Цирк-театр Генриха Грикке

© Андрей Парамонов (Харьков)

В конце 1870-х годов в Харьков из Риги переехал прусский подданный, садовник Август Генрих Александр Карлович Грикке. Он купил обширное дворовое место на Белгородской улице и устроил собственное садовое заведение. Несмотря на то, что в городе уже было несколько торговцев, занимавшихся садоводством и цветоводством, он стремительно завоевал авторитет и уважение харьковцев, и вскоре открыл магазины по ул. Екатеринославской № 1 и Сумской № 2. Прейскурант семян включал сотни наименований!

В Харьков Грикке переехал вместе со своей семьей, супругой Эмилией Шарлоттой, урожденной Липсберг, и сыновьями Генрихом и Францем Эрнестом, которые родились в Риге. В 1894 году Грикке приняли подданство Российской империи.

Несмотря на удачный семейный бизнес, старший сын Августа Грикке,  Генрих, решился на совершенно невероятный шаг ― постройку первого в Харькове каменного здания цирка-театра. И сегодня харьковского купца Генриха Грикке знают прежде всего как владельца этого уникального для своего времени здания. Он купил дворовое место № 17 по Жандармской площади и 22 февраля 1905 года подал прошение о постройке здания, прикрепив к нему составленный гражданским инженером Борисом Корниенко проект. Харьковская городская управа не имела претензий к проекту и 24 марта 1905 года дала свое разрешение. А вот младший архитектор Владимир Хрусталев из строительного отделения Харьковского губернского правления отметил ряд недостатков. Он написал, что здание сложное в постройке с нарушениями в конструктивном и противопожарном отношениях.

Не прошло и двух месяцев, как 5 мая 1905 года Грикке вторично подал проект здания цирка, теперь уже составленный архитекторами Владимиром Хрусталевым и Мечиславом Комарницким. Этот второй проект посчитал неудачным губернский инженер Франц Шустер. На техническом заседании 7 мая 1905 года рассматривали уже два проекта будущего цирка Грикке. Академик архитектуры Алексей Бекетов, архитектор Юлий Цауне, инженер Михаил Мельгунов, заслушав авторов, утвердили оба варианта. Генриху Грикке предложили самому выбрать проект, что он и сделал в своем заявлении 13 мая 1905 года, решив строить здание с архитекторами Хрусталевым и Комарницким.

Летом и осенью 1905 года цирк Грикке активно строился, к нему подвели водопровод и канализацию, электрическое освещение, паровое отопление, крышу готовили к железобетонной несгораемой опалубке.

22 декабря 1905 года Грикке сообщил в Харьковское губернское правление, что здание окончено, и он приглашает комиссию осмотреть его 24 декабря. Он также отмечал, что из-за забастовок часть материалов не подвезли для завершения строительства в полном объеме (особенно это касалось цемента). Из-за недостатка рабочих рук Грикке пришлось использовать труд заключенных арестантской тюрьмы. Задержки в строительстве и запрет проводить цирковые представления до окончания постройки привели к тому, что Грикке влез в долги и выбраться из них не смог. Уже не будучи владельцем здания, он проживал в Елизаветграде и, по заключению врачей, был болен инфлюэнцей.

Представления в цирке Грикке начались в 1906 году с театральных постановок труппы Товарищества украинских артистов А. Саксаганского с пьесами Старицкого, Квитки-Основьяненко, Котляревского и других украинских авторов. С началом Первой мировой войны Грикке продал цирк А. Ильенко, который сдавал его в аренду Александру Суходольскому. На средства последнего цирк-театр был капитально перестроен в 1915 году. 

В последующие годы в этом здании выступали многие прославленные цирковые артисты: труппы братьев Никитиных, Сура, Дуровых, Момино, а также драматические и оперные труппы. После установления советской власти в Харькове в 1920 году цирк Грикке стал Государственным цирком. Долгое время он считался одним из лучших в СССР: здесь выступали иллюзионист Э. Кио, клоуны Карандаш, Ю. Никулин и М. Шуйдин, О. Попов, дрессировщики И. Бугримова, Н. Назарова, В. Филатов. Последние представления в бывшем цирке Грикке прошли в 13 января 1974 года. В том же году цирк переехал в новое здание, а в старом организовали центр по подготовке новых цирковых программ. Сегодня здание в аварийном состоянии и требует капитального ремонта.