Черноглазовская № 14, доходный дом Максимилиана Альбертовича Гельфериха

© Андрей Парамонов (Харьков)

Первым владельцем дворового места по ул. Бажанова (в прошлом Черноглазовской) под № 14 был сын харьковского купца, доктор медицины, ректор Императорского Харьковского университета, действительный статский советник Иван Петрович Щелков. Он построил каменный двухэтажный дом и служебные помещения, а всё остальное пространство между улицами Подгорной, Черноглазовской и Садовой занимал обширный сад. В 1890 году Щелков был назначен ректором в Варшавский университет и продал свою усадьбу родному брату известного промышленника Альберту Христиановичу Гельфериху.

Альберт Ричард Эдуард Гельферих родился в 1843 году в городке Пфуллинген в земле Баден-Вюртемберг. В Харьков прибыл вместе с братьями, состоял купцом 1-й гильдии и занимался торговлей. В бывшем доме Щелкова Альберт Гельферих жил со своей семьей: супругой Оттилией Константиновной (урожденной Саде) и детьми: дочерьми Евгенией, Ольгой, Эмилией, сыновьями Максимилианом и Вильгельмом. Альберт Христианович умер 23 ноября 1899 года, усадьбой владела его супруга, а через два года, 26 октября 1901 года, умерла и его дочь, Евгения Альбертовна (по мужу Самойлова).  

В 1913 году родительская усадьба перешла к Максимилиану Альбертовичу Гельфериху, который принял подданство Российской империи и проживал отдельно от матери по улице Пушкинской, 36. В июле 1913 года Макс Гельферих подал прошение о постройке каменного трехэтажного дома с подвальным этажом и мансардой на углу Подгорной и Черноглазовской улиц по проекту Александра Ивановича Ржепишевского. Проект был утвержден с исправлениями 27 августа 1913 года.

Ржепишевский не стал разбирать бывший дом Щелкова, выходящий фасадом на Черноглазовскую улицу, а присоединил к нему новое угловое здание. Это подтверждает разного рода декор парадного фасада и кирпичная кладка со стороны двора. Здесь Ржепишевский явно воспользовался опытом архитекторов Западной Европы и Прибалтики.

Доходный дом Макса Гельфериха был построен в 1915 году и стал украшением Харькова. Его национальный романтизм на фоне модерна выделяется своей ясной концептуальной выразительностью. Стены фасадов по красной линии имеют гладкую оштукатуренную поверхность. Основными композиционными элементами здания Гельфериха являются остроконечные щипцы, окна в них украшены деревянными наличниками. Кое-где сохранилось мелкое членение переплетов верхней части окон.

Эркеры и примыкающие к ним балконы, которые характерны для немецкого национального романтизма, как правило, ассиметричны, сделаны из дерева и оштукатурены. Мансардные окна врезались в плоскость скатной крыши. А размещенный в угловой части здания камин с дымовыми трубами на крыше играет важную композиционную роль, являясь своеобразной угловой доминантой. Парадный вход на нижнем этаже оформлен пластическим декором в виде античных масок, барочных сандриков.

Неоднократный ремонт фасада и кровли, увы, изменил первоначальный вид здания. Утрачены черепичная крыша, металлическое ограждение балконов, исполненное в прошлом из металла с мотивами модерна, часть декора фасадов, балконы дворового фасада. Часть окон заменена на металлопластиковые, в мансарде прорезаны новые окна, расширены балконы уличных фасадов, на угловой части здания появились надстройки. К сожалению, все это приводит к тому, что памятник архитектуры год от года теряет свойственные ему черты немецкого национального романтизма.

Заказчик постройки Макс Гельферих недолго владел родительской усадьбой и доходным домом и продал его только в 1916 году А. М. Геронимусу. Несмотря на полученное наследство от родителей и родного дяди, промышленника Максимилиана Христиановича Гельфериха, видимо, ему не хватало средств на тот образ жизни, что он вёл. Помимо дорого строительства, молодой человек любил автомобили, входил в спортивно-техническую комиссию южно-русского автомобильного клуба в Харькове, участвовал в поездках, экскурсиях и соревнованиях. У него было два автомобиля: купленный в 1912 году темно-зеленый «Berliet» и черный «Оpel» с 1914 года. Имелся у Макса Гельфериха и собственный водитель – Егор Шацкий; а въезд в собственный гараж находился со стороны Садовой улицы. В 1915 году Макс Гельферих возглавил медицинскую колону харьковцев, которые на личных автомобилях отправились из Харькова на фронт.

В 1930-е годы Максимилиан Альбертович Гельферих проживал в Пятигорске и работал заместителем председателя крайисполкома, а 21 октября 1937 года был арестован и приговорен к расстрелу. Зданию повезло больше ― только оно и напоминает о существовании в нашем городе своего бывшего хозяина.