1911 год. Освящение харьковской Ново-Троицкой церкви на Москалевке

Протоиерей Пётр Фомин

24 июля с большою торжественностью было совершено освящение Ново-Троицкой церкви на Москалевке, к этому времени совершению закопченной внешним устройством и внутренним оборудованием. Этого дня население Москаленки ждало с величайшим нетерпением, и день освящения ново устроенной церкви сделался для них величайшим праздником.

Свято-Троицкая церковь па Москалевке была основана 17 лет тому назад. Известный/ Харькову старожил купец Сериков, единоверец по вероисповеданию, задумал вместо ветхой единоверческой церкви на Воскресенской площади устроить новую на единоверческом кладбище по Екатерининской улице. Средства для этого были пожертвованы самим Сериковым. Приход единоверческий малочисленный, состоит из людей небогатых. Уже с самого начала дела единоверцы не верили в возможность создать для себя большой каменный храм. Им больше хотелось возобновить хотя н маленький, по древний и дорогой для них деревянный храм. Поэтому дело устройства нового единоверческого храма с самого начала как-то превратилось в личное предприятие Серикова с немногими сочувствовавшими ему лицами. Между тем невидимо в расчётах человеческих действовал Промысл Божий.

Закладку храма совершил Высокопреосвященный архиепископ Амвросий и вскоре постройка храма доведена была до карниза цоколя храма. К сожалению, первый строитель храма купец Сериков скончался, и дальнейшая постройка стала идти медленно, тормозиться недоразумениями между строителями и поставщиками материалов, и, наконец, совсем ц надолго остановилась. Почти три года храм оставался без движения. Тогда единоверцы образовали свой строительный комитет под председательством Водопьянова. С величайшими затруднениями собирались средства на постройку. Кажется, все – что могли дать небогатые единоверцы, они дали, не раз высказывая желание скорее всего направить эти средства па капитальный ремонт старого храма. Теперь удалось постройку храма довести до крыши. Но средства почти все иссякли. Усердие комитета охладело, много членов из него выбыло, и опять постройка храма остановилась надолго. Храм оставался в печальном виде до 1901 г. В это время обнаружилось живое участие к этому печальному храму прихожан Преображенской церкви. Образовалась группа лиц во главе с купцом П. П. Поляковым, которые, оставляя храм единоверческим, стали привлекать пожертвования на пего среди православного населения города Харькова. Был привлечен к этому делу известный строитель заиковской Александро-Невской церкви протоиерей Н. Сокольский. Но и этому комитету не пришлось донести дело до конца, хотя и было сделано немало: здание храма вчерне было окончено н поставлены были кресты. Очень многое еще предстояло сделать для окончания храма: в нем не было печей, пола, внутреннего купола, окоп, дверей, паперти: предстояла внутренняя отделка, сооружение колоколов, установка иконостаса и прочее внутреннее оборудование, – на все это требовалось средств почти вдвое более, чем сколько было употреблено на возведение здания вчерне. Пред этой громадной задачей будущего в бессилии остановился строительный комитет. К этому времени, к сожалению, из комитета выбыли умершие члены: протоиерей Сокольский и С. и А. Чикмаревы. Опять постройка церкви остановилась. Печально глядел на обитателей Москалевки недостроенный храм с зиявшими окнами и дверьми, с почерневшей крышей, с глубокими впадинами внутри, с грудами мусора, поросшего травой. Таким его увидел Высокопреосвященный Архиепископ Арсений при обозрении харьковских церквей, вскоре после своего назначения на харьковскую кафедру. До глубины души был тронусь видом этого храма Владыка. Он решил во что бы то пи стало довести дело устроения сего храма до конца. С этой целью он поручил протоиерею Петру Фомину устроить возможное соглашение между единоверческим и Преображенским приходами о передаче этого храма для его достроения преображенскому приходу. В 1906 году соглашение было достигнуто, выработаны условия ц в ноябре месяце этого года состоялась передача храма преображенскому приходу С тем, чтобы единоверцам было выдано вспомоществование в 5000 рублей на капитальный ремонт их старой церкви. Для достроения храма Преображенским приходом был организован новый строительный комитет под председательством протоиерея Петра Фомина из следующих лиц: священника С. Уманцева, священника М. Энеидова, П. С. Силакова, П. П. Полякова, М. П. Набокова, М. П. Попова, Н. К. Воинова, А. X. Любарского, В. Т. Ключки и К. С. Самойлова.

