1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Село Бабаи
Книга большого чертежа говорит: «Выше Хорошаго городища в 5 вер. Донецкое городище».
          Хорошее, или Хорошево, городище мы уже видели. На той же правой стороне р. Уд, на которой расположено Хорошево городище, в 5 верстах от Хорошева, между Бабаями и Филипповым селом, поныне известно Городище. Оно расположено на высоком берегу р. Уд, в 45 саж. от края берега. Время и люди много изменили вид его, но еще можно различить его части. С юга и севера оно защищено рвом и валом, с востока — крутизной берега и р. Удами, с запада – рвом, который почти выровнен проложенною здесь дорогою. Площадь городища между валами длиной в 24 саж., шириной в 121/2 саж., вышина берега 15 саж. На юге городища по наклону горы есть еще два земляных укрепления, но величины незначительной, составляющие как бы передовое укрепление. Это памятники бывшего здесь города Донца, в который Игорь, князь Северский, в 1186 г. прибежал из плена половецкого. Г. Пассек, расчищая ров с севера, видел много черепков, костей, кусочек красной листовой меди и какое-то украшение, сделанное из глины, покрытое лаком, с двумя пронизками.
          Московское население Бабаев началось с 1643 г., когда бабаевская земля отдана была чугуевским боярским детям, которые впоследствии (в 1658 г.) поступили в службу харьковскую. Между этими служивыми один был Федор Клементьев Бабай, оставивший свою фамилию селу. "Грам. в Арх. губ. правл. № 2, 10, 18. В последней (от 18 авг. 1686 г.): «По указу царя и в. к. Михаила Федор. сведены деды и отцы их (Ивана Емельянова Смольянинова и друг. жителей Бабаев) с женами и детьми на вечное житье в Чугуев из разных городов и в прошлом 151 (1643) и в 156 (1648) г. по указу ц. и в. к. Алексея Мих. дано им в поместье земли по 20 чет. на человека. И как построен город Харьков, и они де для близости приписаны и служат по Харькову. Да в прошлом же во 161 (1653) г. дана Емельяну с товарищи поместная земля со всякими угодьи в Чугуевском уезде, въ селе Архангельском, Бабаи тож, в урочищах от устья Леднаго колодезя вниз к р. Удам до Хорошева городища, а от Хорошева городища к Пастушьему полю,— на Ржавый Колодезь и вниз по Ржавому колодезю и вверх по Мерефе по Кременной колодезь». В деле 1700 г. № 2: «Лета 7161 нояб. в 25 день (1652 г.) били челом — Емелька Смолянинов, Федка Бабай… на пашню им детям боярским указано земли дикаго поля, доброй земли; от устья Леднаго колодезя вниз по Удам мимо дворовых их усадьб до Хорошева городища и до Пастушья поля и до Леднаго колодезя по 20 четей человеку в поли, а в дву по томуж». По третьей бумаге Сидор Колчинцов и Феодосий Димшинский с товарищами в 1654 г. получили усадебную землю на колодезе Жихоре, и для пашни и сенных покосов землю по тому же колодезю; в 1658 г. переведены из ведения чугуевского в харьковское; а в 1668 г. «в измену Ивашки Серка с Черкасы» межевая выпись на их землю утерялась".
           В грамотах и других бумагах с. Бабаи с 1653 г. обыкновенно называется так: «село Архангельское, Бабаи тож». Потому первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 г. В 1782 г. владельцем Бабаев Петром Андреевичем Щербининым построен ныне существующий каменный храм[208]. В топографическом описании Харьковского наместничества 1785 г. сказано: «Помещика Щербинина село Бабаи, в коем церковь каменная с иконостасом лучшей работы». И здесь же сказано о тогдашнем уезде Харьковском, что в нем только «одна каменная церковь», т. е. бабаевская. В настоящее время экономия помещика снабжает св. храм ризницей и отоплением, но ныне, за отсутствием помещика, нельзя сказать того же о храме, что говорено о нем в 1785 г.
