Троицкая церковь (А. Парамонов, А. Парийский)

В начале XVIII ст. Троицкая церковь на Подоле – в районе, расположенном с южной стороны у подножия холма на котором стояла Харьковская крепость, уже существовала. Местность здесь, за вторым крепостным валом, была низменная, сырая с несколькими озерцами и старицами реки Харьков. Одна из них, в районе Рыбного рынка глубоко вдавалась в территорию Подола. В 1758 г. жители прихода решили перестроить Троицкий храм в камне. Подряд, очевидно, взяли те же мастера, которые возводили Вознесенскую церковь Хорошевского монастыря, оконченную в этот год – другой артели в Слободской Украине по-видимому тогда просто не было. Строительство тянулось долго, около шести лет, из-за нехватки средств, строители параллельно взялись возводить собор загородного Куряжского монастыря (в деталях и некоторых приемах пропорционирования его первоначальных завершений) и Троицкого приходского храма чувствуется одна рука. Храм в черне достроили в 1764 г., покрыв трапезную соломой, а колокольню в ее западной части, видимо, достраивали спустя несколько лет.

Третий каменный храм города во многом, не смотря на близость к памятникам Слободской Украины, имел черты, сближавшие его с русскими посадскими храмами первой половины XVIII ст. Возможно в некоторой мере образцом послужил Смоленский собор в Белгороде 1743–1750-х гг. постройки, – обширный двухъярусный, с двумя верхами, трапезной и колокольней расположенными «кораблем», храм, в некоторых деталях и узлах которого также видна рука Слобожанских мастеров.

В плане это был трехчастный храм с квадратным центральным объемом, пятистенным алтарем и небольшой трапезной с башней-колокольней у западной стены[1].

Старые описания указывают размеры (видимо внутренние) Троицкой церкви: «в длину… более 30 аршин, в ширину 14 со стенами в главной церкви, а в придельной до 20 аршин». Все это сопоставимо с размерами верхнего храма Покровской церкви Колегиумского монастыря.

Высота центрального, трехъярусного объема видимо соответствовала тройному наружному размеру стен четверика и составляла ~ 10,5×3= 31,5-32 м., высота колокольни со шпилем соответствовала тройной высоте стен трапезной ~ 7,15×3=21,5 м – отношения характерные для Слобожанской архитектурной школы. Алтарь также был увенчан одноярусным световым верхом с фонарем – что для русской архитектуры довольно редко.

Многочисленные, хотя и мелкие изображения храма конца XVIII начала XIX ст. сохранили некоторые детали фасадного декора, плохо читаемого на большом расстоянии, на фоне белых стен.

Центральный объем и алтарь были двухсветными, а более низкая трапезная одноярусной.

Наличники окон были скорее в духе «Елизаветинского» барокко, хотя тимпаны проемов второго яруса башни имели форму характерную для конца XVII ст. Третий ярус центрального верха украшали арочные архивольты как в Николаевском храме Святогорского монастыря. Близко к последнему было и оформление завершения восточного верха. Наряду с характерными для русской архитектуры рустованными пилястрами, строители использовали местные приемы – зубчатые карнизы с полосками поребрика, висячие полуколонки на углах. Чисто украинским был и силуэт завершений храма, оббитых гонтом. На шпиле колокольни по моде рубежа XVIII и XIX ст. стоял флюгер с трубящим ангелом.

Хоры церкви, как и в Хорошевском соборном храме располагались на узком деревянном балконе на границе трапезной и центрального помещения. Об этом можно судить по выступу видному над крышей трапезной на гравюре 1787 г. На этой же гравюре как будто просматривается северный восьмигранный притвор-часовня с высоким куполом и световым фонарем, очевидно к тому времени переделанный в теплый придельный Малый храм. Других его изображений не сохранилось. Несмотря на присутствующие в Троицком храме региональные черты, в целом его скорее следует отнести к «Поволжскому» направлению русской архитектуры. Если в центральной России строительство храмов подобного типа с «Нарышкинским» архитектурным декором прекратилось во второй четверти XVIII ст., то в городах Поволжского региона – Устюжне, Кинешме, Нижнем, Балахне, Арзамасе, Симбирске оно продолжалось до конца 1760-х гг.

Ставший тесным, затапливавшийся из-за планировки окружающих кварталов, грунтовыми водами Троицкий храм был разобран в 1857 г. К 1860 г. на его месте возвели новый, в Русско-византийском стиле, существующий и сейчас.

Такой тип храма был нехарактерным для Слободской Украины. Только Воскресенская церковь в Люботине 1811 г. постройки была близка ему в объемах и некоторых деталях. Она была сильно перестроена в 1840-е гг. а в последнее время, после разрушений 1930-х гг. безграмотно восстановлена с большими утратами


[1] Впервые в Слободской Украине колокольня одновременная храму не была отдельно стоящей.