1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Поселение Лиман получило свое название от озера, на берегу которого оно стоит, и которое, составляя подземный залив Донца, называется по местному обыкновению Лиманом. Это озеро простирается на 7 верст в длину и до 2 ½ в ширину, очень обильно рыбою и есть одно из самых больших в губернии.

Лиман ныне не слишком значительная слобода. Но не тем было это местечко в старые времена. По положению на самом краю юга Украйны, Лиман был укреплен и населен более, чем многие другие местечки. Здесь пролегала большая дорога из Харькова в Изюм. Лиман упоминается уже между городками Слободской Украйны не только в указе 1708 года, но и в царской грамате 1682 г., которой он из ведения Харьковского полка отдан в заведывание Изюмского полковника. Первое население Лимана происходило без сомнения не позже 1660 года.

Ныне в Лимане два храма – Архангельский и Крестовоздвиженский, а в прежнее время был еще Покровский, при котором, по ведомости 1732 г., показано прихожан 132 двора. Архангельский храм был первым храмом в военном Лимане. «В прошлых давних годах, так писали прихожане в 1746 г., с начала поселения Изюмского полку местечка Лимана имелся в оном при Архангельской церкви поп Даниил Онуфриев, а по нем и дети его у того же приходу состояли в священиках по смерть свою; а в прошлом 736 г. внук вышеписанного попа Даниила, поп Игнатий Данилов, за вдовством, принял к себе на половину прихода Андрея Геневского, сына Геневского священика Василия: но Андрей вскоре по посвящений завдовеле и взят указом во Францию (к посольству), а на его место, по его прошению, переведен зять его, священик Нижняго Бурлучка, Афанасий Огинский»; прихожане просят, дабы, на место поступившего в монашество священика их Игнатия, посвящен был родной брат его, окончивший курс учения, Михаил Леонидский, и просьба была исполнена20.

В нынешнем Архангельском храме хранятся две древние книги: Обед душевный, Московской печати 1681 г., и Вечеря душевная, Московской печати 1683 года.

Нынешний Архангельский храм построен, как видно по описи, в 1798 году. Иконостас храма замечателен как по расположению икон, так и по надписям над иконами. Над Царскими Вратами у Нерукотворенного образа надпись: «Возьмите врата князи ваша, возмитеся врата вечные, и внидеть Царь славы». На местных иконах: над главою Спасителя: «О Иисусе мой! Люблю тя от сердца моего. Даждь мне, да узрю лица Твоего». На иконе Божией Матери: «Ныне тя грешный вижду в образе Деву; Даждь вечно зрети на небесах живу».

Над иконой Архангелов: «Архангели и Ангели, хранящий на земле живущих, молю, сохраните меня от всех бед грядущих».

С другой стороны над иконою трех Святителей: «Святители Иераси – Пастырие добри, Христова стада вожди и стражие бодрии».

На северных дверях равноапостольный. Константин, на южных Владимир с надписью: «Равноапостольный Владимир, иже просвети крещением, многих привиде от идол во спамение».

Вл втором ярусе: посредине – Тайная вечеря, а по сторонам – 12 Господских праздников.

Выше того, над иконою Спасителя: «Сел еси на престол, судяй правду». По сторонам 12 Апостолов.

Еще выше икона Божией Матери, с надписью: «И слово плоть бысть и вселился в ны». По сторонам Ее двенадцать Российских Святителей.

Еще выше: Бог Отец, а по сторонам двенадцать Пророков.

На самом верху – распятый Спаситель, с предстоящими: Божиею Материю, Иоанном Богословом и Ангелами.

Крестовоздвиженский храм в Лимане известен по делам 1730 года, в этом году дал Изюмское Правление подписку доставить сына своего в училище «Лиманской Воздвиженской поп Петр». Основание сего храма в Лимане без сомнения современно основанию самого городка Лимана, потому что в 1732 году при нем считалось прихожан уже 160 дворов.

В 1750 году построен был новый храм в честь Воздвижения Креста Господня. По крайней мере известен антиминс, освященный Святителем Иосафом и выданный в 1750 году «в местечко Лиман в храм Воздвижения Креста Господня».

В переписи 1732 г. при Лиманских храмах показаны три школы и при них 8 дьячков – учителей.

Лиман, как пограничный южный городок древняго времени, не мрг быть местом покоя для его обывателей. Они должны были стоять на постоянной страже против крымцев.

