Бахмут, из "Материалов для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" (Ф. Макаревский)

Бахмут, Багмут, Бахмуд, на реке того же имени, древнейшее, старожитное займище малороссийскаго народа. По распоря–жению нашего Правительства, первоначально в 1571 году, здесь учрежден был последний на южных пределах Московского царства сторожевой пункт, – сторожа Бахмутская от Святогорской сторожи полднище, для наблюдения за движением ордынцев, за перелазами татар. Увлекаясь выгодами и удобствами богатой и счастливой местности, в соседство Бахмутовской сторожи нередко появлялись, для звериных и рыбных промыслов, донские казаки, черкасы, –приднепровские казаки и другие люди. Некоторые из этих охотников устроили себе здесь зимовники и остались на всегдашнее жительство. По открытии на р. Бахмуте соляных источников и по учреждении соляных варниц, число насельников в этой местности само собою увеличилось. В 1704 году Бахмутские соляные промыслы обращены в государеву казну и грамотою Петра Великого от 14-го октября 1704 года подчинены ведению и управлению стольника царского двора, Изюмского полка полковника Феодора Владимировича Шидловского. В интересах государевой казны, для лучшего поддержания дела, Шидловский немедленно устроил здесь деревянный острожек, – городок с дубовым острогом для убежища солеваров, для защиты их, при обработке соли, от нападения неприятелей татар; а на посаде городка, за стенами его, на форштадте, поставил все необходимые принадлежности оседлого населения: часовню, полковую ратушу, таможенную избу, торговую баню и проч.

С 1709 года тихий и скромный Бахмут – городок принимает совсем иной вид и другое положение, становится настоящим военным городом, поприщем шумной боевой жизни и широкой кипучей деятельности. По заключении Прутского договора, по сдаче туркам крепостей Азовской и Таганрогской, вся жизнь русского народа, на южных пределах нашего отечества, сосредоточена была главным образом сколько в Черкасском ретраншементе, при Аксае с одной стороны, столько в Бахмуте, с другой стороны. В Бахмуте учрежден был, в это время, главный опорный, операционный пункт всех действий и движений наших против татар и турок. Сюда, в Бахмут, переведены были тогда же все войска из Таганрогской крепости со всеми их принадлежностями. В 1711 году оттуда же, из Таганрогской крепости, перевезена в Бахмут деревянная Свято-Троицкая церковь со всеми её утварьми и принадлежностями, поставлена близ земляного вала существовавшей тогда цитадели, по правую сторону крепостных ворот, и наименована городовой, т. е., соборною, главною для города Бахмута. В 1745 году эта деревянная гороховая церковь упразднена и взамен ее устроена в Бахмуте, на другом месте, новая каменная Свято–Троицкая соборная церковь.

 

Бахмутская Покровская церковь

О Покровской Бахмутской церкви, о времени построения ее и о некоторых переменах в судьбе ее, мы имеем, из консисторского архива, следующие, довольно обстоятельные, верные исторические сведения. Излагаем здесь сущность их, сообразно ходу дела.

В 1781 году Покровская церковь в г. Бахмуте обветшала, как в основании своем, так и в стенах повредилась, ослабела и видимо клонилась к падению; требовалось немедленно исправить и обновить ее, а средств на это никаких не было. По сему случаю, согласно заявлению и желанию некоторых из прихожан, возникло дело о духовном завещании на эту церковь протоиерее Лукьянова. По делу оказалось и выяснилось: Покровская церковь в г. Бахмуте построена и освящена 1732 года сентября 30–го дня коштом приходских людей, но преимущественно усердием, трудами и жертвами бывшего при той церкви протоиерее Иоанна Лукьянова, церковные утвари и сосуды, священные облачения, иконы и книги исключительно – дар и приношение оного протоиерее; в 1767 году, оный протоиерей, пред кончиною своею, будучи еще в твердом рассудке и при зрелой памяти, духовною бумагою завещал – из состоящей на речке Ближних Ступках о двух камнях его собственной мельницы половинную часть, со всем строением, в вечное владение оной Покровской церкви, а другую половинную часть отдал в потомственное владение той же церкви священнику Симеону Башинскому; 27-го генваря 1769 года, во время неприятельского на Бахмут нападения, прописанной мельницы амбар неприятелями разрушен и сожжен; но священник Башинский от солевара Петра Погребняка, за состоявшие на нем в долгу церковные деньги 10 руб., взял рубленный амбар вместе с сеном, в количестве ста ко–пен, и находившуюся при церкви школьную избу с сенцами, и из всего того строения возобновил оную мельницу и присвоил себе.

