1873 год. Уездный город Глухов. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

Уездный город в 212 вер. от Чернигова и в 580 от Москвы, на возвышенности – красной горке, окруженной с востока р. Есманью; мельничная плотина на Есмани соединяет город с предместьями.

В 1152 г. Суздальский князь Юрий и союзные князья «поидоша на Вятичи… таже на Мценск, оттуда же идоша на Глухов, ту и сташа» ожидая Половцев, чтобы вместе с ними идти против Чернигова[1].

Итак в 1152 г. Глухов уже существовал. Но кем и когда был построен он? неизвестно.

Глухов упоминается еще по летописи в 1168 и в 1239 г. как город северского княжества[2]. В этом последнем году он был взят татарами, но не был разорен. Князь Семен Михайлович, третий сын св. князя Михаила мученика, остался владетельным князем Глухова и Новосиля; потомки его владели Глуховым до 1320 года, когда перешел он к Литве и потом к Польше.

При гетманщине, Глухов был сильно укреплен[3]; особенно возвысился он с 1708 г.; когда стал местом пребывания гетманов и главного войскового правления[4].

О храмах Глухова глубокой древности недошло до нас верных сведений. Говорят, будто в нем было во время дотатарское до 70 церквей, но в подтверждение того не указывают ни на какие памятники[5]. Во время гетманщины Глухов украшен был множеством храмов. Из них храмы арх. Михаила, св. м. Варвары и прор. Илии, стоявшие вблизи собора, ныне уже не существуют; только некоторые принадлежности их, перешли в соборный храм[6].

В 1701 г. так писал о Глухове очевидец Москвич: «город Глухов – земляной, обруб дубовый, вельми крепок; а в нем жителей вельми богатых много, панов. И строение в нем преузорочное, светлицы хорошие; палаты в нем полковника стародубскаго Миклашевскаго, – зело хороши; и рядом (дов) много; церквей каменных много, девичь монастырь предивен зело; соборная церковь хороша»[7].

Соборный храм св. Троицы, которого протоиерей Иван Андреевич известен в 1663 г.[8], а другой о. Демьян Уманец, сын нежинского полковника Михаила Уманца в 1673 г. получил царскую грамоту на имения[9]. Собр. хр. до 1744 г. был деревянный, но снабжен был богатою Утварью. В нынешнем храме есть евангелие м. п. 1698 г., украшенное великолепным серебр. окладом в 1704 г. На обороте первого листа его написано: composuit haec carmina Alexiy Turansky, avdimor cloqventiae Mogiliano-Kiorensis anno 1704. Следуют стихи такого склада:

И аз многогрешный сыя в нем слышащи

Ложити кошт, на оно поисправно зращи,

Оценывши, до храма Тройческа податы

В сем сот четвертом году его справоваты»

И проч.

За тем по листам написано: «Сам Христос рек про ня и святейшими своими усты: веруяй в Мене и во евангелие, аще и умрет, жив будет и вся верующему во благое бывает споспешествуемо. З якою верою, аще и дел не имеючи оправдающих мя, аз многогрешный раб Божий Алексий Михайлович Туранский, на той час сотник Глуховский, власным своим коштом и накладом сие евангелие справил и надал до храму св. живон. Троицы, соборной глуховской, за здравие и отпущение грехов своих и млажонки своей Марии и потомства своего м. Алексия м. Демьяна, Васю, Анны, Анастасию в живых, а за преставльшихся Михаила, Васю и родителей… Роблено евангелие на Москве року 1704. Ваги в нем гривен 20; дано от работы рублей сто». За тем еще надпись: «в том я сам помененный руку подписую Алексий Михайлович Туранский, сотник войска Глуховский рукою власною».

В 1708 г. в глуховском соборе совершалось действие редкое в истории. Сперва здесь признательные сердца возносили Господу благодарность за нового гетмана, прекращавшего собою народные смуты. Потом следовала печальная сцена.

Ноября 5 происходило на площади торжественное избрание нового гетмана Скоропадского на место изменника Мазепы. Ноября 6 «вошли в церковь живон. Троицы, говорит современная записка, и по эктении и молитве благодарственной, новоизбранный гетман в верности совей к царскому величеству чинил присягу… из духовных особ были у привода его к вере Глуховской протопоп, прозванием Барзаковский (Василий), да диакон в облачении… Из церкви вышед гетман был у великаго государя на личной аудиенции с полковники и старшиною».

В тот же день прибыл в Глухов черниговский архиепископ Иоанн Максимович и являлся к царю.

Ноября 9 «в соборной церкви жевон. Троицы полковники и вся старшина давали присягу в верности царю.

Ноября 11 прибыли в Глухов, по воле царя киевский митрополит Иоасаф Кроковский и переяславский епископ Захарий Корнилович, с избранными членами своего духовенства.

