Глуховский уезд

Ворогол и Волокитино

Один от другого в 10 верстах, на границе Путивльского уезда, в соседстве с Литвиновичами и Кочергами.

Воргол существовал еще до татар и был одним из удельных городов Северского княжества. «Князь Ворголський» Андрей, сын Мстислава Святославича Черниговского, в 1245 г. пал жертвою дикого своеволия татарского: он был убит по приказания Батыя[1]. В 1283 г. видим в Рыльске и Воргле кн. Олега, внука Святославича Ольговича Рыльского (1185 г.) и в невеселом состоянии. Хивинец Ахмат, взяв дань татарскую на откуп, давил и грабил всех в Рыльском княжестве, опустошал окрестности «Воргола». Олег принес жалобу Хану Телебуге и Телебуга велел разорить разбойничьи слободы Баскака. Ахмат бросился к другому Хану Ногаю и получив от него ватаги татар, захватил Воргол, перерезал бояр Олега, – обобрал все, что попалось в руки; сам Олег едва мог спастись бегством и получил новую защиту от Телебуги. К несчастию родственник Олега, Липецкий князь Святослав, своевольною расправою с сыновьями Ахмата испортил дела Олега. Телебуга велел умертвить Святослава, а брат последнего предал смерти как Олега, так и сыновей его[2].

В поддержке разоренного Воргола литовская власть поселила в соседстве с ним, в Литвиновичах выходцев Литвы. Так видно по грамоте кор. Казимира от 2 ноября 1460 г. Этою грамотою утверждается за паном Немирею «имение Литовиж» в том размере, в каком дано было в. к. Витовтом[3].

Жители Литвиновичей по ныне и в языке и в характере удерживают многое из принадлежащего белорусам. Немири – новгородские дворяне, бежавшие в Литву от новгородских смут к Витовту. Понятно, что они были искренне православные и в пожалованных им землях Украины окружали себя православными[4]. – Место, где ныне стоит храм Петра и Павла, называется городком; это возвышенная площадь 70 саженей в диаметре окруженная высоким валом. В храме целы рукописная триодь цветная 1585 г. и постная к. п. 1727 г. В 1739 г. священник Яков Павлов показывал о сенокосе: «як отец мой Павел Стефанов священник и преже его будучие там священники тем яром владели, так и я, з прошлого 726 г. ставши священником, вместе з товарищем моим умершим Даниилом Корховским – тем яром владели».

Нынешний каменный храм рождества Богродицы в Ворголе основан старанием протоиерея  Даниила Кадрицкого 1792 г. и освящен в 1798 г. Здесь прежде всего обращает на себя благоговейное внимание древняя воргольская икона Богоматери чтимая окрестностью. На сереб короне Богоматери надпись: «1751 г. по обещанию бунчуковаго товарища Полуботка сделана корона в с. Ворголь на икону чудотворную воргольскую». Икона писана на холсте. Богоматерь в профире с евангелием в правой руке; Предвечный младенец припал к левому сосцу Ея и держась правою рукою у груди смотрит взором быстрым, пронзающим[5]. В 1850 г. в следствие просьбы помещика Антона Миклашевского по указу синода производимо было следствие о сей иконе. Тогда несомненным оказалось, что при св. иконе многие получали исцеление, в том числе безнадежно больные, особенно же во время холеры 1848 г. осязаема была благодатная помощь в окрестных селах, куда приносили икону. С какого времени сия икона в храме Воргольском, старики Воргола и окрестных мест отвечали под присягой, что она здесь с незапамятных времен; надворный советник Фома Фесенко показал. Что по преданию сия икона находилась сперва в доме предка Миклашевских и потом поступила в храм. Святейший синод определил: «по вниманию к изложенным благодатным исцелением, проистекающим от иконы Божией Матери, не препятствовать чтить местно сию икону, по вере каждаго притекающаго к ней с молитвою»[6].

Царскою грамотою 1679 г. «село Кочерги[7], село Зазерки[8], село Волокитин и мельница в селе Воргле на реке Воргле» утверждены за генеральным есаулом Михайлом Андреевичем Миклашевским, так как он служил царю уже 30 лет, «в нахождение неприятельское изранен тяжелыми ранами и тесть его убит под Чигирином»[9].

