№ 7 усадьба фон Дитмара

© Андрей Парамонов (Харьков)

В начале XX ст. дворовое место под № 7 по Губернаторской улице (сегодня Куликовский спуск) купил у мещанина Владимира Васильева харьковский промышленник, меценат, горный инженер и будущий член Государственного совета Российской империи Николай Фёдорович фон Дитмар. Первое время он жил в старом каменном доме Васильева, а в 1913 году построил собственный каменный особняк, сохранившийся с перестройками до наших дней.

Николай фон Дитмар происходил из балтийско-немецкого дворянского рода, внесенного в матрикулы острова Эзель. Родоначальником считается пастор в Пиха и Пейде на острое Эйзель Иоганн Людвиг Дитмар. Дед Николая Фёдоровича, Фёдор (Фридрих) Леонтьевич фон Дитмар, принял подданство Российской империи в 1845 году. Отец, Фёдор Фёдорович фон Дитмар, принял православие, женился на Ольге Ивановне Соколовой и после отставки с воинской службы состоял в Московской полиции квартальным надзирателем.

Николай Федорович фон Дитмар родился в Москве 10 мая 1865 года, закончил кадетский корпус, получил три высших образования в Петербурге, работал на Путиловском заводе и строительстве железных дорог. В 1893-1895 годы он занимался бурением артезианских скважин при строительстве Балашово-Харьковской железной дороги. Так фон Дитмар оказался в Харькове, где открыл техническую контору и мастерскую по изысканиям, проектированию и устройству водоснабжения городов, железнодорожных станций и заводов. Слесарно-механическая мастерская по Петинской улице, 15 вскоре переросла в «Харьковский машиностроительный завод Н. Ф. фон Дитмара». Он состоял из двух отделений: чугунно-медно-литейного по улице Газовой и котельно-механического по улице Тюремной.

Деятельность этого талантливого человека распространялась на многие сферы жизни Харькова и всего Юга империи. Он участвовал в работе съездов горнопромышленников юга России, съезде представителей промышленности и торговли, Совете железнодорожных вопросов Министерства путей сообщения, Всероссийском союзе городов, возглавлял Харьковское отделение Императорского Российского технического общества, был председателем правления Петроградского торгового банка и ряда других общественных и промышленных товариществ, советов и комиссий. С 1902 года его избрали гласным Харьковской городской думы. Благодаря ему в Харькове появился трамвай, совершенствовался водопровод, появились другие инновации. Его активность в вопросах этики и морали была беспрецедентной. То он боролся с кафешантанами, обложив их высокими налогами, а то и вовсе хотел закрыть, посвятив этому вопросу немало гневных публикаций в прессе. Абсолютно верно критиковал он большое число праздников, особенно для служащих городской управы. 

Супругой Николая Фёдорович фон Дитмара 10 мая 1900 года стала Ираида Ивановна Иванова, дочь директора банка в Харькове. От этого брака родились две дочери: Ираида, ставшая женой московского профессора филармонии Владимира Александровича Ружицкого, и Ольга, которая вышла замуж за инженера Евгения Степановича Лукьянова. После родился сын Николай.

В годы Гражданской войны Николай фон Дитмар перешел на сторону Добровольческой армии, был активным идеологом «белого движения», но умер от тифа 5 июля 1919 года в поезде по пути из Ростова-на-Дону в Харьков. Отпевали Николая Фёдоровича в Мироносицкой церкви, похоронен он на Иоанно-Усекновенском городском кладбище. Могила его уничтожена большевиками.