На следующий день «в соборной церкви живонач. Троицы, по окончании литургии, был соборный молебен». Государь с высокими особами также присутствовал. «После молебнаго пения митрополит, архиепископ и епископ с духовными особами вора и изменника Мазепу предали соборне вечному проклятию. Новгородка протопоп Афанасий Заруцкий сказывал казанье, напоминая о прежде бывших изменниках пространство и о проклятии вора Мазепы».

Так говорит современное правительственное известие[10].

Странная потом была судьба Глуховского собора!

Еще в 1720 году заключен был договор, по воле гетмана, о построении кменного собора св. Троицы в г. Глухове[11]. Но смерть набожного Скоропадского остановила дело в самом начале. Преемник его был не очень заботлив о делах благочестия[12]. В 1774 году Императрица Елисавета, на пути в Киев, быв в Глухове, пожелала стоить здесь каменный собор на счет казны по смете[13]. В 1746 г. после служения в церкви св. Варвары (дерев. Соборный храм был разобран) на месте прежнего собора заложен был новый Глуховским протоиереем Алексием Гляховским, в присутствии военных чинов и граждан[14]. Пожар 1748 года остановил постройку храма[15]; а комиссия о построении храма, вместо того, чтобы заниматься своим делом, принялась поверять прежние доходы и расходы собора и запутала протоиерея Голяховского, который и скончался в 1749 г.[16] При протоиерее Семеоне Вербицком довели храм до кровли: но в 1759 г. колокольня от неисправной кладки упала и падением своим отшибла угол храма; внутри храма оказались трещины. В 1773 году положено было исправить повреждения согласно с мнением комиссии и в следующем году приступили к делу. Едва только вся постройка приведена была к концу, как новый пожар (1784 г.) повредил купол нового храма до того, что во время дождя течь проходила в самый храм[17]. В 1791 г. Императрица Екатерина повелела отпустить на возобновление соборного храма 10000 руб. и утвердила  мнение местного начальства разобрать храмы Михайловский и Успенский и употребить материалы в пользу собора. В 1799 г. отделаны были на хорах собора два придела северный в честь арх. Михаила и южный в честь пр. Илии. Другие три престола освящены в 1805 г.[18] Так длилась целые 80 лет постройка собора, для которого не было недостатка в средствах!

Ныне хранятся в соборе вещи принадлежавшие Михайловскому храму и монастырю девичьему.

Первому принадлежали: а) евангелие м. п. 1681 г. в серебр. окладе. На нем запись: «сие евангелие справлено в царств. граде Москве власным коштом пана Михаила Миклашевскаго, а надано до церкви арх. Михаила, патрона своего, в Глухове, – за отпущение грехов своих и панны малжонки своей Иулиании Миклашевской и за преставшихся прародителей и кровных своих и малжонки Матроны». За тем: «в таком оферованю вышмененой особы сведома будучи я Максим Софонович Николаевский Глуховский и Алексей Туранский з многими гражданами, подписались року 1688 апр. 17», б) Потир серебр. на котором чеканью означено: «сей потир до церкви св. Михаила Глуховской подала вдовствующая сотникова Криска Никифорова собственным коштом 1738 г. Феодора». в) Медная доска с словами: «по благословению преосвященного Варлаама Ясинского православного архиепископа митрополита киевского и преосвященных архиепископов Лазаря и Феодосия – горливым радением возлюбившего благоление домов Божиих стародубского полковника пана Михаила Миклашевского и их милостей значного товариства войскового пана Максима Жураховского, пана Василия Федоровича сотника Глуховского, пани Анастасии Рубановой… основан сый храм каменным зданием во имя св. арх. Михаила и Гавриила в граде Глухове року 1693. Сентября 9».

Собственность девичьего закрытого монастыря[19].

а) евангелие, неизвестно когда печатанное, с подписью: «сия книга отменена до церкви успения Богородицы, стараго в замену куплено и подано от пана Даниила Семеновича, за таляров десять, родом козака жителя Глуховскаго, з женою его Анастасиею и brata Михаила Миклашевскаго; надано року 1672». Другое евангелие неизвесной печати, с надписью: «надано до церкви успения пр. Богор. Глуховской чрез пана Василия Федоровича – в року 1690». Третье евангелие неизвестной печати с надписью испортившеюся, в которой видны слова: «до храма Спаса», печального храма обители девичьей. б) Потир сер. на котором означено: «року 1680 м. ианн. 31 д. преставися преосвященный архиепископ Климентий Гриковский и Мармаринский».