Ныне в Волокитине каменный великолепный храм который мог бы служить красою самой столицы. Три иконостаса – фарфоровые, превосходной рельефной работы. Средний иконостас – в два яруса; здесь местные образа на медных досках досках писаны художником Калмыковым; на царских вратах 6 икон писаны на фарфоре лучшею кистью; такова же над царскими вратами – тайная вечеря, в лепной позлащенной раме; иконы второго яруса в  прорезных фарфоровых решетках затянутых голубым фоном; четыре колонны фарфоровые, украшенные виноградною кистью, поддерживают карниз покрытый разноцветными арабесками. Главный престол – в честь покрова Богоматери. В приделе св. Варвары иконы древней иконописи, покрытые серебр. вызолоченными ризами и перенесенные из древнего храма – св. Варвары, для которого выдаваем был антиминс в 1732 г. Пред храмовыми иконами и за престолом 9 фарфоровых подсвечников. Среди  храма четыре большие люстры, также фарфоровые. – Все это делалось на местной фарфоровой фабрике. Тихвинская икона Божией Матери, владимирская икона Ее, икона ап. Петра и Павла, икона св. Николая – под серебр. вызолоченными ризами – старинные; украшения на этих иконах частью древние, частью приношение дочери строителя храма Петра Стефановича Миклашевского, девицы Анны Петровны; усердная раба Божия все, что имела, употребляла то на украшение храма, то на вспоможение бедным. Не легко оценить такой храм. Да воздаст Господь милостями своими возлюбившим благолепие храма Его!

В 1736 г. в Волокитине казаков 38 семей и посполитых 32; в Ворголе посполитых 31, казаков 9; в Литвиновичах казаков 43 и посполитых 48 семей.

Число прихожан: Воргольской ц. в 1770 г. 260 м. 255 ж.; в 1790 г. 281 м. 280 ж.; в 1790 г. 281 м. 280 ж.; в 1810 г. 308 м. 327 ж.; в 1830 г. 359 м. 400 ж.; в 1850 г. 297 м. 313 ж.; в 1860 г. 312 м. 319 ж. Литвиновичской ц. в 1770 г. 468 м. 449 ж.; в 1790 г. 489 м. 470 ж. Волокитинской ц. в 1770 г. 396 м. 386 ж.; в 1790 г. 429 м. 415 ж.; в 1810 г. 414 м. 461 ж.; в 1830 г. 541 м. 543 ж.; в 1850 г. 609 м. 646 ж.; в 1860 г. 627 м. 665 ж.



[1] Летоп. у Карамз. IV пр. 62. Карпин. Карамзин принимает кн. Андрея за сына кн. Мстислава киевского. Напрасно: за чем попасть сыну киевского князя в черниговское няжество?

[2] Собр. л. VII, 176–178. Карамзин: «Воргол есть ныне село Орловской губернии в елецком округе». Но этот Воргол слишком далек от Рыльска. Соловьев (3 пр. 365) видит в Ворголе Льзов. Еще страннее.

[3] Акт. зап. Росс. 1, 68.

[4] Долгорукого родосл. кн. 1, 37. Андрей Немирович, киевский воевода, в 1522 г. отдал киевскому Михайловскому монастырю земли Селивановщины на Полесье, под Чернобилем. Киев. епарх. ведом. 1861 г. 1, 397. См. о Самборе.

[5] На Афоне есть чудотворная икона Богоматери – млекопитательницы, но там св. Матерь питает правым сосцем. См. вышний покров над Афоном. Стр. 39 Спб. 1860 г.

[6] Дело 1850 г. в архиве консистории.

[7] Февр. 24. 1682 г. «Нефеденки жители села Кочерги, продали уроженному пану Михаилу Миклашевскому пляц Городище в селе Кочаргах». В 1741 г. в Кочерге умер священник Семен Семашко.

[8] Просьба прихожан успенской ц. с. Заозерок 1748 г. «Для лучшого в потребностех церковных за нашим убожеством (которое последовало за отбуванием  войсковых походов и за не малою саранчею) намереваемся мы устроить под звоницею светелку с погребом, для единой продажи сиченого меду, к лучшей церковной прибыли, и то только о рождестве, о воскресении Христовом да о успении Богоматери, по примеру других приходских церквей, продающих чрез кануни сичений мед в праздники». Начальство разрешило. – По другому делу 1754 г. П. Иван Миклашевский не допускал священника Якимова до исправления должности в Заозерской церкви, но Миклашевскому запрещено вмешиваться в церковное управление.

[9] Дело депутат. собр. о Миклашевских. См. Журн. Ханенка стр. 43. В 1623 г. выдана была «благородным Павлу и Алберту Миклашевским» грамота на дворянство. – Павел безпотомный, Алберт – Андрей отец Михаила. Герб Миклашевских – остоя – древнейший. (Лакьера геральд. 450). Миклашевские – русские дворяне северские. См. об Истобках.