ХПЗ - Харьковский паровозостроительный завод

© Андрей Парамонов (Харьков)

Одним из символов Харькова, как крупнейшего промышленного центра бывшего СССР несомненно следует считать танк Т-34, который разработали и производили на Харьковском машиностроительном заводе имени Малышева. Завод и сегодня производит танки и другую бронетехнику для Украинской армии. История самого завода уходит в конец XIX столетия и о том, что здесь будут производится боевые бронированные машины никто не мог предполагать, тогда он производил самые сложные в техническом отношении машины – паровозы.

С началом 70-х годов XIX в. Харьков начинает быстро развиваться как крупный промышленный центр юга Российской империи. Железная дорога создала условия для доставки самого передового оборудования и технологий, чем не преминули воспользоваться представители немецкой нации. Свои заводы в Харькове построили Мельгозе, Трепке, Гельферих, фон Дитмар, Бергенгейм. К концу XIX столетия Харьков становится столицей производства сельскохозяйственной техники и оборудования, лидерство было за крупнейшим заводом Гельферих-Саде, так продолжалось до 1897 года, когда Русское Паровозостроительное и Механическое общество не открыло свой завод в Харькове.

Работы по его учреждению и открытию начались еще в 1895 году, Общество искало подходящие земли для строительства завода. Харьковская городская дума отвергла как минимум два предложения о продаже Обществу земли, и только мало застраиваемая городскими жителями ул. Петинская (ныне Плехановская) устроила обе стороны. Правда часть земель находилась вне городской черты и в этом случае приходилось договариваться с Харьковским уездным земством.

Всего для устройства Паровозостроительного завода было куплено 40 десятин земли. С севера завод подпирала городская выгонная земля и Кирилло-Мефодиевское городское кладбище, с запада земли отчуждения Балашовской железной дороги, с востока и юга городская выгонная земля.

И вот 21 августа 1895 года уполномоченный Русского Общества паровозостроительного завода гражданский инженер Болеслав Георгиевич Михаловский представил план и проекты построек, которые предполагались к строительству в первую очередь, всего 11 зданий: Сборная, Пригоночная, Котельная, Кузница, Колесная, Красильня, Машиностроительный корпус, Литейная, Склад моделей, Модельная, Склад сырых материалов и главный магазин, Электростанция и паровые котлы. Для нужд завода был устроен абиссинский колодец, располагавшийся у Склада моделей. Детальный план построек инженер Михаловский подал на утверждение в строительное отделение Харьковского губернского правления 7 декабря 1895 года. Пройдет два года и 24 декабря 1897 года будет осматривать постройки завода к которым добавились: здание собственной амбулатории и больницы, жилые дома для директора и мастеров завода. Препятствий к запуску ХПЗ не было!

Первые 80 рабочих были приняты на Паровозостроительный завод в августе 1895 года, все они прибыли из других промышленных центров империи и составили костяк профессиональных работников. Для них поначалу построили холодный сарай с отдельной кухней, а в последующий год каменную казарму. В первые годы предполагалось, что на заводе будет работать 8000 рабочих из числа местного населения. Каждый из них был на своих харчах и на обед им отводилось по 2 часа времени. Завод работал в две смены: дневную и ночную с завтраком и ужином.  

В первые годы существования завода руководство завода столкнулось с основной проблемой – отсутствие достаточного числа технически грамотного рабочего персонала, с других заводов Общества в Харьков были привезены кадровые рабочие, при заводе были организованы учебные классы. Это в свою очередь потребовало и дополнительных непредусмотренных расходов, недоделки и общая неустроенность заводских мастерских, бараков для рабочих – были использованы большевиками в революционных событиях 1905 г.

С 1906 г. Харьковский паровозостроительный завод начинает глобальное переустройство как своего технологического оборудования, так и социальной сферы. Основная проблема завода была в том, что он ни разу со дня своего основания не вышел на расчетное количество производства основной продукции – паровозов, их производилось составляла 1-2 в месяц. В первые годы переустройства число производимых паровозов достигло 50 в год. Благодаря заводу по улице Петинской была проложена ветка электрического трамвая, создано трамвайное депо. Начинается строительство по ул. Петинской нескольких зданий для проживания служащих, рабочих и их семей. В купленном доме по Петинской 73 устраивается школа для детей, пункт общественного питания, а также Харьковское общество взаимного вспоможения занимающихся ремесленным трудом. 

Помимо паровозов, завод выпускает большое число наименований промышленного оборудования: дизельные и газовые и газогенераторные двигатели, в том числе до 8000 лошадиных сил; водяные насосы, компрессоры, генераторы четырех типов, прессы, паровые молота, паровые котлы, паровые лебедки. Отдел земледельческих машин производил плуги, бороны, сеялки, жатки, конные приводы и молотилки. Одной из главных продукций завода стали снаряды для трехдюймовых орудий императорской армии. С началом Первой мировой войны их производимое число увеличилось в три раза и составило 600 тысяч в год. А кроме этого с 1914 г. завод освоил производство токарных станков для обработки снарядов. 

В 1912 г. ХПЗ строит новые корпуса. Вместо старых мастерских был построен машиностроительный корпус и лаборатория, существенно увеличен котельный корпус. Перестроены меднолитейный, чугунно-литейный корпус и инструментальная мастерская. В том же году для служащих завода был построен новый каменный трехэтажный жилой дом. В начале улицы Петинской был устроен дом для рабочих, в котором устраивались танцевальные и театральные вечера, новогодняя елка для детей, организованы образовательные курсы.

До 1917 г. завод сыграл одну из ведущих ролей в развитии промышленности и сельского хозяйства не только Харькова и губернии, но и всего юга империи, он фактически стал самым крупным заводом Украины. Благодаря ему возросло число профессиональных рабочих, появились новые образовательные программы в технических учебных заведениях. А его потенциал стал основой для развития промышленности Советской Украины в 1920-30-е годы, положил основу для мировой славы машиностроительного завода им. Малышева.