№ 12 усадьба Гладкова, сад "Тиволи"

© Андрей Парамонов (Харьков)

В 2014 году Харьковский городской совет вернул скверу «Пищевик» его первоначальное имя – Сад Тиволи. Сложно сказать насколько это знаковое событие, поскольку нынешний сад выглядит настолько дешево, что не соответствует имени, которое он получил в дореволюционное время от старинного парка развлечений в столице Дании – Копенгагене.

Трудно представить, что ландшафтный парк, который стал основой для Тиволи был разбит председателем Палаты уголовного суда Слободско-Украинской губернии коллежским советником Георгом фон Минстером в конце XVIII столетия. Большая его часть была за пределами городской черты, хотя на ряде планов Харькова 1785-1817 годов предполагалось, что усадьбы фон Минстера войдет в городскую черту целиком, а улица Благовещенская отделит парк от усадьбы. Однако только план 1822 года утвержденный императором Александром I будет принят к исполнению. Фон Минстер продает отделенную парком усадьбу дворянину Адольфу Ивановичу де-Роберти – содержателю частного пансиона в Харькове. 

Следующим владельцем имения на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц становится с 1843 года жена подпоручика Саввы Васильевича Абазы – Варвара Сергеевна, урожденная Цурикова. Абазы строят каменный двухэтажный каменный дом и благоустраивают усадьбу, при этом вся усадьба целиком входит в городскую черту только по плану Харькова в 1846 году.  На 1874 год мы видим, что эта обширная усадьбы принадлежит купцу, потомственному почетному гражданину Николаю Александровичу Гладкову, значащаяся по ул. Благовещенской № 28. Дом и участок купцу нравились, но уход за огромным парком, который ещё недавно был самым крупным частным парком в городе приносила одни расходы.

Гладкову можно сказать повезло, что в 1881 году усадьбу с парком взял в аренду мещанин Николай Степанович Буюмов, который стал вскоре Харьковским купцом. Владельца усадьбы не смущало, что в их дворе развернется парк развлечений. «Тиволи» был открыт 1 мая 1881 года и сразу же ворвался в мир общественных развлечений Харькова во всей своей красе. Из сада «Тиволи» осуществил свой четвертый полет в Харькове на аэростате Михаил Лаврентьев. На открытие зимнего сезона был устроен ледяной дом с превосходнейшей иллюминацией у которого проходили детские вечера и фейерверки. Вход в 40 копеек не остановил публику, между тем помимо развлечений и оркестров публике концертный зал и открытая летняя театральная площадка.

Уже в 1883 году здесь действовали две труппы, одна опереточная и одна драматическая. В 1884 г. здесь была представлена опера Вазена «Путешествие в Китай». В 1885 г. в «Тиволи» проходили гастроли оперной певицы Э. Павловской. После постройки в 1886 году Буюмовым нового здания для летнего театра весной и летом 1887 г. харьковский оперный театр постоянно выступал на сцене «Тиволи», 1 мая на открытии сезона давали оперу Глинки «Жизнь за Царя», 12 мая оперу Римского-Корсакова «Снегурочка», 4 июня оперу Верди «Риголетто». В 1888 г. весь летний сезон здесь выступала труппа Калиновича, в некоторых спектаклях принимали участие Саксаганский и Заньковецкая. В том же 1888 г. здесь выступали китайские фокусники, а также драматическое товарищество под руководством Е. Яблочкиной и Н. Журина. В 1890 году с 19 июня в «Тиволи» давала представления труппа Марка Лукича Кропивницкого, а 30 мая 1895 года была премьера оперы «Мазепа» и сколько ещё таких премьер! В 1896 году снова была труппа Кропивницкого, в премьерном спектакле «Вий» от факела чуть не сгорел актер игравший Вия – Г. Тихонович, а публика чуть было не бежала из сада, лишь появление на сцене самого Марка Лукича успокоило публику.

Помимо театральных представлений «Тиволи» устраивал невиданные ранее в Харькове развлечения: ледяной каток в зимнее время, а на нем всевозможные соревнования на коньках; новогодняя елка с непревзойденной иллюминацией и детскими подарками; летом запускались воздушные шары, а например в 1895 году с такого шара прыгнула с парашютом Ольга Древницкая; не успели в Париже открыть Эйфелеву башню, как в «Тиволи» открыли свою 30 июля 1889 года, украсив её разными огнями и электрическими солнцами, а в день открытия наверху её музыкант Дрейслер исполнил соло на трубе. А кроме этого устраивались искрометные фейерверки, соревнования стрелков, бенефисы артисток, праздники цветов и зелени на Троицу.

