Глуховский уезд

Береза

В 6 верст. от Глухова между Слоутью[1] и Годуновкою[2], при речке Березе.

В 2 верст. от нынешнего поселения Березы, к северо-западу, есть урочище Церковище, это – четырехугольное углубление, на четверть аршина ниже окружающей поверхности. Хотя оно находится среди поля, но никогда не запахивается поселянами – так оно уважается в народе. Как название Церковище, так народное уважение к месту показывают, что здесь была когда-то церковь, хотя в народе и не знают, когда это было. По архипастырской грамоте 1683 г. сохранившейся в архиве Березовской церкви, (ее мы приведем ниже) видно, что здесь был харм Воскресения Христова монастырского сельца Чекаловиц.

Говорили, будто, Береза основана слуцким выходцем Марком Кимбарою[3]. Кимбаре принадлежало умножение населения вызовом поселенцев на занятые им земли. Листом нежинского полковника Золотаренка от 2 мар. 1662 г. «ело Береза» предоставлено было пану Марку Кимбаровичу и утверждено за ним гетманским универсалом от 1 авг. 1665 г.[4] Это значило, что земли Березы, не занятые казаками, утверждены были за Кимбарою, и след. Береза казацкая уже существовала.

В нынешнем успенском храме Березы есть евангелие м. п. 1652 г. по надписи, к сожалению, худо сохранишвейся, пожертвованное в 1667 г. «в церковь успения, в село Березу», его милостью паном Марком Марковичем Кимбаровичем.

В архиве Беринского храма сохранились две любопытные бумаги: просьба прихожан 1680 г. к преосвященному Лазарю и подлинная грамота преосвященного Лазаря 1683 г.

Вот первая из них:

«Ясне в Богу преосвященнейший господине отче архиепископе черниговский, новгородский и всего севера, нам во Духу святом любезнейший мосце отче пане и пастыру и добродию!

При повинности служебничой сыновский наш и раболепний поклон преосвященству вашему, великому господину отцу пану и пастыреви и милостивому благодетелеви, як наипокорнейше отдавши, ознаймуем: иж все обывателе, так козаки, як и посполитство, села Березы сотни нашей глуховской поволно и побюовне, по желанию старшинства своего, избрали значне товарища войскового Ивана Богдановича до храму сущей в них церкви успения пр. Богородицы, хотячи мети себе за священника и богомольцу уставичнаго на место прежняго священника отца Тимофея з недугов умершаго. В их помененных до нас Березовцов просбе и желанию, як и его Ивана Богдановича, пред ся за взятом намерении нашу наипоследнейшую до преосвященства вашего вносим покорную интерсцессию. Изволь ваша архипастырская милость милостию отеческою, аще достоин, помянутаго Ивана Богдановича в сам иерейства рукоположением, благословивши приодети и до престола успения пр. Богородицы церкви зостаючой в Березе всем жителям Березовским за священника и предводителя, ствердивши совим архипастырским концессом, вручити. С промежу громады своей выбранных мужей до вашей милости, изряднее он Иван получил в своем намерении желаемое благословение. Мы зась всегда, як и на сей час, вашей святетельской милости о милость отеческую на нас яко и на них показанную повторне покорне просячи з поволным сыновскими услугами нашими ласце и благословению вашей пастырской милости рефируем. З Глухова мая 24 року 1680.

Василий Федорович сотник е. ц. в. запорозского глуховский.

Савва Яковлевич атаман городовый со товариством.

Омельян Якимович войт з бургомистрами».

Архипастырская грамота весьма любопытна по содержанию.

«Лазарь Баранович милостию Божиею архиепископ черниговский, новгородский и всего севера.

Всем ведати хотящим православным христоименитым людем, прироженым и посполитым, духовного и светскаго стану, церкви святой восточной и нашего смирения в Духу святом возлюбленным сыном архиерейское наше препославши благословение, ознаймуем: иж отец Иосиф Антонвоич священник Чикаловицкий храма Воскресения Христова благословение и на пресвитерство рукоположение взял от преосвященнаго митрополита Пахомия Почеки, пастыря себе не належного, що есть против правил святых отцев; от священнодейства  его отлучились бы были. Который познавши свое прегрешение против нас, яко належитого пастыра, о прощении. За чим и мы, видячи его смирение, простилисмо его и на тйо же парохии в селе Чикаловичах при храме Воскресения Христова зоставити и вся священнодействия иерейская своершати и приходящих к нему до исповеди примовативластию нашею архиерейскою вышменованому иерею благословляем. Известнейшого же ради всем сведительств даем ему сей наш усыновленный лыст з подписом руки при печати нашой архиерйеской. Писан в монастыру Свято-Троецком Иллинском черниговском року 1683 м. июля 13 д.»

Ныне жители занимаются обработкою земли, которой до 9211 десятин.

По гражданской ведомости 1736 г. в Березе 108 казаков и 143 посполитых девичьяго монастыря.

По исповедным записям число прихожан: в 1770 г. 1234 м. 1218 ж., в 1790 г. 1290 м. 1284 ж., в 1810 г. 1389 м. 1406 ж., в 1830 г. 1239 м. 1357 ж., в 1850 г. 1270 м. 1270 ж., в 1860 г. 1305 м. 1365 ж.

Стоит иной проповеди следующая местная псалма:

«Ишов козак з Дону

Да з Дону до дому

Да и сив над водою

Проклинае свою долю.

Доле ж, моя доле!

Чом ты не такая,

Як доля чужая?

Що люде не роблят,

Да хороше ходят.

А я и заробляю,

Ничого не маю.

Озвалася доля

На тим боци моря:

Казаче бурлаче!

Дурный розум маешь,

Що доленьку лаешь.

Бога не боишься,

Людей не стыдишься;

Маешь свою волю,

За тим свою долю:

У середу проспивав,

У пятницу проскакав,

А в недилю проснидав,

В будни заробляешь.

За те в святы праздник

От шинку до шинку

Музыки наймаешь.

Пропьешь юпку,

Пропьешь шапку,

Пропьешь чоботи й онучи,

Да и плачешь идучи

Як хочешь, гуляешь

За що ж долю лаешь?



[1] «Село Слоуть маетность наша енерального войскового писаря» в Диариуше Ханенки 1721 г. стр. 73.

[2] «Юрий Годун сотник глуховский», вместе к городовым атаманом  «Семеном Билым» писал мая 7 (1647 г.) к Севскому воеводе о расправном деле. (Акт юж. Р. III. № 54); конечно он-то оставил свое имя селению Годуновке.

[3] Записки Марковича 1, 287. Кимбары – литовские дворяне герба секиры. Юрий Кимбар был на сейме 1603 г. в звании сборщика Брацлавского повета (Niesecky korona р. 548). Андрей Юрьевич Кимбар, Невельский, сносился с воеводою великих лук в 1649 г. (Ак. юж. Р. III. № 50). Марка Кимбару считали за простого купца только потому, что торговал он лесом и поташем. Но и знаменитый Кисель занимался обработкою поташа. Потому потомки Марка КИмбары, Марковичи, должны называться Кимбарами-Марковичами.

[4] См. о Марчихиной Буде.