Максимилиановская № 7 дом Ивана Пенского

© Андрей Парамонов (Харьков)

Уютна и привлекательна была в начале XX столетия Максимилиановская улица. Новые дома по самым современным технологиям и архитектурным европейским практикам строили передовые архитекторы Харькова. Сегодня большинство этих домов уцелело, однако каждый вырос на несколько этажей, чудесную пластику фасадов срубили, крыши потеряли свою изысканность, а современные офисы и магазины вконец убили изящные домики начала XX столетия.

 Одним из архитекторов, который построил на Максимилиановской улице больше других, был Юлий Семёнович Цауне. Выходец из крестьянской семьи, он в 1889 году окончил курс наук по архитектуре при Императорской академии художеств с большой серебряной медалью. В наш город этот архитектор с особым стилем попал в июне 1896 года для составления проекта по переустройству ж. д. станции «Харьков». 

Несмотря на кажущееся изобилие архитекторов в Харькове, толковых инженеров для проектирования частных зданий не хватало. Цауне пришелся кстати многим в нашем городе. Одним из частных харьковских заказчиков, который обратился к Цауне за проектом жилого дома, стал присяжный поверенный Иван Алексеевич Пенский, который выкупил пустопорожний участок земли под № 7 по Максимилиановской улице у семьи Раупах и в 1898 году решил построить на нем каменный дом[1]

Заказчик пожелал построить здание на две семьи, каждой из которых предназначался отдельный этаж. Во дворе располагались служебные постройки и приличных размеров сад. Дом был почти квадратным в плане, с элементами готического стиля. Стрельчатые окна и двери по главному фасаду, на крыше возвышались две фигурные башенки, которым подыгрывали трубы печного отопления, изящный эркер первого этажа завершался балконом на втором. Фасад, который выходил в сад, имел стандартные окна и двери, хотя его карниз был богато украшен, а выход из чердака на крышу прикрывала зубчатая стеночка. Весь силуэт дома представлял собой часть рыцарского замка. Дополняли фасад со стороны улицы цветники, огороженные изящной кованой оградой.

Цокольный этаж занимал половину здания, здесь были два погреба, кладовая, обширная хозяйская кухня и квартира дворника. Первый этаж занимал хозяин, его квартира состояла из передней, кабинета, гостиной, столовой, двух спален, комнаты дочери и комнаты для прислуги. Из столовой хозяин мог выйти на террасу и далее в сад, со двора в сад попасть никто не мог, он был огражден глухим забором.

Второй этаж воспроизводил планировку первого этажа, только вместо комнаты дочери ― кухня. Отопление в здании было печным, канализация, водоснабжение и электричество сделали централизованными. Поэтому каждый этаж имел свой ватерклозет и ванную комнату.

Флигель представлял собой двухэтажное здание, где в цокольном этаже разместились погреба и прачечная, на первом и втором этажах две квартиры в четыре комнаты и кухней. Также имелось отдельное здание сушильни для белья и ледник.

Сегодня дом Пенского ― четырехэтажное здание, изувеченное нелепыми решетками, металлопластиковыми дверьми, жутким входом в подвал и кондиционерами. Все лучшее срублено за ненадобностью. Из украшения Харькова дом превратился в рядовое жилье.


[1]ГАХО. Ф. 45, оп. 4, ед. хр. 8222