Павильон остановки электрического трамвая

© Андрей Парамонов (Харьков)

Первый павильон был построен бельгийским обществом, которое владело конным трамваем в Харькове. Это был деревянный павильон, изображение которого мы можем видеть практически на всех дореволюционных открытках. Но в 1906 году Харьковская городская управа запустила в Харькове движение электрического трамвая, в некоторых местах движение конки и электрического трамвая пересекалось. Наиболее оживленным местом стала Торговая площадь, особенно в районе Павловского сквера. В 1911 году здесь решили построить овальную петлю для разгрузки движения конного и электрического трамвая, ведь отсюда вагоны выходили на Клочковскую, Панасовскую, Пушкинскую, Петинскую и строящуюся Грековскую линии. Петля огибала Павловский сквер и каждый приходящий вагон должен был обогнуть петлю прежде, чем выйти на свою линию. Поскольку по петле ожидалось сильное движение, то было решено заказать в Англии особые литые рельсы, которые отличались особой прочностью.

Тогда же было принято решение построить новую городскую остановку у Павловского сквера. В подвальном этаже располагались женская и мужская уборные, складское помещение, куда даже был проложен грузовой лифт. На первом этаж располагался зал остановки, контора и киоск. Верхний этаж представлял собой веранду и кабинет начальника остановки.