№ 24 усадьба Фердинанда Доберта

© Андрей Парамонов (Харьков)

Немало в Харькове зданий, который вызывают интерес не только историков и краеведов, но и обывателей, которым интересна история нашего города. И как это часто случается гуляющие по дворикам центра города молодые люди проявляют этот самый интерес к таким объектам, на которые историк, или архитектор может не обратить внимания вовсе.

Один из таких домов расположился во дворе дома по улице Рымарская 24 и примыкает к славно известной «Саламандре». Это конечно сразу же ориентирует многих на то, что это некий черный выход с «Саладмандры», а самые догадливые тут же придумывают, что он служил для привода публичных женщин к жильцам.

Второй вариант истории дома отправляет нас в совершенно иное направление, дескать это флигель из лечебницы врача-офтальмологу Браунштейна. Однако здесь 100% промах, поскольку история домовладения Браунштейна уже хорошо исследована и не раз публиковалась.

Не будем мучить больше догадками и расскажем, как было на самом деле. В середине XIX столетия дворовое место, которое сегодня известно под № 24 по улице Рымарской принадлежало не богатому дворянскому роду Барановых. Поручик Иван Захарович Баранов выйдя в отставку некоторое время служил в гражданской службе в чине губернского секретаря, а после его смерти в 1870-е годы им владела его супруга Мария.

Здесь стоит немного отвлечься, чтобы заглянуть в тему истории мебели в Харькове. Дело в том, что на 1870-й год в Харькове не было ни одной мебельной фабрики. Они конечно появлялись, но лишь на короткое время. Все-таки традиции изготовления хорошей мебели в нашем городе нет и по сей день. Вся хорошая мебель как правило была привозная из Европы, на худой конец из столиц, например долгое время лучшей фабрикой мебели в Петербурге считалась Гамбса.

Иногда местные дворяне, привлекали своих крепостных к производству мебели своих имениях. Те работали с образцами мебели, которые стояли в господских домах и попросту делали копии. В лучшем случае для таких мастеровых закупались в Европе особая древесина, краски, лаки, ткани и фурнитура.

Продажа мебели в Харькове производилась в двух особых магазинах на Николаевской и Торговой площадях. Все остальные лавки в расчет брать не будем, поскольку продавалась там мебель простая. В 1864 году в Харьков прибывает датский подданный Фердинанд Георгиевич Доберт, который открывает третий мебельный магазин тогда это был № 20, а сегодня это начало Сумской улицы. 

Доберт привозил лучшие заграничные образцы мебели и к 1875 году понял, что в Харькове начинается строительный бум, в год строилось около 300 каменных и деревянных жилых домов, значительная часть каменных домов дворянами и купечеством. И Доберт стал подумывать о мебельном производстве. Для этих целей он покупает дворовое место Барановых по Рымарской, где на тот момент стоял деревянный на каменном фундаменте дом, деревянные службы, конюшня…

Дом с фасадом на Рымарскую прожил еще несколько лет, а вот все остальное было безжалостно снесено. Первым делом Доберт построил каменный сарай в один этаж, который собственно и представлял собой мебельную фабрику. Он сохранился до наших дней в перестроенном виде, только сегодня это жилое здание. Здесь же рядом внутри двора он строит каменный двухэтажный дом и в нем проживают иностранные мастера, которые работали на его фабрике.

Сама фабрика просуществовала всего несколько лет и о том сколько и каких изделий она производила – неизвестно. То, что она была действующей подтверждают годовые отчеты. Только в июне 1894 года это дворовое место покупает купец Лаврентий Павлович Соколов, который тогда скупал все что можно по Рымарской улице вместе со своей супругой они владели значительными участками.

Соколовы вместо старого дома Барановых построили по проекту весьма любопытного архитектора Фёдора Алексеевича Кондратьева, имя которого не всегда верно отражено как в литературе, так и интернет-публикациях. Он сотрудничал с известными в Харькове архитекторами (Бекетовым, Цауне, Загоскиным, Величко), чертил дня них проекты, а также составлял проекты собственные не брезгуя самым малым заработком для рабочих, служащих и крестьян. Так на Рымарской 24 появился замечательный двухэтажный особняк, над которым вскоре нависла громада «Соломандры» и он стал менее заметным на её фоне.

Насколько привлекательным сегодня мы видим дом с фасадом на улицу, настолько же ужасным выглядит каменный дом построенный Добертом внутри двора. Вот только если его приведут в порядок и он будет выглядеть благообразно, будет ли он также интересен для любителей старины?