Глуховский уезд

Ярославец

В 23 верстах от Глухова и в 18 от Кролевца, – при озере значительной величины Бычке (в 400 саж. длины, 200 ширины 2 глубины), в соседстве с Тулиголоовм и Уздицею[1].

Ярославец носит на себе имя князя Ярослава. Из Черниговских князей были два князя Ярослава – Ярослав Святославич 1123–1126 г. и Ярослав Всеволодович 1177–1198. Первый недолго был в Чернигове и почти всю жизнь провел в Муроме Ярославец конечно напоминает собою о князе Ярославе Всеволодовиче, и именно о событиях 1196 г. В этом году с одной стороны угрожал Чернигову Киевский князь Рюрик, с другой шел против Ярослава Владимирский князь Всеволод с князьями Рязанскими. Ярослав оставив в Чернигове кн. Олега и Глеба и укрепив другие места против Рюрика, выступил с братьями против Всеволода, опустошавгего города Вятичей. Он «стал под лесом, зделав засеки» и послал послов сказать Всеволоду: «брат и сват! Отчину и хлеб наш ты взял; если угодно тебе урядиться с нами правдиво и быть в союзе: мы готовы и выполним все, чего хочешь; но не боимся и замыслов твоих; пусть Бог и святый Спас разсудит нас с вами». Всеволодпомирился и возвратился в Суздаль. Этот мир тем более приятен был Ярославу, что один Киевский князь ничего не мог сделать во вред Ярославу и с досадою возвратился в Киев[2]. Вот об этом то событии и напоминает собою Ярославец, где признательный за счастливый мир Ярослав конечно тогда же поставил храм. По ныне в лесных дачах Ярославца, в 5 вер., от нынешнего поселения, есть «городок». На одном из хломов, образующих собою длинную цепь над глубокою и широкою логовиною, сделана насыпь вышиною в сажень, обведенная рвом, глубоким – до двух сажень; огражденная валом площадь – в поперечнике 20 саж.; на ней есть яма, которая по преданию, осталась после колодца; в стороне обращенной к яру вход в городок между двух огромных столбов, из которых один могие еще видели лет за сорок назад; теперь на месте столбов остаются углубления. На месте, где ныне находится храм Ярославца, был другой «городок». Это – круглая плоскость на возвышенном холме, обведенная насыпью и глубоким рвом. Когда в 1841 г. разрывали насыпь вокруг церковной ограды и ровняли площадь для сада: то найдены были три пушечные ядра, величиною в большое яблоко; одно из них было или казалось в роде стекляного. Смотря на эти городки с летописью в руках, не трудно угадать, что городок в лесу был то самое место, где стоял станом кн. Ярослава Всеволодович, сделав засеки в лесу; цепь холмов составляла засеку. Другой городок был устроен для вспомогательного войска. Само по себе понятно, что во время татарщины эти городки служили убежищем против хищников и их поддерживали, пока имели нужду в том.

Разрядом 1552 г. назначены были в казанский поход вместе с боярскими детьми Новгорода-Северского и Путивльцами «боярские дети Ярославца малаго»[3].

Из надписи на служебнике 1629 г. видно, что тогда и прежде того в Ярославце был храм св. архангела Михаила. В 1757 г. Василий Васильевич Кочубей перестроил древний храм, поставив его в городке. В том же году испросил он разрешение построить другой храм домовой, в честь благовещения Богоматери. Причины, по которым желал он иметь особый домовой храм, и которые был уважены, были следующие: а) в приходском храме бывает не каждый день богослужение, по занятиям домашним и приходским священника, а он желает часто служать богослужение и содержание особого священника берет на себя; б) дела иногда удерживают его в доме, чтобы являться к началу приходской службы, заставлять же народ ждать себя, пока будет свободен, – тяжело для совести; домовой же священник будет совершать службу только для него и по его желаниям[4].

«В 1757 г. марта 29 дня» замечено в синодике Михайловской церкви, «в селе Ярославце церковь святоблаговещенская пресвятыя Богородицы сооружена, в которой певрый есть священник, на заложении и освящении был и вней начал служить при комнатах господина Кочубея Василия Васильевича и жены его Марфы Дамиановны до перенесения оной церкви в новосооруженную в городку каменную церковь тем же именем именованную благовещенскую, при которой церкви тот же священник в 1801 г. произведен был наместником Василий Михайлов сын Натток-Михайловский, какая церковь каменная в 1796 г. декабря 1 ч. была посвящена». Основание нынешнему благовещенскому храму с приделом архангела Михаила положено в 1787 г. статскою советницею Марфою Дамиановною Кочубей[5]; строение производилось ее же иждивением; освящение было 1796 г. декабря 1 дня, по благословению преосвященного Илариона, епископ Новгородсеверского и Глуховского. Имущество прежних двух храмов поступило в новый, а иконостас Михайловской церкви подарен в Глуховскую рождество-Богородичную церковь, что на Веригине, где и поныне находится.

