий, где и беспредельные небеса, и каждая в небе звезда, и каждая в поле былинка и каждое незаметное для глаза насекомое – поведают Славу Божию! Помните всегда, что тот день, когда вы с молитвою и верою в помощь Божию приступаете к построению св. храма, – есть день Св. Духа, когда св. церковь призывает благодать и силу, Божественного Духа на всякую христианскую Душу и на всякое святое дело души. Будем, все, едиными устами и единым сердцем призывать на святое дело сооружения храма вседействующую благодать Святого Духа и будем верить, что сила Духа Святого будет подкреплять строителей, воодушевлять жертвователей и поможет довести дело до желанного и радостного конца.

Говорим радостного потому, что мы теперь не можем и представить себе той великой, чудной и святой радости, какая ожидает вас тогда, когда храм ваш будет доведен до окончания. Он будет возвышен, украшен, св. иконами; на нем зияет указывающий на небо св. Крест. Раздастся первый звук колокола, призывающего вас к освящению ново созданного на жертвы вашего усердия храма. На эти звуки ваше сердце откликается небесной радостью. Вот вы войдете в новый храм; он будет полон света; а еще светлее будет у вас на душе!

Услышатся слова молитвы; понесутся под своды храма сладкие для слуха песнопения, и слезы, для Бога дражайшие алмазов, засияют на ваших глазах, оросят ваше лицо, вы падете и поклонитесь Св. Духу утешителю, сокровищу благих, подателю жизни и всех ее радостей. Вы тогда забудете, что вне земле, ибо будете вкушать небесные радости. И, может быть ваша душа, вкусивши здесь этой небесной радости, возжаждет ее навсегда и будет верою, молитвою и любовью искать ее здесь на земли, чтобы некогда обрести там блаженство нескончаемое и радость неперестающую, вечную.

Господь милосердый да пошлет всем вам эту радость небесную!  

Протоиерей Тимофей Павлов