18-го августа 1787 года, по выходе из заутрени священника Евфимия Уманского и ктитора Павла Афанасьева Лобаса, рано утром, Покровская церковь вся до основания сгорела; соляные заводы в это время предназначены к закрытию и уничтожению; солевары обеднели и разошлись из Бахмута; денег церковных числилось по книгам 350 рублей; а в наличии было менее 50 рублей, так как староста раздал церковные деньги в долг прихожанам. Очевидно, в то время не было никакой возможности устроить новую церковь.

В 1794 году, в лучшее время и при более благоприятных обстоятельствах, торговых и политических, прихожане сгоревшей Покровской церкви решились устроить новую церковь на том же месте и в то же именование и просили о том духовное Правление. По поводу сей просьбы Бахмутское духовное Правление репортом от 28-го августа 1794 года, доносило в Екатеринославскую духовную Консисторию: города Бахмута сгоревшей Покровской церкви прихожане, в поданном в сие Правление прошении, прописывают, что прошлого 1787 года. к великому всех прискорбию, приходская их церковь сгорела; а как оная состояла по течению речки Бахмута с правой стороны, где они жительствуют, то оставшись без церкви, в слышании церковного служения претерпевают великую нужду, а паче во время полых в Бахмуте вод, в каковое время вовсе не бывает чрез реку Бахмут перехода, сияж водополь случается каждого года в пост святыя четыредесятницы, то в принесении по долгу христианскому покаяния великая бывает неудобность; по сим причинам и вознамерились они в тож Покрова Богоматери именование состроить общественным их коштом и на том же месте деревянную церковь,–на каковое строение дерева до 400 дубов изготовлено и 750 руб. денег в наличности имеется,–просили о построении во имя Покрова Богоматери деревянной церкви учинить резолюцию. Посему духовное Правление освидетельствование чинило, и оказалось: на построение вышеписанной церкви дерева в готовности 400 дубов есть, денег собранных 750 рублей в наличности имеется; при вышеписанном же Покровском приходе, по поданным от священника исповедным росписям, состоит сто дворов, в них муж. 259 и жен. 269 душ, да следует еще к оному приходу причислить оставшихся за перенесением из г. Бахмута в слободу Покровскую Николаевской церкви жителей 51 двор, в них муж. 139, и жен. 159 душ; а потому и нужно оной церкви быть; о чем, с приложением в оригинале тех прихожан прошения, за оставлением точной копии. Екатеринославской духовной Консистории Бахмутское духовное Правление представляя, испрашивает благопризрительной резолюции».

По докладу о сем Екатеринославской духовной Консистории, преосвященный Гавриил резолюциею от 30-го сентября 1794 года дозволил в г. Бахмуте устроить новую Покровскую церковь на место сгоревшей. 7-го октября 1794 года, из Екатеринославской Консис–тории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом; 20-го мая 1795 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чиноположению, положил закладку на сооружение новой церкви на месте сгоревшей и водрузил крест.

В 1759 году преосвященный Кирилл Воронежский посещал Бахмут и совершал богослужения как в соборной, так и в Покровской церкви.

В 1772 году в городе Бахмуте, при Покровской церкви, учреждена Семинария. Из Воронежской Семинарии многие ученики перешли в Бахмутскую «траковать латиискаго диалекта». В 1773 году учитель Бахмутской Семинарии, Харьковского коллегиума студент, выслушавший священную богословию, Андрей Семенович Башинский рукоположен в Воронеже во священника к Бахмутской Покровской церкви, а 4-го октября того же 1773 года определен главным управителем духовных письменных дел Бахмутского заказа, т. е. благочиния. Полковник Бахмутской крепости комендант, Афанасий Афанасьевич Бабкин питал особенное сочувствие к  Бахмутской Семинарии   и   часто   на поддержание ее оказывал щедрые материальные пособия.

 

Бахмутская Николаевская церковь

Когда, как и при каких обстоятельствах начата и окончена постройкой Свято–Николаевская церковь в г. Бахмуте, доселе существующая, – об этом в местных документах мы находим следующие обстоятельные сведения.