Нынешний храм в течении полувека после постоения и первого украшения от времени потерял внутреннее благолепие. В 1857 г. владелец села Ярославца действительный тайный советник, член государственного совета Дамиан Васильевич Кочубей, движимый усердием к храму Божию, разрешил своей экономии употребить старание и потребную сумму на починки и постройки, какие окажутся нужными при церкви и, по испрошении архипастырского благословения, старанием управителя экономии и вместе ктитора церкви, подпоручика Феодора Свирского, храм во всех частях оновлен внутри и снаружи, устроен нвоый иконостас к главному алтарю и из холодного обращен в теплый. На это употреблено экономической суммы 5000 р. серебр., кроме церковной 750 руб. Храм и прежде того обогащался приношениями благотворителя своего. В 1844 г. храм получил от него в дар св. евангелие древнее рукописное, напрестольный серебряный вызолоченый крест и две на меди чеканенные и вызолоченные иконы. В последние четыре года до кончины пожертвованы им три пары (понимая фелон и стихарь) священно-служительских облачений с принадлежностями причетнический стихарь, воздухи и покровицы, на сумму до 1000 руб. По смерти Дамиана Васильевича нынешние владельцы Ярослава также явили свою любовь к храму Божию и желание зреть красоту в дому Господнем принесением в дар храму: святого евангелия в серебряном окладе, запрестольного семисвечника, большой люстры и трех больших подсвечников накладного серебра, на сумму 700 руб. сереб.

В Ярославецком храме, по древности, особенно замечательны:

1)      Рукописное евангелие по времени относящееся к концу XVI века[6]. Величина его в длину 7, в ширину 4 ½ вершка; с верхними досками, покрытыми малиновым бархатом и рельефными на серебре с позолотою изображениями: на правой стороне посредине – воскресения Христова с явлениями, сопровождавшими оное; по углам – четырех евангелистов с их символами! На другой стороне изображено св. крест и некоторые орудия страданий Спасителя, а по углам трех-угольные бляхи с узорами. Вся отделка – высокой работы. Эта священная сама по себе книга священна и по древности и редкости. В 1844 г. она подарена в Ярославецкую церковь владельцем села Ярославца, что видно из следующей надписи, сделанной на ней рукою дарителя: «лета тысяча восемь сот сорок четвертаго августа 6 дня. Села Ярославца храм Божий благовещения пресвятыя Богородицы получил рукописную книгу сию святаго евангелия в дар от владельца села Ярославца, тайнаго советника, члена государственнаго совета, сенатора и разных орденов кавалера Дамиана  Васильевича Кочубея». Кроме этой позднейшей надписи на нем есть две надписи древние, сделанные по листам внизу, которые очень трудно разбирать; первая: «в лето семои тысячи и от воплощения Иисуса Христа 1596 року при держави короля его милости Жикгимонта третяго шведа придана бысть сия книга рекомая евангелие – терть рабы Божиим поименно их: Семеном и Гордеем Шебуами ку храму Божию, ку церкви преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в державе его милости князя Василия Острозскаго во граде нарицаемом Лыбомле»… Другая чрез лист: «во имя Отца и Сына и святаго Духа. Аминь. Року Божого 1659 месяца маия 9 дня. Я раб Божиий Гришко Солошенко, козак войска запорожского, обыватель Гушковский, отдалем сию книгу глаголемую тетрь – евангелие напрестольное до храму воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня належачим в селе Глушках, при людех добрых меновите при Иване Красе, атаманом на тйо час бывши при громади Глушковском и при Динисе Вскре и Иване Ладокуре, брату старшому братства Глушковского». Припоминая надписи на книгах Кролевецких церквей, приходим к той мысли, что Солошенко оставил Волынские имения Острожских вместе со многими другими и конечно не от добра, а от гонений, какие сын великого отца слабоумный януш дозволил иезуитам поднять против православия. Солошенко принес с собою евангелие в с. Глушки, известное ныне по своей суконной фабрике, в Суражском уезде.

2)      Три евангелия Московской печати: 1717, 1730 и 1753 г.

3)      Служебник Петра Могилы, киевской печати 1729 г. В нем на третьем листе под гербом Петра Могилы следущюие стихи:

Петра скала, Петр камень, от Петры тоеи,

Бе верховный апостол, иже от своеи

Исповеди наречен, многим Петром быти

Даде, и Христа сыном Божиим учити.

От негоже ты отче всепреподобнейший

Петре архимандрите пастырю честнейший

Имя прием, и хотя сердцем и устнами

Христа исповедати Богом присно с нами,

Сеже, в евхаристии: повеле издати

Литургиар: ея же ради благодати,

Дасть ти Христос Сын Божий, ясти свое тело,

Кровь пити, Петром же быти на тйо Петре цело.

Тарасий З. Кор.

Внизу по листам надпись: «сию книгу рекомую служебник купил раб Божой Кирило Дорофеевичь из женою своею Оленою за отпущение грехов своих и придал ее до храму архистратига Христова Михаил до села Ярославца, иж бы не могл ее нехто от церкве Божей узяти».