Замечательна в соборе старинная Печеницкая икона Божией Матери. Она стоит на западной стороне правого столба в богатом резном киоте. На ней надпись: «сия икона, именуемая Печениговскою, достославная по древности и потому, что в овремя пожара, как весь Глухов, так и внутренность церкви, в которой нахоидась сия икона, в 1784 г. августа 7 истребившаго, осталась внутри церкви токмо одна невредима. В память чего обновися ныне серебреною с позолотою ризою, в царствование Николая I при преосв. черниговском Лаврентие, усердием и коштом надворнаго советника Феодора Ианновича Александровича, по завещанию роднаго дяди его Николая Васильевича Романовскаго, 1828 г.» Икона пользуется особенным уважением граждан и вера извлекает благодатную помощь, как показали опыты. Она стояла в храме девичьего монастыря.

Собор получает с лавок дохода до 885 рублей.

Из прочих осми церквей[20], глуховских, замечательны Николаевская, Анастасиевская и Богородичная в веригах.

Нынешний храм свят. Николая самою готическою архитектурою своею показывает, что постройка его принадлежит концу 17 столетия. Стены храма расписаны масляными красками, с изображением святых; в куполе слова апостола: «звезда бо от звезды разнствует в славе; такожде и воскресение мертвых». Местные иконы под серебр. ризами; пред иконами 11 серебр. лампад. Евангелие в серебр. окладе подарено в 1684 г. гетманом Иваном Самуйловичем. Крест серебр. почти в аршин вышины, – дар Разумовского.

В Николаевском храме совершались молитвы при избрании двух гетманов, Даниила Апостола 1727 г. и графа Кирилла Григорьевича Разумовского в 1750 г. При избрании Апостола были киевский митрополит Варлаам, черниговский епископ Иродион Журавский и несколько архимандритов[21]; при избрании Разумовского – были м. Тимофей с епископами черниговским и переяславским и с несколькими архимандритами[22].

В том же храме, до освящения соборного, совершались и другие торжества[23].

Там, где ныне стоит церковь Анастасии, была деревянная церковь воскресения Христова.

Добрая, умная и энергическая супруга гетмана Ивана Ильича Анастасия Марковна, по известию 1738 г. «милостиноподаянием превосхождаше супруга своего. Она строила больницы, в них же всяких чинов и родов немощнии храняхуся, им же повседеневно сама умывающи, чистыми срачицами одевающи, ядьми собою уготованными питающи, плястры ранам прилагающи, служаше»[24]. При домовой больнице гетманша построила каменный храм св. Анастасии, на том месте, где был храм воскресения Христова. Это было в 1717 г.

В царской грамоте от 7 июля 1718 г. читаем, что Иван Ильич, для новой построенной им церкви и для больницы отдает во владение приселок – Новую Греблю и мельницу, на содержание священника и больных. Государь утвердил это распоряжение. В 1722 г. «в день преполовения, по утрене церковь дворовая святых Анастасий згорела з всем»[25], но скоро возобновлена. Грамотою императрицы Елисаветы от 13 июля 1743 г. утверждены за «церковию св. Анастасий» и ее больницею не только дары Скоропадского, но и пожертвования других лиц. Последний гетман писал: «при покойных антецессорах наших – до смерти капеляна войскового Моисея Богаевского (+ июн. 2 1742 г.) бывшие капеляни, по даче от них, имели во владении, по чину своего капелянства, состоящую в Старод. полку дер. Хомутовку». Гетман (29 авг. 1751 г.) предписал, дабы «Глуховской церкви св. Анастасии священник и капелян дому гетманскаго и войсковый капелян Корнилий Юзефович» также беспрепятственно владел Хомутовкою и ее угодьями[26].

По этим бумагам видим, что храм св. Анастасии сперва был домовым храмом гетманского дома и священник храма был домовым духовником гетманского дома. Чтобы дать более веса этому духовнику, ему дано название войскового или корпусного священника[27].

В храме св. Анастасии целы: евангелие м. п. 1703 г. с припискою: «подал до церкви Анастасиевской глуховский малоросс гетман Иоанн Скоропадский року Божого 1717». Другое евангелие львов. п. 1657 г.[28] На первом листе его буквы: с. с. е. п. г. А. С-кая». Т. е. сие св. евангелие подарила гетманша Анастасия Скоропадская». Дарохранительница серебр. в 4 ф. с словами: «року Божого 1718».

Ныне причт получает 109 руб. 86 к.; из них 99 руб., из Глуховской думы. Эта плата за землю с лавками подаренную Скоропадскою и отшедшую к городу. – Вот что пишет племянник ее: «17 апр. (1830 г.) составил определение на церковь Анастасиевскую именем сестры Толстой, т. е. 6 комор а 7-й прикоморок, двор шинковый, пустый плец Иванцевский определены. С получаемаго дохода назначено в год жалованья: о. Моисею 30 руб. викарию 10 руб. на школу 20 р. на свечи, ладан и воск 15 руб., пономарю 6 руб., стряпчему 10 руб.»[29]

С течением времени храм Скоропадской изменен. Он был в один этаж, – ныне с двумя этажами. Второй этаж построен в 1816 г. Цел фасад 1816 г. с показанием нового этажа и с надписью: «по сему фасаду устроить церковь и колокольню каменныя на прежнем основании благословляется. Михаил архиепископ черниговский июня 9». Верхний храм освящен в честь воскресения Христова. С 1835 года нижний храм – теплый.

