Бахмутский уезд

Железное

Село Железное, на правом берегу р. Кривого Торца, многолюдное, при одноштатном церковном причте, находится Бахмутского уезда в 3–м благочинническом округе.

Местность нынешнего села Железного – древнее, старожитное запорожское займище. В 1696 и 1707 годах на речке Железной и в балке Железной, при р. Кривом Торце существовало несколько зимовников и хуторов запорожского казачества. После лихолетья, после агарянского нападения на Новороссийский край (в 1768 и 1769 годах), казак запорожец Прокоп Дьяченко, в 1770 году, пер–вый занял всю эту местность, завел здесь обширный зимовник, устроил в нем несколько землянок и хат-мазанок и пригласил сюда к себе, на постоянное жительство, из Полтавской губернии своих родных и знакомых. В 1776 году, по распоряжению Бахмутской провинциальной Канцелярии, в запорожском займище – Железной Балке предписано образовать государственную воинскую слободу. В 1782 году, при составлении общей народной переписи, в государственной малороссийской деревне Железной найдено и в списки внесено постоянных жителей муж. 197 и жен. 173 души. В 1783 году, по распоряжению Бахмутского земского комиссара, в деревню Железную переведено на постоянное жительство несколько семейств молдаван и волохов.

В 1791 году жители государственной деревни Железной–стар–шина Феодор Маналакиев, староста Остап Кузьменко, выборный Семен Лисенко, сборщик Иван Лисогор, слободской писарь Михаил Иванов Лапшин, Андрей Панчул, Иван Сабадаш и другие, согласно желанию всего общества и приговору сельской Сборной Избы, начали хлопотать о построении в своей слободе церкви во имя Архистратига Михаила и об открытии у себя своего собственного самостоятельного прихода. Для благонадежнейшого успеха и для лучшего руководства в этом деле, прежде построения церкви, они решились избрать и пригласить к себе постоянного священника и просили о том Бахмутское духовное Правление.

Рапортом от 26-го июня 1794 года Бахмутское духовное Правление по сему делу представляло преосвященному Гавриилу: «Бахмутского уезда деревни Железной общество в поданном в сие Правление прошении прописали, что в той деревни имеется казенных поселян 112 дворов, в них мужеска 264 и женска 291 душа, священника ж для исправления мирских христианских треб не имеется: а ныне священник Василий Лукиянов имеет желание быть в той их слободе, и просят о причислении показанного священника в их деревню, куда следует, представлением не оставить; почему оный священник Лукьянов о желании его быть навсегда в деревне Железной священником, в духовном Правлении был спрашиван и показал, – прошлого 1788 года в октябре месяце, по указу Екатеринославской духовной Консистории из села Желтого переведен он для исправления мирских христианских треб в деревню Землянки, в коей и ныне находится; но как оная деревня и село Ясеноватка поселены по течению речки Торца смежно с обеих сторон и во оном селе церковь выстроена и священник имеется, то жители Землянские и принадлежательны к приходу Ясеноватскому Николаевской церкви, ему ж Лукьянову там по малоприходству оставаться не при чем, а посему и пропитаться в таком состоянии не может, почему и желает перейти на всегдашнее жительство в деревню Железную, куда тамошние жители и просят его неотступно. По справке ж духовного Правления оказалось, – в поданных за сей 1794 год исповедных росписах показано в деревне Железной состоит дворов сто два, в них муж. 245 и жен. 259 душ; в принадлежащей же к тому приходу деревне коллежского асессора Фурсова дворов 10, в них муж. 19 и жен. 32 души; упоминаемые ж село Ясеноватка и деревня Землянки поселены, точно, по течению речки Торца смежно с обеих сторон и во оном селе построена церковь и священник имеется; жители Землянские, действительно, принадлежательны к приходу Ясеноватскому, а священнику Лукьянову, по малоприходству, пропитаться трудно; да и Ясенойатский приход сам по себе к достаточному продовольствию священника с причтом скуден. А посему Вашему Высокопреосвященству духовное Правление доносит, что по прошению деревни Железной поселян, священника Лукьянова (кой и сам свое желание к бытию в Железной сказкой предъявил определить нужно, который ныне исправляет там требы, и просит архипастырской резолюции; деревни ж Железной поселян просьбу и священника Лукьянова сказку при сем подносит». По сей просьбе священник Лукьянов определен в Железное.