Древняя в городе Бахмуте Свято–Николаевская церковь, тесная и непоместительная, от времени устарела и без поддержки в существенных частях своих обветшала. Переселившиеся из Бахмута во вновь образовавшуюся слободу Покровскую, прихожане ее, бывшие Бахмутские солевары, с дозволения Начальства, в 1794 году перевезли ее к себе, в слободу Покровскую. Оставшиеся в Бахмуте прихожане Свято-Николаевской церкви тяготились своим положением без церкви и без духовенства. При лучшем ходе торговли и при более благоприятных обстоятельствах житейских, увеличившись в числе и усилившись в материальных средствах, они нашли себе в Бахмутском купечестве несколько благодетелей и благотворителей, помощников и покровителей, искренно сочувстовавших их тяжкому горю, общими соединенными силами начали хлопотать о построении новой Свято–Николаевской церкви и просили о том Бахмутское духовное Правление. По поводу сей просьбы Бахмутское духовное Правление репортом от 24-го генваря 1796 года представляло преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому: города Бахмута бывшей на форштадте Николаевской церкви приходские люди в поданном в сие Правление прошении прописывают, что вышеписанная бывшая пред сим города Бахмута на форштадте, предками их из давних лег, во именование чудотворца Николая выстроенная, деревянная церковь, по прошению сего уезда селения Покровскаго жителей и по резолюции Вашего Высокопреосвященства, состоявшейся по оному, перенесена в означенное селение Покровское; они же, будучи без церкви, хотя причислены духовным Правлением к Бахмутскому Покровскому приходу, но в крайнюю их тягость, ибо во время весняное сряду каждые годы, а не редко и в слабыя зимы, что самое и в нынешнюю случилось, за разлитием полою водою реки Бахмута, отопляет их так сильно, что они ни с которой стороны не только к Покровской, но и ни к какой другой церкви дойти и доехать ни как не могут, а потому самому во дни воскресные и праздничные слушания слова Божия с великим прискорбием лишаются, что по долгу христианскому наичувствительнейшим для себя поставляют несчастием; больше же де из них престарелые и не взначай больные, желающие скорого в смертных случаях покаяния и Таин божественных напутствовании, тож и слаборожденные младенцы, требующие самопоспешнейшаго крещения, по причине сказанного залива реки, сих самонужнейших таинств лишаются; равно ж и мёртвые тела, за изясненным наводнением, по несколько дней непогребенными остаются; в таком случае, не терпя более выраженных тягостей и поговоря между собою, все вообще вознамерились на том самом форштадте и месте воздвигнуть храм Божий в то же именование, – в честь святителя Христова Николая, к сооружению какового здания, кроме что на фундамент довольное количество камня, на подвалины прочных дубов, а также и порезанного годного дубового леса достаточно изготовлено, изготовили к тому деньгами до полутора тысячи рублей и майстер договорен; к прочному же и скорейшему в строении успеху избрали строителем Бахмутского купца Радиона Никитича Криворотова, которому и собранная от них сумма к полному его распоряжению поручена; сколько в приходе оной церкви состоять будет дворов и в них муж. и жен. пола душ, приложили именную ведомость; и просят о построении во имя чудотворца Христова Николая деревянной церкви рассмотрением не оставить. Но как и духовному Правлению довольно известно, что за разлитием полых в каждый год, вод, жители будучи со всех сторон отоплены, лишаются в дни воскресные и праздничные слушания слова Божия, а больные люди и слаборожденные младенцы – нужных христианских треб, по каковым обстоятельствам и нужно быть церкви; при оной же церкви в приходе состоит дворов 157, в них муж. 371, жен. 344, обоего пола 715 душ. А посему Вашему Высокопреосвященству Бахмутское духовное Правление представляя, о дозволении вышеписанную Николаевскую церковь выстроить испрашивает благопризрительной резолюции". По сему репорту преосвященный Гавриил резолюциею от 10-го марта 1796 года определил: в рассуждении прописанных обстоятельств, дозволит в городе Бахмуте, на место перенесенной в слободу Покровскую, устроить новую Свято–Николаевскую церковь. 15-го марта 1796 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом; а 9-го мая 1796 года протоиерей Стефан Ревуцкий соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, освятил место под церковь, положил закладку на сооружение оной и на месте работ водрузил крест.

Репортом от 8-го декабря 1797 года Бахмутское духовное Правление полагало преосвященному Гавриилу: «Города Бахмута зафорштатной, вновь строящейся Николаевской церкви священник Савва Андреевский поданным в сие Правление прошением изъясняет, что вышеописанная Николаевская церковь строением окончена и к освящению уже изготовлена, – просить о освящении оной и о выдаче нового освящённого антиминса рассмотрения: какие ж во оной церкви утвари и ризница имеются, – при сем представляется опись. А потому Вашему Высокопреосвященству о выдаче на освящение оной Николаевской церкви нового освящённого антиминса, духовное Правление представляя, просит архипастырской резолюции».

