Глуховский уезд

Дубовичи

Местечко в 22 вер. от Глухова и в 17 от Кролевца.

Название Дубовичь показывает, что местность, занимаемая Дубовичами, была покрыта дубовым лесом. Тоже самое говорят и старожилы местечка: по их словам леса обращены в поля в недавние времена. Остатки дубового леса и теперь еще видны в окрестностях Дубовичей.

Население началось здесь, по всей вероятности, с XVI века.

Древний храм был здесь в честь архистратига Михаила; священник его Иоанн Руновский известен по делам 1736 г.

Нынешний храм Рождества Богородицы с придельным архистр. Михаила основан в 1777 г. и освящен в 1783 г. На камне, за алтарной стены храма, читается надпись: «в 1777 г. июня м. заложена церковь в с. Дубовичах Рождества Пр. Богородицы, за владельца того села подкоморнаго повета глуховскаго Василия Васильевича Кочубея и жены его Марфы Демьяновны и детей их маиора Василия Кочубея и дочери Елисаветы Кочубеевой». Храм великолепный, по величине и отделке; при том окружен прекрасною оградою.

Прежде всего здесь обращает на себя благоговейное внимание древняя икона Божией Матери, чтимая всею окрестностью, как чудотворная, по изображению Богоматери сходная с честноховскою иконою. – По преданию, в давнее время, предположительно, в конце XV в., во время военных смут, когда по берегам Рети, протекающей посреди местечка, были пастьбищные луга, в густой траве – как вероятно, военным образом, везшим награбленную утварь, обронена св. икона. Пастух, гнавший стадо, размахивая бичем, ударил ненамеренно по св. иконе; показался свет подобный блеску молнии, ослепивший пастуха; он упал на землю и только проходившие люди вывели его с места и привели к священнику; пастух, рассказав все о св. иконе, стал опять здоров. На месте явления св. иконы построена каплица, а потом и храм в честь архистрат. Михаила. Дубовичский храм был храмом архистратига до самого построения каменной церкви. Обретение св. иконы пастухом было в 10 пятницу после пасхи. В этот день и доселе совершается празднество в честь св. иконы Дубовичского храма и к этому дню бывает многочисленное стечение богомольцев. Многие чудеса записаны были в церковной записи и засвидетельсвованы подписью самых испытавших на себе милость Богоматери. С 1861 г. по разрешению св. синода св. икона переносится в Кролевец 13 сентября с крестным ходом и остается в соборе на все время ярмарки.

В незапамятное время сделана на икону серебряная вызлащенная риза, а в 1841 году г. Алферовыми сделаны в Москве венцы с драгоценными украшениями: по записке мастера, это стоило 1200 руб.

Древняя утварь а) чаша серебр. пестропозлащенная, с надписью: «сей келих надан от его ц. в. енерального судьи Василия Кочубея до церкви архистр. Михаила у село Дубовичи»; б) дискос сер. надписью: «надал до церкви арх. Михаила у село Дубовичи В(асилий) Л(еонтьевичь) К(очубей) року 1704»; в) риза белой парчи, у которой на оплечьи вышиты сереб. и золотом изображения Спасителя, Богоматери, 12 апостолов, Михаила и Екатерины.

Древние книги: а) евангелие к. п. 1697 г. Перкрасна надпись исторического лица на семь евангелии: «сию святую книгу новаго завета спасительных благовествований Иисуса Христа Бога нашего, в ней же изображены суть непорочнии Его Божественнии заповеди и поучения, надаю и уже надал есмь именоватися, Василий Кочубей судия войска е. ц. п. в. запор. Енеральный з женою моею Любовию Федоровною, для отпущения многих своих грехов и для спасения нашего и детей наших, ихже имена сам Серцеведец ведает, року 1705 апр. 16». Как много говорит эта надпись о глубоком благочестии и духе истинно христинаском знамениого Кочубея! б) триодь постная без начальных листов. По сиснаксарям на малороссийском языке это есть Киевское издание 1627 г. Синаксарь в неделю мытаря начинается так: «В нынешний день з Богом триодь начинаем, которую многии в правде з промежку святых и богоносных песнотворцев наших отцев, выборне и як пристояло, от святаго збужаемыи Духа, вспеваню вдячном утворилы. А первый зо всех то вымыслил… великий вершопис Козма» и проч. По листам написано: «куплена – до церкви св. архистратига Михаила, воеводы сил небесных, у село Дубовичи; надана от пана Василия Кочубея, судии енеральнаго року 1704».