В прошении от 30-го сентября 1794 года жители слободы Железной писали Бахмутского уезда земскому исправнику Андрею Ивановичу Шабельскому: «В деревне нашей имеется 130-ть дворов, в которых состоит муж. 250 и жен. 300 душ. А поелику расстоянием от сей деревни церковь состоит в 25 верстах, то в получении христианских треб претерпеваем мы великую нужду; по чему и вознамерились выстроить деревянную церковь во имя Архистратига Михаила. Того ради об отводе для священно и церковнослужителей подцерковной земли и о испрошении позволения строить помянутую церковь вашего благородия покорнейше просим, куда следует, не оставить отнестись своим представлением». Исправник Шабельский, при бумаге от 27-го января 1795 года, представляя правителю Екатеринославского наместничества Хорвату означенное прошение поселян слободы Железной и свидетельствуя о справедливости всего прописанного в нем, с своей стороны просил г. Хорвата об отмежевании из дачи тех поселян 120 десятин земли для причта будущей церкви и об исходатайствовании им разрешения построить таковую. По поводу сей просьбы Хорват в промемории от 1-го июня 1795 года писал к преосвященному Гавриилу: «Препровождая у сего к Вашему Высокопреосвященству поданное ко мне Бахмутского уезда деревни Железной от жителей прошение, изъясняющее желание их выстроить в той деревне церковь во имя святого Архистратига Михаила с обязательством, что они ту церковь всеми нужными потребностями снабжать, а церковный причт содержать будут, – Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу на сооружение помянутой церкви преподать архипастырское благословение; для чего и отмежеванной под оную церковь земле план у сего ж прилагаю».

По рассмотрении всех обстоятельств сего дела и представленных к нему справок, преосвященный Гавриил резолюцией от 2-го июля 1795 года разрешил устроить в слободе Железной церковь во имя Архистратига Михаила. 6-го июля 1795 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом. Жители слободы Железной купили в слободе того же уезда Епифановке готовое, прочное и крепкое, церковное здание и перевезли его в свою слободу; 22-го ноября 1795 года Бахмутский протоиерей Стефан, Ревуцкий в слободе Железной освятил место под церковь, положил закладку на сооружение оной и на месте работ водрузил крест.

В октябре месяце 1795 года Бахмутской соборной Троицкой церкви священник Иоанн Лашкевич по просьбе прихожан слободы Железной и согласно его собственному желанию, переведен в слободу Железную, на место престарелого священника Лукьянова, для лучшего надзора за ходом дел по устройству церкви.

Рапортом от 31-го октября 1796 года Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Гавриилу: «Бахмутского уезда села Железного священно и церковнослужители и приходские люди поданным в сие Правление прошением прописывают, – в вышеписанном де селе их вновь во именование Архистратига Михаила церковь строением окончена и ко освящению уже изготовлена, – просили о освидетельствовании и о выдаче на освящение оной церкви нового святого антиминса, куда следует, представлением не оставить. Почему освидетельствование чинено, и в каком состоянии церковь и какие во оной имеются утвари, прилагается при сем опись. А потому Вашему Высокопреосвященству о выдаче на освящение в оном селе Железном Архангельской церкви нового шёлкового святого антиминса духовное Правление представляя чрез подносителя сего, священника села Александровки Стефана Сластовникова, испрашивает благопризрительной резолюции».

По сему репорту преосвященный Гавриил резолюцией от 11-го ноября 1796 года благословил протоиерею Петру Расевскому освятить новоустроенную в слободе Железной церковь и дозволил выдать для этого новый освященный антиминс. 20-го ноября 1796 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом; а 16-го декабря 1796 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в слободе Железной освятил новосооруженную Архангело-Михайловскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.