Бахмутский уезд

Алексеевка на р. Волчьей

Слобода Алексеевка, на правом берегу р. Волчей, многолюдная, с населением зажиточным, при одноштатном церковном причте, находится ныне Бахмутского уезда во 2-м благочинническом округе.

Местность нынешней слободы Алексеевки – одно из древнейших и известнейших запорожскому казачеству урочищ, одно из старожитных и стародавних поселений его. В древнейшие времена здесь существовала одна из пристаней, одна из береговых станций для всех запорожцев, плававших из Сечи запорожской Самарою, Волчею и Миусом в Азовское море и обратно; около 1660 года здесь же, в стороне от известного всем русским и татарам, общего Муравскаго шляху, тракта, проложен был запорожцами особый секретный казацкий шлях на Калмиус и в Калмиусскую паланку. По распоряжению Коша запорожского, сидевшие тут зимовником сечевики обязаны были всех пловцов и путешественников принимать и довольствовать путевым содержанием; у них была своя часовня и при ней иеромонах Киевского Межигорского монастыря.

В сентябре 1775 года губернатор В. А. Чертков, обозревая свою новооткрытую Азовскую губернию, был, между прочим, в Волководском уезде, или округе, повсюду видел здесь отличные, богатые и плодородные степи, места к населению самые способные и благоприятные; в урочище нынешней слободы Алексеевки   нашел   несколько   зимовников   с   землянками и в них более ста жильцов из запорожского товариства, в числе коих был один отставной войсковой старшина – Алексей Петренко. Руководствуясь мыслью о заселении края и соображаясь с местными выгодами и удобствами сего урочища, Чертков решился устроить здесь государственную воинскую слободу, пригласил старшину Петренка быть осадчим её, в честь и память его имени назвал будущую слободу Алексеевкою и поручил ему немедленно приступить к заселению ее народом семейным и оседлым. Не смотря на трудные и неспокойные годы, при содействии старшины Петренка и его хлопцев, Алексеевка, действительно, скоро населена была семейным и оседлым народом малороссийской нации, так, что в 1782 году, при составлении общей народной переписи, в государственной воинской слободе Алексеевке найдено и внесено в списки 30 дворов и в них жителей муж. 136 и жен. 123 души. В 1784 году к Алексеевке присоединились соседние слободы – государственные воинские – Салогубовка, Андреевка тож, в 9 верстах, с 129 душами муж. и 82 жен., Подгородняя, под бывшим городом Павлоградом, потом Павловкою, Новопавловкою, в 16 верстах, с 79 душами муж. и 32 жен., деревня Келаревка, капитана Келарева, в 15 верстах, с 32 душами муж. и 25 жен., и Голицыновка, генерал-майора Голицына, в 25 верстах, с 50 муж. и 29 жен. Согласно общей просьбе их, для преподаяния христианских треб жителям всех этих слобод, в Алексеевку определен был из польских выходцев священник Иоаким Тихонович, а по смерти его, Иоанн Гординский.