в) Евангелие львов. п. 1644 г. На нем две надписи. Первая: «евангелие тетр я раб Божий Иоанн даю до церкви Носовской, до храму рождества Пр. Богородицы и даю до рук отцу Михаилу, за що он повинен Господа Бога просити за умерших отца моего и матери моея, а за жоны моея Анны и за родичов ея». Другая надпись: «я раб Божий Родион за працу свою даю до церкви архистратига Михаила и даю до рук отцу Петру, за що он повинен Господа Бога просити за умерших Родиона и Оресю жену его и Зеновия и Ивана и Афанасия сына, дочери Марины и за родичов их». г) Триодь цветная львов. п. 1642 г. На обороте первого листа акростих на пресветлый клейнот панов Могил. Начальные буквы акростиха: П(етр) М(огила), м(илостию) Б(ожиею) а(рхиепископ) м(итрополит) К(иевский) Г(алицкий) е(кзарх) К(онстантинопольский). После акростиха стихи:

«Корона есть знак звытятств буйовл аферою

Слонце, месяц и звезды к небу дорогою;

Мечи, шабли, копье отчизне оборона;

Крест зась в устах враговых от врага заслона.

Придалась и лодка котра не инного

Што значит, – сию церковь роду Российского.

А той есть Петр Могила пастырем правдивым,

К Богу, церкви, отчизне велце горливым.

Нехай же пре то живет в лета Несторовы,

Або поки травать будут беги фабусовы».

По листам книги написано, «сию книгу купил Игнат Чепурний за коп десять и отдал маонастыреви гадецкому новофундованному, року 1654». Другая надпись: «триодь цветная Анни Васильевни Кочебеевни Обедовской, Стольниковой и полковниковой Нежинской, отдана четсному отцу протопопу Прилуцкому в заведывание року 1708». Анна Васильевна дочь Василия Леонтьевича Кочубея, была в супружестве за племянником Мазепы Иваном Обидовским – нежинским полковником, умершим в 1701 г. Надпись напоминает печальную историю Василия Леонтьевича, именно как семья его ситалась во время грозы разразившейся над ним.

В Дубовичах есть еще кладбищный храм успения Богоматери. Когда Василий Леонтьевич, по милости Мазепы, лишен был жизни: супруга его Любовь Федоровна, лишенная имений, поселилась в 7 верст. от Дубович в хуторе Ретике. Здесь купила она поместьице и около 1710 г. построила храм успения Богородицы; здесь и окончила она жизнь свою[1]. В 1805 г. утварь закрытого Ретицкого храма перенесена была в Дубовичскую церковь и на хорах ее устроен был придельный храм, для которого антиминс выдан был в 1806 г. В последствии с молитвою о страдавших предках построен был в Дубовичах особый кладбищный храм успения Богоматери, который освящен в 1855 г.

И в этом храме есть замечательная книга и с замечательными надписями. На евангелии львов. п. 1644 г. написано: «року 1659 мая 25, я Клим Денисенко Гуляницкий, козак войска запорожскаго, обыватель Корсунский, надаю сию книгу, до церкви Пречистой Богородицы в месте Корсуне». Другая надпись: «року 1679 июля 5 мы атаманы куренная Ярославская с товариством… сие евангелие львовское добилисмо во Корсуне и даемо ко архистратигу Михаилу Ярославской церкви».

Число прихожан Дубовичской церкви:

В 1750 г. 589 м. 580 ж., в 1770 г. 654 м. 644 ж., в 1790 г. 782 м. 768 ж., в 1810 г. 1012 м. 1018 ж., в 1830 г. 1065 м. 1086 ж., в 1850 г. 1118 м. 1120 ж., в 1860 г. 1272 м. 1269 ж.

По гражданской ведомости в Дубовичах: в 1736 г. казаков 41, посполитых 80; в 1748 г. 60 выборных казаков; в 1764 г. 102 выборных и 355 подпомощников.

Печальную судьбу генерального судьи разделяла и «челядь Кочубеева»: указом 15 июля 1708 г., за мнимоложный донос на гетмана 11 человек из челяди Кочубеевой отправлены в Архангельск и там зачислены в военную службу[2]. Неизвестно, облегчена ли участь этих невинных в декабре 1708 г., когда священник Полтавский Святайло с сыном и старец Никанор, сосланные в Соловки по тому же делу, были освобождены из заточения[3].

Нынешние Дубовичане занимаются хлебопашеством; ярмарка бывает в десятую неделю после пасхи. – Земли в Дубовичах 7650 десятин.



[1] См. о Ярославце.

[2] Указ напеч. в Сыне Отеч. 1839 г. ч. XI.

[3] Указ о Святайле – там же. У Маркевича 2, 541 – ошибки.