Храм рождества Богородицы на Вершине, или в веригах самым названием своим указывает на особенность.

По народному преданию, там, где стоит каменный Богородичный храм, а до него стоял деревянный, был лес; в лесу жил инок Иннокентий, носивший на себе вериги; прожив здесь 10 лет и чувствуя близость кончины своей, он в ночное время положил на месте храма икону рождества Богородицы, под нею железные вериги и акафист Богородице; на акафисте увидали записку, в которой объяснено, кто положил вещи и сказано, что умирающий отшельник просит построить на этом месте храм Богоматери. Сперва поставили здесь часовню, а потом и храм рождества Богородицы. Когда это было? Доподлинно не известно, но без сомнения раньше 17 стол.[30]

В нынешнем храме: а) евангелие львов. п. 1636 г. с надписью: «до харму рождества Богородицы року 1665», требник к. п. 1646 г. ключ разумения львов. п. 1665 г. евангелие м. п. 1703 г.

б) Крест сер. с. подножием; на нем надпись: «сооружися року 1746». Икона Божией Матери под серебр. ризою; на ризе написано: «сооружися риза сия 1735 г. Филипом дьяком вершинским, а вызолочена вновь иждивением козаков Григория, Филиппа и матери их Орленковых, 1865 г.» Образ Спасителя под серебр. ризою, на которой начертано: «сооружися риза 1758 г. вдовою Агафею Кудрявцевою».

Нынешний каменный храм Богородицы строили с 1791 года и освятили в 1795 году. Храм итальианской архитектуры, довольно обширный и величественный.

В 1736 г. показывали в Глухове 219 семей козачьих и 486 посполитых. По ведомости 1748 г. значилось 138 козаков, 19 подсуседков и 394 служителей.

Число прихожан по церк. записям:

 

1770

1790

1810

1830

1850

1860

Соборной церкви

 

 

300

370

220

235

230

242

258

250

283

316

Николаевской

 

 

175

170

186

186

205

248

236

304

273

348

Анастасиевской

 

 

323

318

345

330

356

331

381

351

402

289

Рождес. Богородицы

 

 

608

616

640

680

738

779

820

869

867

908

Вознесенской

 

 

432

436

458

457

477

489

507

540

568

607

Покровской

 

 

364

375

376

390

385

411

399

424

428

467

Преображенской

 

 

269

276

287

297

305

320

330

347

345

356

Трех святителей

 

 

386

415

405

454

428

480

459

520

479

554

 

 

 

2857

 

 

 

 

 

 

 

3645

 

Самый блистательный пример мужества показали глуховцы в 1664 г. «В городе Глухове, писал сам царь, от тех  же неприятелей (ляхов и татар, предводимых королем) сидели в осаде Черкасы не многие люди и к тому городу было 12 приступов и на тех приступах неприятелей тех Черкасы побывали на голову и начальных людей многих побили, а достальные отошли с великим стыдом»[31].

Когда Глухов стал местом гетманского правления: какое множество знати стало пребывать в нем! Гетманская или генеральная канцелярия с 8 старшинами была высшим правительственным местом украины. – Генеральный суд с двумя и тремя судьями вершил уголовные дела и принимали жалобы по гражданским[32]. – Канцелярия малорс. скарбу с генеральным подскарбием заведовала сбором доходов и общественными зданиями, как щетная канцелярия поверяла щеты расходов. Канцелярия генеральной артиллерии с генеральным обозным и старшинами артиллерии имела в своем видении всю артиллерию полков, ее заготовление и заготовление пороха[33].

Картиною судовых расправ, совершавшихся в Глухове или что тоже в гетманском правлении, может служить инструкция Государя Императора Петра I, от 16 Мая 1722 г. – Помещаем ее здесь.

«Об обидах генеральным судом и полковниками и старшиною от малороссийскаго народа многия жалобы дошли.

1)      В судах енеральных чинятся ради взятков и великих накладов многия неправды. От чего бедные козаки, кому больше наложить нечего, и с правдою обвинены быватю; каковыя неправды многия по освидетельсованы и ныне из малороссиян на суд генеральнаго Черныша есть многия челобытныя.

2)      Полковники лолков своих как козакам, так так и посполитым чинять тягости не правыми судами из великих накладов, отнятием грунтов, лесов, мельниц и накиданием для продажи своих питейных и съестных припасов, к тому же многими работами в строении домов, хуторов, мельничных плотин и покосов и тем принуждают козаков из козацкой службы идти к себе в подданство, в чем и челобытья Стародубскаго и Переяславскаго полков обывателей были и есть, что по розыску уже явно показалось.

