Бахмутский уезд

Государев Байрак

Слобода Государев Байрак, при реке Лугани, многолюдная, с населением зажиточным, при двухштатном церковном причте, находится Бахмутского уезда в 1-м благочинническом округе.

Государев Байрак, – старинная, стародавняя запорожская маетность, в 1770 году, по распоряжению Бахмутской провинциальной Канцелярии, отдана была под поселение иностранному народу, – православным волохам. Пользуясь всеми выгодами и удобствами счастливой местности, новые поселенцы Государева Байрака скоро обзавелись здесь отличною экономией и хорошими хозяйственными усадьбами. В 1782 году, при составлении общей народной переписки, в государственной воинской слободе, – в Государевом Байраке, семейного и оседлого народа найдено и в списки внесено муж. 305 и жен. 335 душ.

Настоящего, формального делопроизводства о построении церкви в слободе Государевом Байраке мы нигде не нашли; а потому помещаем здесь те краткие сведения, найденные нами в Консисторском архиве, которые проливают некоторый свет и несколько уясняют обстоятельства сего дела.

Репортом от 27-го февраля 1792 года Бахмутское духовное Правление представляло  в  Екатеринославскую духовную  Консисторию: «Хотя по существу духовной Консистории указа, по умертвии в Хорошем Яру священника в 1789 году, приход и церковь в призрении по способности села Черкасского священнику Феодору Верецкому и препоручен; но поелику тот священник престарелой и слаб здоровьем; в двух приходах исправить всех случающихся треб ни как не может, а по сей крайней надобности жители и просят, чтоб определить им от двупопных мест к их церкви священника к безотлучному пребыванию для служения и преподаяния треб, то духовное Правление, сообразуясь справедливому помянутых прихожан требованию, полагает мнение, как в селе Луганском при Николаевской церкви два священника, а в причисленном к той Николаевской церкви селе Государевом Байраке церковь новостроящаяся не освящена, следовательно священник Феодор Друзиякин и состоит свободен, которого определить к Игнатиевской церкви весьма удобно и дабы села Хорошего Яру жители в преподаянии христианских треб не претерпевали нужды, а паче не последовало б и упущения, духовное Правление, по сей необходимой надобности, о определении священника Феодора Друзиякина в село Хорошее к Игнатиевской церкви к безотлучному там пребыванию испрашивает в резолюцию указа».

Согласно сему представлению, преосвященный Амвросий резолюцией от 4-го июня 1792 года переместил священника Феодора Друзиякина из Государева Байрака в Хороший Яр к Игнатиевской церкви. Но Друзиякин, усиливаясь остаться на прежнем месте, – в Государевом Байраке, по сему поводу, в прошении от 29-го сентября 1792 года писал в Екатеринославскую духовную Консисторию: «Рукоположен я в 1785 году преосвященным Никифором, Бахмутского уезда в село Луганское к Николаевской церкви во второго священника, к которой церкви причислено было и селение Государев Байрак, а в 1788 году, покойным преосвященным Амвросием, по прошению моему, переведен в оный Государев Байрак, где и церковь началась тогда строиться, и находился с того времени в сем селении до ныне. Сего ж года в марте месяце духовное Правление в Консисторию представило доношением, что в селении Хорошем Яру не имеется священника; в селе же Государевом Байраке церковь де еще не освящена; следовательно я и состою свободным; а потому и просило определить меня в село Хорошее к безотлучному во оном пребыванию. Как же я в селе Государевом Байраке издавна обзавелся жительством и экономией, и церковь во оном совсем строением окончена и уже дозволено оную освятить, при коей с околичными дворов имеется более двух сот, в селе же Хорошем только 70 дворов, и находится расстоянием от Байрака в 65 верстах, и потому переходить мне в оное, лишась экономии и всего, крайне неспособно, а села Черкасского, к которому Хорошее принадлежит приходом, священнику по малости в своем приходе дворов и по близкому, состоящему в пяти только верстах расстоянию, исправиться удобнее: того ради Екатеринославскую духовную Консисторию покорно прошу, в рассуждении прописанных резонов, оставить меня по прежнему в селе Государевом Байраке. Что же касается до просьбы, поданной от Байракских прихожан о нежелании якобы их меня, – то прошу о подлинности оной другому какому–либо, кроме Бахмутского, благочинному исследовать; ибо сочинена она и подписана заочно от прихожан, по злобе и наущению земского исправника, самим сельским писарем Лукьяном Ивановым и старшиною».

Доношением от 2-го июля 1792 года Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Амвросию: «Ведомства здешнего села Государева Байрака жители поданным в сие Правление прошением прописывая, что заложенная по благословению Вашего Высокопреосвященства в том их селе во именование Вознесения Господня церковь деревянным зданием строением сов–сем окончена и церковным благолепием украшена, такоже сосудами, книгами и прочими утварьми снабдена, – просят о освидетельствовании оной церкви и утварей и о представлении к Вашему Высокопреосвященству, со испрошением на освящение церкви божественнаго антиминса и благословигельной грамоты; по которому прошению о освидетельствовании помянутой церкви и утварей и о учинении оным описи благочинному священнику Максиму Барышпольскому от сего Правления указом предписано было, кой июня 30-го духовному Правлению репортом донес, что по освидетельствовании его означенная церковь оказалась строением по подобию прочих благоустроенных храмов Божиих окончена и церковным благолепием украшена, иконостас столярной работы, с резьбою, сделан.... О чем Бахмутское духовное Правление сим Вашему Высокопреосвященству донося, о выдаче на освящение часто повторяемой Вознесенской церкви благословительной грамоты и божественного антиминса испрашивает милостивой архипастырской резолюции». По сему доношению преосвященный Амвросий Екатеринославский, резолюцией от 20-го июля 1792 года, благословил в слободе Государевом Байраке освятить новоустроенную Свято–Вознесенскую церковь и дозволил выдать для сего новый освященный антиминс. 21-го августа 1792 года из Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом.

Главными действующими лицами в Государевом Байраке, преимущественными вкладчиками и фундаторами при постройке церкви были: слободской старшина Василий Цурканов, выборный Иван Бытков, сборщик Иван Денаев, Иордан Мангуров, Григорий Бедряга и проч.

Рапортом от 30-го марта 1793 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский долагал преосвященному Иову Феодосийскому, временно управлявшему Екатеринославской епархией, что преосвященный покойный Амвросий архипастырскою резолюцией дозволил ему освятить новоустроенную Вознесенскую церковь в казенной слободе Государевом Байраке, но освящённого антиминса для этого не отпущено; а потому протоиерей просил преосвященного Иова выдать освященный антиминс для означенной церкви. На основании сего репорта, в силу резолюции преосвященного Иова, 5-го мая 1793 года выдан новый освященный антиминс; а 15-го октября того же 1793 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в казенной слободе Государевом Байраке освятил новосооруженную Вознесенскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.