15-го мая 1785 года Павлогорадского уезда казенных слобод Алексеевки и Андреевки жители представили в Павлоградское духовное Правление прошение на имя преосвященного Никифора, архиепископа Славинского и Херсонского, в коем они писали: «В бывшем Павлограде, что ныне Павловка, состоит церковь походная во имя святителя Николая, то есть, та самая. которая первоначально была в Калмиусе, потом в Самарском монастыре, оттуда в слободе Камянке, из нее опять перенесена на Калмиус, а оттуда в Павловку собственным коштом от доброхотных дателей состроенная. А как ныне во оной слободе Павловке корсиканцы римско-католическаго исповедания жительствуют, своего пастора и церковь имеют; то оная церковь походная Николаевская в праздности тамо состоит, ибо в той Павловке нашего закона жителей не имеется; слобода ж Алексеевка и околичные слободы, за неимением церкви и постояннаго священника, крайнюю нужду в христианских требах претерпевают, по причине отдаленности от околичных церквей. Того ради Вашего Преосвященства, милостивого нашего архипастыря, всепокорнейше просим благословить оную походную Николаевскую церковь из Павловки в слободу Алексеевку перенесть и к ней священника, дьячка и пономаря определить; а мы оную церковь, священника и церковнослужителей содержать долженствуем, в чем при сем и подписку прилагаем». При доношении от 23-го июня 1785 года Павлоградское духовное Правление, представляя означенное прошение слобожан Алексеевских и Андреевских и данную ими подписку в приличном и безбедном содержании церкви и духовенства, с своей стороны просило преосвященного о дозволении перенесть из слободы Павловки в Алексеевку походную Николаевскую церковь, с антиминсом, выданным в эту церковь от преосвященного митрополита Киевского Тимофее Щербацкаго в 1754 году. По наведении надлежащих справок по сему делу, Славенская духовная Консистория определением своим от 17-го декабря 1785 года постановила: «Подвижную Николаевскую церковь из Павловки в слободу Алексеевку перенесть дозволить; чего ради как оную, так и все церковные вещи препоручить Алексеевскому священнику Иоанну Гординскому с ктиторами под росписку; Алексеевским и других слобод жителям подтвердить, дабы они об отмежевании для священно и церковнослужителей указного числа земли и о постройке неподвижной церкви возымели всеприлежнейшее старание, в чем особливо Павлоградскому духовному Правлению иметь наблюдение и понуждение; значащиеся по описи церковные триста двадцать три рубли и восемьдесят коп. деньги духовному Правлению, отобрав, хранить в оном Правлении впредь до указу».

В силу такого определения епархиального Начальства, походная Свято–Николаевская церковь, со всеми ее утварьми, облачениями и принадлежностями, немедленно была перенесена из Павловки, – бывшего Павлограда, – в Алексеевку, поставлена в ней на приличном месте и открыта к богослужению и священнодействию; но церковные деньги, 323 руб. 80 коп., на требование Павлогорадского духовного Правления, не были отданы слободы Григорьевки священнику Косьме Наумову, для представления их, на хранение, в оное духовное Правление. Алексеевский писарь Петр Голубницкий, сотский Григорий Костюченко, ктитор Самсон Солдатенко и Евфим Перепаденко 13-го февраля 1786 года подали в Павлоградское духовное Правление «доношение, в коем учинили признание, что якобы они те церковные деньги раздали той слободы жителям на пропитание», а между тем, мимо ведома оного Правления, отправились в Полтаву и 19-го февраля 1786 года представили там преосвященному Никифору от жителей Павлогорадского уезда казенных селений Ивановки, Подгородней, Алексеевки, Андреевки и от Павлогорадских мещан прошение, в коем писали, что все они, бывши с 1781 по 1785 год прихожанами походной Свято-Николаевской церкви, стоявшей в Павловке и ныне перенесенной в Алексеевку, делали от себя приношения в церковь и собранную сумму, по общему желанию и согласию, отменили, предназначили на колокола к сей церкви, так как бывший при сей церкви колокол, при перенесении церкви из Кальмиуса в Павловку, оставлен в городе Мариуполе; а потому просили преосвященнаго церковную сумму, 323 руб. 80 коп., якобы отобранную уже в Павлоградское духовное Правление, передать в Алексеевскую походную церковь на ее нужды. По рассмотрении сего прошения. Славенская духовная Консистория определением от 5-го марта 1786 года постановила, – в настоящее время, жителям Алексеевским и Андреевским, в просьбе   их об  отдаче   им церковных денег отказать, так как деньги те собраны не от них одних, а предписать им скорее позаботиться об отмежевании подцерковной земли и о постройке неподвижной церкви, и тогда учинить особое распоряжение и о церковных деньгах. Репортом от 12-го июня 1786 года Павлоградское духовное Правление донесло Славенской духовной Консистории, что по указу оного Правления, слободы Петропавловки священник Гавриил Поповский ездил в слободу Алексеевку, истребовал от тамошних жителей 323 руб. 80 коп. церковной суммы и представил оные в духовное Правление, каковые деньги наличностию приняты Павлоградским духовным Правлением и ныне хранятся в нем. А новым репортом от 25-го июля того же 1786 года Павлоградское духовное Правление донесло пре–освященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что 10-го сего июля государственной слободы Алексеевки священник Иоанн Гординский репортом представил, что походная Николаевская церковь в Алексеевке от грому сожжена совсем, по каковому репорту оным Правлением Павлоградский диакон Максим Кошевский отправлен в Алексеевку для учинения на месте надлежащей выправки. По выправке оного диакона Кошевскаго оказалось, что реченная походная Николаевская церковь прошлого июня 26-го дня, по полудни в 1–м часу подлинно от грому сожжена, утушить оной не могли по причине, что той слободы жители нынешнего рабочего времени в степи были, кроме малого числа людей, кои только и успеть могли вынуть риз сем, подризников холстяных три, и платков бумажных два, евангелие двое, апостол, миней, псалтырь, октоих, ермологий и служебник, да и в наличности денег осталось медных четыре рубли и висящий на Богоматери десятирублевый червонец, кои деньги и ризница оставшаяся хранятся у тамошнего жителя Мирона Коваля, а прочие церковные утвари все погорели»...