3)      В войсковой генеральной канцелярии идет неповорочное отправление. От чего и на посланные Его Имп. В-ва указы медленное отправление и ответствование чинится. К тому ж являются многия именем господина Скоропадского письма и универсалы, якобы за подписанием его гетманским, а подписываются под его руку канцеляристы. О чом некоторые уже и освидетельствованы. И в том малороссийскому народу чинятся многия убытки и разорение.

Того ради Его Имп. В-во, жалуя подданных своих малороссийский народ, при господине гетмане Скоропадском в Глухове, для управления судов и прочаго, что в просительных пунктах Богдана Хмельницкаго и в решительных на оное написано, указом – быть вместо одноя воеводской персоны, для лучшей верности и управления коллегии, в которой быть ему со шестию человеками, штаб-офицерами украинских гарнизонов попеременно, да при той же коллегии быть прокурорами погодно с переменою из гвардии капитанам или капитан-поручикам. Будучи им в той коллегии чинить следующее:

1)      Ежели на генеральный суд и войсковую генеральную канцелярию и на полковники и прочия всякия канцелярии, сколько в малороссии обретается, и на ратушные суды кто станет бить челом в неправдах, или в продолжительных по делам решениях: те дела брать им в коллегию и разсматривая чинить по правам и регламентам, не посягая и не меня никому, безволокитно и без всяких накладов.

2)      О всяких денежных и хлебных и прочих сборах, которые надлежит сбирать по пунктам Богдана Хмельницкаго в казну Его Имп. В-ва, осведомиться подлинно, сколько их и к кому и с чего сбирается. И те сборы велет сбирать урядным и войтам малороссийскаго народа в казну Его Имп. В-ва и за ними смотреть, чтоб в сборе доглядали правду, как о том в пунктах Богдана Хмельницкаго написано и от отписа себе ничего не брали, а что собрано будет принимать им в коллегии.

3)      Из тех сборных денег раздавать на жалованье, с совету гетманскаго, сердюкам и компанейцам, по их окладам, почему им дается ныне, без волокит и не удерживать ничего; а сколько тех сборных денег в сборе будет и сколько в раздаче на сердюков и компанейцев и за раздачею в остатке, тому всему иметь приходныя и расходныя книги и отсылать с прокурором в сенат.

4)      Ежели усмотрено будет, что генеральная старшина и полковники козаков и посполитых людей впредь отягощать станут работами и прочими трудностями и хотя от них козаков и челобытья не будет: оное с совету гетмана пристойным образом отвращать и поспольству в том помогать по истине.

5)      Смотреть на крепко, ныне стоящие в малороссии на винтер-квартирах безобидно ли стоять, как посланные указы из сената повелевают, или кто из той раскладки выключены и впредь ежели случится там быть винтер-квартирам, то при том смотреть, дабы ставили необходя никого, ни гетманских, ни полковничьих, ни старшинских, ни великороссийских особ подданных, ни раскольщиков, ктоб какого звания ни были, духовных и мирских и оныя велеть росписывать как посланным от комисарства, так от гетмана коммисарам и ставити, сколько где надлежит, как указы повелевают. Токмо из заслуженных особ полковников, сотников и прочей старшины и попов и церковников на дворех, где сами живут, квартир не иметь, а на загородных дворах и на подворках ставить, отнюдь не выключая никого. Как драгуны, так штаб и обер-офицеры, смотреть, чтоб собою квартир не занимали и лишнего провианта и фуража и дров не имали и ни каких сверх определенных указами запросов отнюдь не запрашивали и ни в чем не отягощали обыателей, но поступали бы как о том указы повелевают.

6)      Ежели на кого из стоящих на квартирах от малороссийскаго народа и от полков великороссийских малороссийскаго народа на людей будут челобитья: потому челобитью судить и решение чинить, сносяся с командирами полков, как о том регламенты и военные артикулы повелевают.

Подлинная инструкция за подписанием его имп. в-ва собственной руки мая 16 1722 г.[34]

В доказательство того, что государь не был несправедлив в своем недоверии к справедливости генеральной канцелярии и прочего местного чиновничества, можем указать на переписи казаков 1723 г. и 1731 г., из которых последняя составлялась одними местными сотниками, а первая по воле государя бунчуковыми товарищами Борозною и Рубцем. Надлежало ожидать, что в 1731 г. окажется казачьих дворов больше, чем было в 1723 г. А оказалось напротив. По ведомостям сотничьим 1731 г. в черниговском полку показано 4895 дворов козачьих; а по переписи Борозны и Рубца было 6148 дворов. След. против ревизии Борозны и Рубца в сотничьих списках не доставало 1253 дворов[35].