4)      Другие древние книги: апостол к. п. 1695 и м. 1748 г., триодь постная к. п. 1648, 1743, 1748 годов; октоих к. 1699 г., часослов к. 1742; трифологи к. 1678[7] и 1680 г.[8]; ирмолог львов. п. 1709 г.[9]

5)      Дарохранительница серебр. в виде гроба, поддерживаемого чеканным изображением на верху воскресшего Спасителя, по изделию древняя.

На потире, дискосе, кресте и на одной из петель евангелия 1753 г. надпись: «1760 г. февраля 2 дня. Василием Кочубеем и женою его Марфою Оболонсковною».

На подножии серебр. креста надпись: «року 1700 авг. 12 д. сей крест надан есть от его милости пана Василия Кочубея его ц. в. войска запорозького судии енерального до храму св. архистр. Михаила в с. Ярославец. – Драгоценная надпись по имени знаменитого страдальца отчизны.

6)      Образ Спасителя в страждущем виде в серебряном вызолоченном окладе, – бывший собственностью и предметом почитания у Василия Леонтьевича Кочубея. Умиравший казнью преступника Василий Леонтьевич пред этим образом в предсмертный час (15 июня 1708 г.) преклонял свои колена и возводил молитвенные взоры свои к Сердцеведцу и Судии всего мира, Который и Сам был предан лестью и осужден на смерть позорную.

Другие иконы храма в серебряных вызолоченных ризах также древние: а) образ Божия Матере – споручницы грешных, писанный на холсте. Этот образ перенесен в Ярославскую церковь из Ретицкой Успенской[10], в которой он находился в алтаре. б) Икона Дубовицския Божия Матери; в) икона Божия Матере неизвестная по названию на ней венцы унизаны мелким жемчугом; г) икона Почаевския Божия Матере; д) икона Божия Матере Рудневския; е) икона Божия Матере Казанския; ж) икона св. м. Стефана и Ермолая; эта икона новейшего письма и чеканки.

7)      Киот обделанный в серебро с частицами мощей почти всех печерских угодников.

Все эти иконы приношении Гг. Кочубей.

Метрические книги и исповедные росписи древнего Михайловского храма не дошли до нас в целости. Отрывки же исповедных записок 1744–1747 годов не дают точного понятия о состоянии тогдашнего народонаселения в Ярославце. Видно только, что церковь была двуприходная и с двумя священниками.

По исповедным росписям число прихожан.

Ярославской ц. в 1770 г. 776 м. 764 ж.; в 1790 г. 908 м. 860 ж.; в 1810 г. 970 м. 896 ж.; в 1830 г. 1017 м. 928 ж.; в 1840 г. 1160 м. 1233 ж.; в 1850 г. 974 м. 1099 ж.; в 1860 г. 1117 м. 1171 ж.

По гражданской ведомости в 1736 г. в Ярославце казаков 51 и посполитых 138.

Замечательно, что в период времени с 1757 г. по 1851 г. в Яославецком приходе один за другим проходили пастырское служение только два священника: Василий Натток Михайловский, умерший в сане протоиерея и Иоанн Радченко. Первый священствовал 45 лет, а последний 49 лет. Предшественник Наттока свящ. Петр Ладинский известен по делам 1738 г.

Земли в Ярославце 3652 десятины и 2125 сажен.



[1] В 1736 г. в с. Уздице 56 казаков и 14 посполитых. На западнйо стороне храма вырезано «тщанием и трудолюбием всех прихожан создася храм в с. Уздице 1725 апреля 15 д.».

[2] Собр. л. II, 149. I, 174.

[3] Истор. сборн. V, 27.

[4] Дело консистории 1757 г.

[5] Прах ее покоится за алтарною стеною под мраморным монументом.

[6] Описание его в губ. вед. 1854 г. часть неоф. № 36.

[7] У Каратаева нет.

[8] Также нет.

[9] По переписи 1759 г. (дело консистор. 1757 г.) в Михайловском храме показаны еще другие книги, которых ныне уже нет: служебник вилен. п. 1617 г., триодь постная к. п. 1627 г., а постол львов. п. 1639 г., требник Могилы к. п. 1648 г., другой львов п. 1682; огородок к. п. 1667 г., трифолог львов. п. 1694 г.

[10] В одной черновой просьбе (без года) экономического архива гг. Кочубей к архипастырю, сказано: «В прошедшем месяце наехали два священника села Груской в сельцо и алтарь, сняли тайным образом антиминс, не сказав ни причины, ни повеления и увезли с собою». Далее после просьбы возвратить антиминс и восстановить священнослужение, как сильнейшее убеждение приводится то: «яко при сей церкви последние дни жизни своей проводила бабка моя, покойнаго судьи генеральнаго жена по смерти своего мужа». За упразднением церкви в Ретике, имущество ее кроме вышеозначенной иконы перенесено в Дубовичскую церковь.