Между Чугуевскими бумагами сохранилась именная перепись «Лиманским жителям, которых в полон побрали неприятельские люди Татарове в 197 (1689) году Июля 29 числа». По сей переписи оказывается, что 33 человека взято было в плен и 7 человек убито. По другому Чугуевскому сведению значится, что в то-же время Лиманцы потеряли много скота21. В 1688 году Июня 11-го «Татаре, перейдя Донец ниже Бишкина, ударили безвестно под Лиман, и Лиманских жителей городовой службы мещан и полковой службы Козаков и их детей порубили и в полон побрали человек больше 20-ти, стада конные и животные отогнали». Орновский, историк Захаржевских, дополняет это известие так: «несколько тысяч Татар напали на Змиев, Бишкин и Лиман и уже возвращались с полоном. Федор Захаржевский с братом Константином бросились в погоню за ними и разбили их на голову: одни из Татар разбежались по лесам, другие потонули в Донце. – В этой погони и сами Козаки сильно страдали от Безводья. От жаров, степь высохла, для лошадей не было корму, а люди мучились от жажды; Захаржевские утоляли огонь жажды только тем, что держали во рту оловянные фляшки».

Белгородская канцелярия, указом от 30 ноября 1730 года, предписывала Харьковскому полковнику Квитке наблюдать осторожность от неприятеля и быть наготове к походу, при чем извещала, что по полученным известиям «о приходе за рекою Северным Донцем харцызов конных и оруженных партиями известно учинилось, что многие пакости обывателям Андреевским и Лиманским поделины, и объявляли, будто орда вскоре будет на Протопоповку и Тарановку»22. По летописи гг. Квиток, в ноябре 1736 года орда врывалась в Изюмский полк и между прочим грабила Лиман23. В 1738 г. Лиман пострадал от чумы, от которой умер тогда между прочими атаман его Андрей Шапошник24.

Заметим наконец опыт духовного суда над одним Лиманским сотником. «Сего 1762 Марта 22 д., по Его Императорскаго Величества указу, а по прошению Изюмского слободского полку местечка Лимана сотника Василия Богуславского, который в прошлом 1761 году Декабря 14 ч. Его Преосвященством от входа Церковного и от всякого Церковного благословения, за бой Змиевского ведомства местечка Бишкина Священика Михаила, отлучен, и о том в Белгородскую Епархию распубликовано указами для нынешняго постного времени, в надежде его покаяния и исправления, по пастырскому Его Преосвященства о душе его попечению и милосердию, от запрещения освободить и о том в надлежащие места послать указы». Мая 20, 1762 г.

По переписи 1732 г. в Лимане: старшины и казаков 446, подпомощников 906, работников 112, подданых бывшего судьи Лисовского 20, а всего 1484 душ муж.

В 1785 году в Лимане считалось войсковых обывателей 1481 душ муж., 1511 жен.; подданых черкасов 57 муж., 60 жен.; при 14696 дес. земли, из которых 1996 дес. под лесом строевым и дровянным25.

Число прихожан:

При церквах

1730.

1750.

1770.

1790.

1810.

1830.

1850.

 

 

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

Архангельской

 

 

 

 

774

750

1528

1647

1071

1026

1320

1113

1177

1309

Крестной.........

 

 

 

 

627

586

745

693

843

840

864

832

774

808

Покровской.....

 

 

 

 

506

485

»

»

»

»

»

»

»

»

А всего

1480

1421

1735

1608

1907

1821

2273

2340

1914

1866

2184

1945

1951

2117

                               

Озера – Лиман и Сухой Лиман и поныне еще снабжают лиманцев рыбой, хотя она здесь не совсем вкусна. Прежде, когда не так велико было население края, луга Лиманские были богатыми пастбищами для скота, но и ныне Лиманские сена самые лучшие. В слободе бывают 4 ярмарки: на Фоминой неделе, 2-го июля, 1-го октября и 1-го ноября.


20  Под просьбой подписались: Лиманский сотник Андрей Богуславский, ротмистр Изюмского полка Михаил Богуславский и Змиевской соборный протоиерей Михаил Богуславский.

21  См. о Змиеве примечания.

22 Х Г.В. 1840 г. № 15.

23  См. о Гинеевке.

24 Консисторское дело 1742 г.

25 По исповедной росписи за 1737 г. при Архангельской церкви сл. Лимана Изюмской протопопии показаны, кроме духовных, судья и подпрапорные 12 муж., 14 жен.; регулярных казаков 334 муж., 320 жен.; посполитых черкасов 332 муж., 330 жен.; работников 96 муж., 82 жен. душ. А в ведомости 1732 г. показано в приходе 132 двора.