Новый комитет в состоянии был изыскать средства на выплатку единоверцам условленной суммы денег. Величайшим счастьем для дела было привлечение к участию в постройке церкви богатого жертвователя, купца И. А. Соколова, который свое усердие и любовь к этому храму проявил в самых широких размерах: на свои средства он довел постройку церкви до конца, употребив па это до 50000 рублей собственных средств. Строительный комитет в этом случае был только помощником и распорядителем работ по поручению И. А. Соколова. Храм заложен был во имя Святой Троицы и приготовлен к освящению с престолом также во имя Святой Троицы. Северный придел назначен к освящению во имя святой равноапостольной княгини Ольги, а южный во имя святого Иоанна Златоуста. Постройка церкви доканчивалась под наблюдением епархиального архитектора В. Н. Покровского, которым был составлен для храма художественный проект иконостаса в стиле XVII века. Иконостасные работы были исполнены мастером Новосельским, иконописные же – живописцем Крючковым (младшим). Все железные работы были исполнены братьями Игнатовыми, колокола – полный набор – были приобретены у московского финляндского завода. Священные сосуды, облачения и прочие храмовые принадлежности высокой стоимости и в полном изобилии были приобретены у фирмы Ионова.

В своем законченном виде, храм производит впечатление художественного строения, в котором счастливо сочетались любовь, богатство, искусство и благоговение строителей его. Он может вместить до 1000 человек, светлый, высокий, стильный, удобный для священнослужителей и молящихся и благодарный в акустическом отношении.

Окончание этого храма доставило величайшую радость строителю, прихожанам и Высокопреосвященному Владыке. По просьбе строителя и комитета пожелали принять участие в торжестве освящения храма архиепископ Арсений и епископ Феодор.

Днем освящения было назначено 24 июля. Накануне с 6 часов вечера было совершено торжественное всенощное бдение с участием: члена Государственного Совета протоиерея Тимофея Буткевича, ректора семинарии протоиерея Юшкова, протоиерея Петра Фомина и священников: благочинного о. Петра Вишнякова, С. Уманцева, М. Энеидова, С. Холопова, С. Крохатского, протодиакона Василия Вербицкого и при пении архиерейского хора певчих под управлением М. С. Ведринского. На торжество были приглашены члены строительного комитета, жертвователи и почетные представители прихода. Торжество привлекло массу народа, который наполнял не только храм, но и ограду, и кладбище около храма. 24 июля освящение храма началось с половины десятого часа утра, масса народа окружила храм; полный наряд полиции во главе с полицмейстером капитаном Бочаровым поддерживал порядок; громко и величественно звучали колокола новой церкви. Чин освящения совершал Высокопреосвященный архиепископ Арсений в соучастии епископа Феодора, ключаря протоиерея Иоанна Гончаревского и лиц, совершавших всенощное бдение. Величественно при самой радостной обстановке совершалось священнодействие двумя архиереями. Торжественную картину при благоприятной погоде представлял собою крестный ход за святыми мощами в соседнюю Преображенскую церковь и обратно во главе с Преосвященным Феодором. В конце освящения протоиереем Петром Фоминым было произнесено слово о важности совершаемого торжества. Стройно и благолепно совершена была затем божественная литургия. Вт. конце её архипастырь сказал прочувствованную речь о том, как созидался этот храм, какой важный памятник создал себе храмосоздатель-жертвователь и какое сокровище вверяется прихожанам. Богослужение закончилось возглашением многолетия Царствующему Дому, Св. Синоду и строителю храма.

Торжество окончилось около 2 часов дня. Строитель храма И. А. Соколов с супругой и сыном пригласили всех высоких участников торжества к себе в дом, где была предложена им богатая и радушная трапеза, закончившаяся воодушевленными здравицами за Государя Императора, Архипастыря, строителя и всех радетелей по устройству этого храма.

Итак, город Харьков, в котором вообще немного храмов, обогатился новым во имя Св. Троицы. По распоряжению епархиального начальства, при нем образуется новый приход из прилегающей части Москалевки и назначен причт из священника, диакона и псаломщика.