Вот что не подошло для «Тиволи» так это устройство полноценного   цирка, после масштабных гастролей цирка Фюрера в 1890 году здесь больше не устраивали специального циркового балагана, он стеснял посетителей сада. Отпугивал публику и устойчивый противный запах. Однако отдельные цирковые артисты выступали на летней сцене.

В «Тиволи» практически всегда была хорошая кухня, а кроме ресторана буфет и пивной ларек. Повара выписывались из-заграницы, на худой конец из Петербурга и Москвы. Вот например, какой обед предлагался 11 мая 1885 года ценой в 1 рубль: ботвинья, осетрина и балык, пирожки, жульен, котлеты пожарские со свежими бобами, жаркое утки, салат с огурцами, артишоки баригуль, сладкое, салат оранж, кофе.

Между тем «Тиволи» был не единственным садом развлечений, на пятки все время наступали «Бавария», «Стрельна», «Претория», «Аквариум» и другие. Чтобы удерживать публику требовались и управляющие которые могли предложить новое и диковинное. В 1895 году в «Тиволи» сменился арендатор, на смену Буюмову пришел харьковский купец 2-й гильдии Виктор Васильевич Жаткин. С 20 октября 1895 года Жаткин заменил газовое освещение на электрическое, поначалу всё было устроено электромехаником Александром Колычевым, но уже весной 1896 года его сменила Петербургская фирма «Сименс и Гальске».

Но «Тиволи» для Жаткина был маленьким садом, без возможности развернуться, тем более тут же по соседству живет владельцы и все происходит у них на глазах, тем более что некоторым из семьи Гладковых он не симпатичен. Не случайно Жаткин арендует в 1902 году усадьбу Филонова, где устраивает кафешантанное заведение «Буфф» имеющее прежде всего зимний концертный зал. И вот когда 30 мая 1903 года умирает Николай Александрович Гладков, то его супруга Надежда Дмитриевна извещает Жаткина о том, что контракт на аренду продлеваться не будет.

В 1905 год в сад «Тиволи» возвращается старый арендатор – купец Николай Степанович Буюмов, который в том же году занялся существенной перестройкой сада. До него в саду «Тиволи» были летние деревянные постройки: буфет, пивному и цветочному павильоны, кабинеты для гостей и др. сооружения. Буюмов перестроил буфет в летний театр, кабинеты в открытый буфет, павильон для музыки перенес с главной аллеи в глубину сада, все это осуществлено было в несколько дней пяти-десятью рабочими под управлением подрядчика Евстраторова и управляющего садом Л. Е. Эренбурга. При этом летний деревянный театр стал одним из самых притягательных зданий для харьковчан, сюда потянулась публика, не прочь были выступать известные исполнители романсов и театральные труппы.

В 1906 году Буюмов подает прошение о том что желает снести старый деревянный театральный павильон и построить совершенное новое деревянное здание летнего театра. Конечно в ходе осмотра сада «Тиволи» младший инженер строительного отделения Мельгунов нашел нарушения в постройках, которые были осуществлены без разрешения и Буюмов выплатил крупный денежный штраф.

Открытие летнего сезона 1906 года состоялось 29 апреля и грандиозная программа превзошла конкурентов. Во время ужинов со сцены шел концерт иностранных и отечественных известных всей империи исполнителей. Роскошный буфет и образцовая кухня были дополнены лучшими винными погребами Харькова Бауэра и Жевержеева, а пиво представлено со складов рижских заводов Вальдшлесхен и Стрицкого. В августе 1906 года был открыт и новый летний театр потрясший своей отделкой публику.

Историю сада «Тиволи» наполняла бесконечная череда скандалов, происшествий, краж и покушений (в том числе и на губернатора Оболенского). В полицейской хронике Харькова ежедневно отмечаются события у «Тиволи», агенты сыскной полиции вынуждены были держать вблизи него постоянный пост. Однако мы не будем потрясать скандальной хроникой!

В годы советской власти сад «Тиволи» уполовинили за счет постройки в 1927-1930 годы клуба окружного комитета союза «Пищевик», в год его открытия сад и переименовали, тоже в «Пищевик». Конечно это жуткое прозвание сада нужно было изменить, но вряд ли унылые деревца нынешнего сквера тянут на громкое «Тиволи», тем более что его прообраз и сегодня процветает в Копенгагене.