Мы не хотим сказать того, что Вельяминов, начавший управлять украиною на место гетмана, поступал правдиво. – Он наложил на всех тяжелые денежные и хлебные сборы. Полковник Полуботок донес сенату, что Вельяминов поступает вопреки царским грамотам и сенат  отменил сборы. По возвращении Петра из персидского похода, Вельяминов взошел с своим представлением к Петру и Петр повелел (1722 г.) производить сборы. В следующем году Полуботок с старшинами явился к Петру в Петербург и просил дозволить избрать гетмана, чем, как говорил он, разрешены будут и неприятности, поднятые Вельяминовым. – Вскоре все упомлномоченные посажены были в Петропавловскую крепость; Полуботок умер в крепости; прочие получили свободу уже по воле имп. Екатерины[36].

В 1728 г. новый гетман просил императора повелеть, дабы начальники великорусские не употребляли казаков и их лошадей на свои частные нужды и дабы казакам в походах отпускаем был провиант; равно просил дозволить пересмотреть дело о с. Дунайце и другие дела, которые «коллегия вершила неправдено»[37].

Картиною нравов служит и дело о Карпеках 1731–1733 г. Войсковой канцелярист Федор Мануйлович жаловался духовному начальству на то, что был он по церковному чиноположению обручен в храме с. Радионовки, в присутствии многих, с девицею Ксениею, родною внучкою Марии Александровой воспитавшей ее с детства; но другая бабка, Ульяна Карпекина, тайно увезла обрученную в дом свой и не дозволяет окончить брака вопреки желанию невесты. Карпекина не выполнила указа консистории в августе, – не представила невесту в консисторию; не выполнила в сентябре и грамоты архипастырской, предписывавшей, под опасением лишения благословения святительскаго, отпустив невесту в Родионовку к бабке ея для окончания дела; при том сын ея Семен Карпека, вывел Ксению из церкви Радионовской, где хотела она венчаться. Третьим указом Петропавловскому игумену предписано было выслать Ульяну Карпекину с сыном и внукою в консисторию – и этот указ не был выполнен. Тогда прислана была святительская грамата, с запрещением допускать Карпекину и сыновей ея в церковь. Раз Карпекина стояла в бабинце Николаевской церкви вовремя литургии и настоятель церкви удален был от места, пока не доказал, что когда узнал он о присутствии Карпекиной в храме, послал пономаря вывесть ее из храма, но тот уже не застал ея. Яков Карпека являлся за тем в консисторию с Ксениею: но там в присутствии консистории наговорил множество дерзостей и оскорблений духовному начальству. От гетмана потребовали предать его суду за оскорбление власти. Наконец Карпеки Семен и Яков вынуждены были явиться в консисторию к ответам с духом покорным и были прощены[38].

1748 г. был самым несчастным не только для Глухова, но и для большей части украйны. Город, как уже сказано, опустошен был пожаром, а по укарйне хлеб истреблен был саранчою. Добрая государыня поспешила облегчить бедствие края. Роздано было возаимообразно (на 3 года) 84000 р. в помощь бедным; разрешен был беспошлинный вывоз хлеба из Польши; квартировавшие войска выведены были в другие места. – В 1755 г. все налоги, введенные после Самуйловича, были уничтожены и украйна стала торговать с великою Россией беспошлинно.– В 1757 г. все чины украины собраны были в Глухов для рассмотрения проекта прав, составленного в 1742 г. После выбора чинов рассмотрение прав, отложили до следующего года: но и тогда дело осталось нерешенным[39].

Из распоряжений времени Екатерины опускаем из виду то, что адвокаты, назначенные Румянцевым для защиты интересов казны и казаков, оказались адвокатами своего кармана, как писал Румянцев, от 3 марта 1764 г. Вот орден Румянцева полковой стародубской канцелярии, касающийся собственно дел веры.

«В полученном мною, писал генерал-губернатор, сего сен. 5 д. (1767 г.) из правительст. сената указе изображено, что сего года мая 29 д. свят. правит. синоду д. ст. сов. и синодальный обер-прокурор г. Мелисино предложил имянный е. в. указ от 24 мая, при коем присланный е. в-ву на Волге от одного купца образ изображающий св. Троицу с тремя лицами и с четырьмя глазами, с тем, чтобы он, г. обер-прокурор, предложил оный св. синоду и е. и. в. уведомил: позволено ли такие образа писать? А по учиненной в св. синоде из духовных прав и указов выписки точно оказалось, что не только таковых непристойных изображений живописцам писать не велено, но еще и накрепко оное чинить запрещено и посланными из св. синода в разных городах указами епархиальные преосвященные наблюдать за тем обязаны, почему в св. синоде определено и посланными ко всем преосвященным подтвердительные непристойности как наиудобнее искоренены и пресечены быть могли; а от правит. сената требовал, чтоб и с светской стороны такое же, кому надлежит, учинено было подтверждение. Велено как всем губернаторам, так и мне, в своих губерниях о не изображении св. икон в странных и соблазнительных видах велеть сделать повсюду публикации, с тем, что иконописцы, которые сие преступят, жестоко будут наказаны, и пр.[40]

Нынешние жители Глухова отличаются набожностью. – Хотя Глухов давно потерял значение гетманского города: но торговля его по ныне значительная и между жителями есть люди очень зажиточные. – Много значит для Глухова, что в нем немного жидов.