На основании сего репорта преосвященный Гавриил резолюциею от 21-го декабря 1797 года разрешил и благословил протоиерею Раевскому освятить новоустроенную на форштадте г. Бахмута Свято-Николаевскую церковь и дозволил выдать для этого но–вый освященный антиминс. 15-го генваря 1798 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом; а 28-го генваря того же 1798 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чиноположению, на форштадте города Бахмута, освятил новоустроенную Николаевскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.

 

Бахмутская кладбищная Всесвятская церковь

О Бахмутской кладбищной Всесвятской церкви мы имеем под руками следующия, довольно обстоятельныя, верныя историческия сведения. На память современникам и потомству излагаем здесь сущность их.

После строгих предписаний и настоятельных внушений со стороны команд светской и духовной не погребать умерших при церквах, на так называемых церковных погостах, цвинтарях, в городе Бахмуте, в 1778 году, отведено было для кладбища, вне города, на выгоне, особое место. В 1785 году Бахмутского городового магистрата ратман Иван Резников и Бахмутский купец Парфен Гаврилов начали убеждать и склонять всех граждан Бахмутских общими совокупными силами устроить на городском общественном кладбище деревянную церковь во имя Всех Святых. Мысль эта пришлась всем в городе по сердцу. Духовенство и лица служащия должностные употребляли все усилия к осуществлению ее. 6-го мая 1786 года духовенство и граждане города Бахмута, чрез местное духовное Правление, представили преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, доношение, в коем просили Преосвященнаго благословить и разрешить им устроить на обществен–ном кладбище деревянную церковь во имя Всех Святых. В доношении этом они писали: «По обстоятельствам во всей России учреждения в городах и прочих местах, для погребения христианских мертвых тел, кладбищных мест и на оных церквей, имеем и мы все единогласное желание на отведенном, по силе сенатского Ее Императорскаго Величества указа, кладбищном месте во имя Всех Святых деревянным зданием состроить церковь, на что и материалы все уже изготовлены и плотники наняты; и дабы в сем нашем общем и усердном желании могли мы нижайшие воспользоваться полезною Вашего Преосвященства резолюциею о снабдении благословительною грамотою на построение во имя Всех Святых деревянным зданием церкви, приемлем смелость сие Вашему архипастырскому рассмотрению поднесть чрез Бахмутское духовное Правление». При особом доношении от 16-го мая 1786 года, представляя означенную просьбу Бахмутских граждан преосвященному Ники–фору, и свидетельствуя о справедливости всего прописанного в ней, Бахмутское духовное Правление, с своей стороны, также просило Преосвященного о разрешении построить в городе Бахмуте, на городовом общественном кладбище, деревянную церковь во имя Всех Святых. Доношение это помещаем здесь целиком: «Поданным на имя Вашего Преосвященства в сие Правление градские и форштатные священно и церковнослужители с прихожанами доношением обявя, что они на отведенном, на выгонной градской земле, для похоронения христианских тел кладбищном месте желают во имя Всех Святых деревянную церковь построить, на сооружение которой дерево и прочие материалы приуготовлены и мастер приговорен, просили о закладке на том кладбищном месте во имя Всех Святых деревянной церкви Вашего Преосвященства благословения. По каковому прошению от духовнаго Правления достоверное освидетельствование кладбищному месту и изготовленному на строение помянутой церкви дереву и протчим материалам чинено, и оказалось, оное место, по существу Святейшаго Правительствующаго Синода последовавшаго в 1772 году июля 11-го дня указа, состоит на выгонной градской земле, где церкви быть способно, потребнаго леса и тертиц довольное число, равно и денег на уплату мастерам, кои уже договорены, в потребу имеется: того ради Вашему Преосвященству духовное Правление поднося при сем прописанное доношение, всенижайше просит о построения на означенном кладбищном месте деревянной во именование Всех Святых церкви архипастырскою резолюциею не оставить».

По разсмотрении сих бумаг и по соображении всего дела с представленными справками, Славенская духовная Консистория определением своим постановила: дозволить в г. Бахмуте на город–ском общественном кладбище устроить деревянную церковь во имя Всех Святых. 12-го июня 1786 года выдана была благословительная храмозданная грамота на закладку и сооружение церкви; а 4-го октября того же 1786 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, освятил на кладбище место под церковь и положил закладку на сооружение оной.