Вице-губернатор Екатеринославскаго Наместничества Иван Васильевич Тибекин, в отношении от 4-го ноября 1790 г., писал к преосвященному Амвросию: губернский землемер коллежский асессор Мордвинкин представил ко мне при рапорте планы на отмежеванную Павлогорадского уезда из округи села Алексеевки под намереваемую тамошними поселянами выстроить церковь и для довольствия священно и церковнослужителей землю; а при том и жители оного села изъясняя просьбою, что, по отдаленности от их жилища церквей, они нуждаются в исправлении по долгу христианскому обрядов; а потому намереваясь в том селе Алексеевке, в коем состоит дворов 73, в них муж. 260, а жен. 218 душ, выстроить собственным своим коштом церковь во имя святителя Христова Николая, просят моего о том у Вашего Преосвященства ходатайства. В следствие чего представляя у сего на изъяснённую отмежеванную землю план, Вашего Высокопреосвященства всепокорнейше прошу на построение в оном селе церкви преподать Ваше архипастырское благословение».

По сей бумаге и по письму правителя Наместничества В. В. Каховского, преосвященный Амвросий резолюциею от 10-го июня 1791 года благословил в казенной слободе Алексеевке устроить церковь во имя святителя Христова Николая. 11-го июля 1791 года отправлен в Павлоградское духовное Правление указ об этом; а 12-го октября того-же 1791 года Павлоградский протоиерей Алексей Хандалеев соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в слободе Алексеевке освятил место под церковь и положил закладку на сооружение оной. 30-го мая 1793 года церковные деньги, хранившиеся в Павлоградском духовном Правлении, в количестве 323 руб. 80 коп., возвращены в слободу Алексеевку и переданы на церковные нужды.

Доношением от 18-го сентября 1793 года, благочинный, священник Василий Покволитый представлял преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому: «Указом Павлогорадского духовного Правления, последовавшим по указу ж Консистории, велено мне иметь наблюдение за строением Павлогорадского уезда в слободе Алексеевке Николаевской церкви, которая построилась на место сгоревшей в той слободе церкви. Как же

оная церковь строением уже мною кончена совершенно, и утвари церковные, равно и разные вещи, оставшиеся от сгорения бывшей церкви, достаточно имеются, о каких и регистр при сем прилагается; для того Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу о освящении оной церкви дать дозволение». По сему доношению преосвященный Гавриил, резолюцией от 23-го сентября 1793 года, благословил благочинному Покволитому освятить новоустроенную в слободе Алексеевке Свято-Николаевскую церковь и дозволил выдать для этого освященный антиминс. 24-го сентября 1793 года из Консистории отправлен в Павлоградское духовное Правление указ об этом, к надлежащему исполнению.