Ярмарки: января 1, в Троицын день, июля 20 и нояб. 8.

Многие занимаются обработкой земли, которой за Глуховом считается 11,830 десятин.



[1] Собр. л. 11, 69. VII, 58.

[2] Карамзин 2 пр. 417. 4, прим. 361. Таким образом ясно, что рассказ (у Маркевича 1, 287) будто Глухов в древнее время назывался Васильковым и будто Глуховым назван он после погрома татарского, – вовсе неверен.

[3] Маркович ист. 2, 92–95. На плане Румянцева крепость с несколькими бастионами; самое большее предложение ее с севера на юг 260 сажень; впрочем она не квадратная, а валы ее идут изогнутыми линиями частью и по неудобствам места.

[4] Демьян Игнатович был избран в гетмана в Глухове в 1669 г. но жил в Батурине; со времени Скоропадского Глухов – резиденция гетманская. Белозерского южнорус. летоп. стр. 33. 44. 99. 120. Маркевича ист. 3. 325. 369.

[5] Я. Марковича зап. 1. 287.

[6] О храме пр. Илии Маркович в записках: «ездил (2 Марта 1725 г.) в город и в церкви Илии прор. присягал при бригаде и прочих на верность Императрице». 1, 64. См. еще 1, 344. О храм. арх. Михаила – у него же 1, 226. 336. 355. О храме св. Варвары – там же 2, 50. На плане Румянцева храм архангела – в 55 саженях от Троицкой церкви, на северозападе от нее; Ильинская и Варварина – не показаны. На восток от собора, на плане, тянется на 50 саженях здание малороссийской коллегии, имеющее вид.

[7] Записка старца Леонтия – в черниговском листке 1862 г. № 4.

[8] Разряд кн. II. 936. Вероятно, его разумеет Крыжанич, когда пишет: «там же (в московской стороне) живет достопочтенный протопоп Глуховский». О крещении стр. 65.

[9] Грамота от 3 марта 1673 г. на «село Студенок» и «слободку Локню» – в деле дворян. собр. о уманцах. Гетманский универсал 1732 г. говорит о п. Степане Уманце: «его прадед Филип Уманец, бывший тогда сотник глуховский, во время приступу короля польскаго под город Глухов в непоколебимой к российской империи верности показался и знатную от себя явил службу».

[10] Источники ист. малор. ч. 2. в чтен. общ. ист. 1859 г. стр. 179–183. Летоп. самовидца стр. 94. Даже Прокопович в своей истории Нетра (стр. 188, 189) пишет, что 8 ноября прибыли в Глухов малорс. Архиереи, а девятого предали Мазепу анафеме; и в поденных записках Петра I, изданных К. Щербатовым. Спб. 1770 г. 1, 195. читаем тоже самое здесь избрание нового гетмана поставлено под 7 числом ноября. В Петербурге в Петропавловском соборе совершалось печально-радостное торжество 12 ноября 1708 г. м. Стефан Яворский с членами собора, в присутствии высших лиц государства совершил литургию, говорил проповедь о Мазепе; когда протодьякон прочел письмо Государя к царевичу, об измене Мазепы, члены собора провозгласили анафему Мазепе, за тем совершен благодарный молебен об избрании нового гетмана. – Об этом извещена Россия указом, напеч. в сыне отеч. 1839 ч. XI Сл. странник 1864 г. I, 17.

[11]«Роспись строения церкви св. Троицы глуховской, року 1790. Должина той церкви межи стен 15 сажен треаршинных; ширина межи стен сажен 7 треаршинных; вышина от фундаменту до свода сажен 9… А чертеж и пропорцию як соизволит г. гетман… А за вышеписанное строение церкви денег взяти 750 рублев», кроме муки, круп, говядины, масла, чему особая роспись.

[12] Имп. Анна указом 8 авг. 1734 г. повелела «на строение каменной соборной церкви в Глухове выдать 1000 р. из местных доходов» (Маркевича ист. 4. 405). Но с этою суммою не приступили и к началу дела.

[13] Донесение в указе Чернигов. консистории 1800 г.

[14] Так говорит записка, хранящаяся в архиве магистрата.