Доношением от 30 апреля 1791 года, Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Амвросию, архиепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная в Бахмуте, на городском общественном кладбище к сооружению деревянная Всесвятская церковь постройками и производством работ ныне совершенно окончена, церковными утварьми и священными облачениями, иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно и всеми потребностями к освящению вполне приготовлена; а потому Правление просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освящение новоустроенной церкви и освященный антиминс для совершения в ней богослужений и священнодействий. На основании сего доношения 11-го июня 1791 года состоялось разрешение епархиального Начальства освятить Бахмутскую кладбищную Всесвятскую церковь. Указ от 14 июня об освящении церкви и святой антиминс в Бахмутском духовном Правлении получены, к исполнению, 18-го июля 1791 года; а 20-го генваря 1792 года церковь освящена и открыта к богослужению и священнодействию.

 

БАХМУТСКАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, НЫНЕ БЛАГОВЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

О Бахмутской Рождественской, ныне Благовещенской, церкви мы имеем под руками следующие краткие сведения. Бахмутская Рождественская т. е. Рождество-Богородичная церковь, по началу и основанию своему, – весьма древняя. Об ней упоминается уже в 1762 году. В 1778 и 1779 годах при Бахмутской Рождественской, т. е. Рождество-Богородичной церкви, приходских дворов числилось и в действительности было 153, домохозяев мощных, грунтовых, имущественных.

Бахмутской Рождество-Богородичной церкви священник Петр Иванов, дьякон Григорий Иванов, дьячок Матвей Иванов, и приходские люди: корнет Павел Устимович, купец Антон Плетенев и другие 9-го июня 1791 года представили в Бахмутское духовное Правление прошение, в коем писали: «Находящийся в нашей приходской церкви резной иконостас, за давностью иконного изображения, а особливо от громовых прошлых 1788 и 1789 годов двух раз ударов поврежден и пришел в ветхость так, что иные штуки от тех ударов покололись и краски опали; почему и вознамерились мы, вместо оного, новый резной иконостас с иконным изображением сделать собственным нашим нижеподписавшихся прихожан и от посторонних дателей коштом, с прибавлением в помощь имеющихся в наличности церковных ста рублей денег; но без позволения духовной власти сами собою учинить того не можем. Того ради Бахмутского духовного Правления покорнейше просим о дозволении вновь иконостас сделать и по отделке нового, ныне имеющийся старый иконостас в строение вновь выстроенные церкви продать и деньги употребить для вяшаго украшения вновь сооружаемого, и о употреблении на то церковных ста рублей, куда следует, с испрошением резолюции представлением не оставить». Бахмутское духовное Правление репортом от 6-го июня 1791 года чрез Консисторию представило об этом преосвященному Амвросию Екатеринославскому и по резолюции его от 16-го июля того же 1791 года получило желаемое дозволение.

Бахмутское духовное Правление репортом от 30-го апреля 1798 года доносило в Новороссийскую духовную Консисторию: «Города Бахмута Рождество-Богородицкой церкви диакон Григорий Иванов репортом сему правлению между прочим донес, что церковь их приходская столь ветха, что сближается к падению, которую перестроить необходимо нужно и скоро. Почему посланным из сего Правления благочинному, священнику Максиму Барышпольскому указом велено упоминаемой Рождество-Богородицкой церкви учинить обстоятельное освидетельствование и описав все ветхости подробно, також и о течи и нет ли от оной повреждения иконам или другим каким вещам, сему Правлению репортовать немедленно. На который указ оный благочинный Барышпольский репортом сему Правлению донес, что вышеозначенной Рождество–Богородицкой церкви освидетельствование чинил и нашел, что пристроенная к церкви колокольня в углах из стены подалась более, как на вершок, крыша на церкви ветха и имеется во время дождей течь с правой и левой сторон в приделах, подвалины под алтарём кругом церкви и под колокольнею сгнили, от течи имеется повреждение на иконостасе, на иконе трех святителей, на тумбе самой нижней по–золотка отмокла; алтарь совсем осел, внутри алтаря помост остается утвержденным не на фундаменте, а на земле, от того все доски помоста пожелобились; при алтаре придел с левой стороны так осел, что и дверей уже отворить невозможно. А поелику духовному Правлению известно, что оная церковь весьма ветха; то предваряя оной падение, духовное Правление Новороссийской Консистории донося, испрашивает в резолюцию указа, не повелено ль будет в вышеописанной Рождество–Богородицкой церкви упразднить священнослужение, дабы падением народа не подавила». На докладе о сем Консистории преосвященный Гавриил 4-го июня 1798 года в резолюцию написал: "по представленным причинам запретить в оной церкви священнослужение, впредь до надлежащей починки». В конце июня 1798 года резолюция эта в воскресный день объявлена прихожанам и приведена в исполнение. Прихожане, вместо починки старой, начали думать и хлопотать о постройке новой....