Книги храма: Триодь постная м. [п.] 1696 г., Евангелие м. [п.] 1737 г., Минея служ. в 12 кн. м. [п.] 1741 г., Деяния церковные Метрические книги в церковном архиве начинаются с 1744 г., а в архиве Харьковской консистории – с 1725 г.
По переписи 1732 г. в Бабаях приходская школа, она поддерживается и ныне.
           Ныне в состав Бабаевского прихода входят: сельцо Ржавец, без храма, и село Филиппово, также без храма. Между тем с 1722 г. видим ржавецкий храм Зачатия Св. Анны и в числе прихожан его жителей Гиевки. Метрики его в архиве правления начинаются с 1725 г. А в книге «окладным церквам харьковскаго Иерофеевича Донца, пишут: «Он Григорей за межами и гранями нашею землею владеет насильством своим по прежнему, и которых Черкас поселил он Григорей на той нашей поместной земли, и они Черкасы в то наше село приезжают и нас холопей ваших и женишек наших и детишек бьют смертным боем и в летнее время детишек они Черкасы на поли, на нашей даче, бьют и грабят и насильно лошадей и всякую скотину отымают, и с женишек наших и с дочерей всякия платья грабежем снимают». Спор начался с того, что по окончании волнений, возбужденных гетманом Брюховецким,
           Ныне в Бабаевском приходе 4-го класса: в Бабаях и Ржавце – 691 душа муж., 741 жен., в сельце Филиппове с деревнями – 879 муж., 919 жен., а всего – 1570 муж. и 1660 жен. душ.
О состоянии бабаевских прихожан древнего времени представляем выписки из царских грамот 1689 и 1699 гг. и из челобитной 1691 г. В первой бабаевцы, боярские дети, говорят: «И в прошлом 176 (1668 г.) в измену Ивашки Брюховецкаго разорены они все без остатку». В грамоте 1699 г. те же владельцы жалуются, что «только 14 дворов осталось в селе Бабаях и в деревне Жихоре, а прежде того их было дворов 90». По справке, прописанной в первой грамоте, открылось, что многие из бабаевцев во время волнения, возбужденного Брюховецким, разошлись в разные места. В челобитной 1699 г., по-прежнему жалуясь на Григория во время которых многие из бабаевских боярских детей разбежались, другие были убиты, а немногие остались, бабаевские земли, равно как земли нынешних сел Березового, Коротича, Жихаря, Гиевки, Буд, Водолаг, Должика, утверждены были царской грамотой за знаменитым заслугами полковником Григорием Донцом, полковнику хотелось остальных бабаевских однодворцев довесть до того, чтобы они продали ему свои участки, а боярские дети надеялись владеть и участками пропавших своих товарищей. От споров на словах доходило дело до драк. Боярские дети сами пишут, что в схватке с черкасами они убили одного казака. Следовательно, дикий произвол располагал делами на той и на другой стороне. Заметим, что вследствие ревизии 1722 г. выслано из Харьковского полка до 220 человек русских, частию детей боярских, частию беглых крепостных, как не имевших права на жительство в поселениях полка.
           Беды нового времени: холера, от которой умерло в 1830 г. 5 человек, в 1831 г. — 24, в 1847 г. — 3, в 1848 г. — 113 человек, тогда как больных было до 300 человек.
           В 1848 г. от страшной засухи, продолжавшейся все лето, не только хлеб на полях выгорел, но и трава. Пастбища и сенокосы сделались похожими на проезжие дороги. Только в низких и болотистых местах накошено было немного травы в запас для наступающей зимы. От сухого и жаркого лета* не могли приготовить достаточного корму для скота на суровую и продолжительную зиму 1848/49 года. Недостаток пищи, жар лета и холод зимы были, как полагают, причиной падежа скотского. В Бабаях пало рогатого скота 180 штук.