[15] Маркевича записки: «Мая 23 (1748 г.) в Глухове начался в 11 часу и продолжался до 4 с полудня пожар. Весь город с предместьями от Сваркова и Петропав. мон., в городе все церкви и монастырь сгорели» 2, 263. 269. Белозерского летоп. 43.

[16] Дело консистории 1749 г.

[17] Донесение глуховского прот. Корнилия Юзефовича в дикастерию декаб. 23. 1788 г.

[18] Дело в глуховской думе.

[19] На плане Румянцева монастырь от собора на западе, в 50 саж.; тородская стена огибала его полукругом.

[20] На плане Румянцева не показан из нынешних церквей храм трех святительский, но место его занимает здесь храм всех святых на кладбище, и еще показаны на плане: церковь сошествия св. Духа за чернечьею греблею, церковь Захария и Елисаветы в 200 саж. от рождество-Богородичной на западе от нея.

[21] Доношение Наумова и присяга у Маркевича IV, № 79 80. Записки Я. Марковича 1, 243–245. В том же храме и отпевали умершего Апостола. Зап. Маркевича 1, 417.

[22] Каменский IV, 115–118, 125–427. Зап. Маркевича 2, 277–282. 294–297.

[23] Зап. Маркевича 1, 31. 238. 375. 397. 2, 143, 193. 331. 349. О судьбе храма в пожар 1748 г. Указ консистории от 10 июля 1748 г.: «мая 23 во время случившагося пожара св. Николая церковь каменная, как и протчие внутри города обретаючиеся все до единой и заградская Преображенская, сгорела: однак благодатию Божиею з оной церкви тайны св. в ковчежце, антиминс, сосуды церковные, аппараты, книги, намесние образы с царскими вратами вынесены.

[24] Киевск. Епарх. ведомост. 1, 481.

[25] Дiapiym Ханенка, стр. 49. 68. 69.

[26] Грамота и универсал нап. в чернигов. ведом. 1852 г. № 32, 34. Маркевича зап. 2, 115.

[27] См. записки Маркевича 1, 29. 237. 238. 242, 246. 371.

[28] У Каратаева не показано.

[29] Записка Маркевича 1, 350.

[30] Последнее видно по надписи на евангелии 1636о г. В 1733 г. рукоположен был «во священника Андрей Федорович к церкви Вершинской Глуховской». В универсале 1717 г. «в гор. Глухове, на вершине, козак Алексей сотник, житель вершинский». Матер. ист. южн. Росс. Стр. 55. 56. Черниг. 1858 г. На плане Румянцева на севере от Богородичного храма, на берегу озера «дворец Румянцева» с садом.

[31] Ак. э. IV, 198. См. пр. 8.

[32] Генеральные судьи: Самуил Богданович, Григорий Лесницкий, Иван Безпалый (неизменно-верный царю при Виговском), Иван Кравченко, Юрий Незамай, Петр Михайлович Забела (потом. генер. обозный), Иван Самуйлович (потом гетман), Иван Михайл. Демонтович, Павел Иван. Животовский, Михаил Вуяхевич (потом архим. лавры Мелетий), Савва Прокопович, Василий Леонтьевич Кочубей (страдалец), Семен Чуйкевич, Иван Чарныш, Алексй Туранский, Андрей Кандыба, Михаил Тарасьевич Забела, Иван Владиславич Бороздна, Аким Мануйлович Горленко, Федор Иван. Лысенко, Демьян Васил. Оболонский, Илья Вас. Журман, Александр Павлович Дублянский.

[33] О значении чинов гетманщины см. в чтен. общ. ист. 1861 г. кн. 2, 76–79.

[34] Ркн. Маркевича IV, 361–370. Указ государя Скоропадскому от 29 апр. 1722 г. и челобитная Скоропадского государю, с объяснениями на жалобы, от 22 мая 1722 г. У него же инструкция бригадиру Вельяминову от 16 мая, в сущности тоже, что и инструкция коллегии от 22 мая 1722 г. стр. 371–378.

[35] Дело в арх. черн. каз. палаты: – авг. 12 1731 г. войсковая канцелярия показала в черниговском полку 13, 154 казака. Судиенка матер. 1, 2. 129.

[36] Рубана ист. Малор. 181–183.

[37] Журнал пребывания гетмана в Москве, – в изд. Судиенка, стр. 24. 25.

[38] Дело консистории 1733 г.

[39] В. Рубана ист. малорос. стр. 208. 209. 213. 217. Маркович: «июля 22 (1748 г.) саранча безмерным множеством шла чрез сварковский луг и чрез наш двор и всю ярину в Сваркове и хуторе съела. 25 приехал Камень (на Сейме). В переезде приметил, что от Свркова до Воргла саранча совсем съела Морозовки до Каменя ярина цела». Записки 2, 266. сл. о Волокитине прим. 24.

[40] Чтен. общ. ист. 1861 г. 1, 148–151.