Графиня П.С. Уварова – председатель XII Археологического съезда. (Б. П. Зайцев, А. Ф. Парамонов)

Не много найдется исторических лиц, описания которых можно встретить в бессмертных романах великих писателей. Вот в романе Льва Толстого «Анна Каренина», в  Кити Щербацкой можно увидеть личное отношение автора к одной юной особе, надолго поразившей его воображение. «Все освещалось ею. Она была улыбка, озарявшая все вокруг», или «…прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах. Детскость выражения ее лица в соединении с тонкой красотой стана составляли ее особенную прелесть…». Кто же эта очаровательница, как не юная княжна Прасковья Щербатова, ставшая впоследствии женой графа А.С. Уварова.

            Прасковья Сергеевна Уварова, урожденная княжна Щербатова родилась 9 апреля 1840 г. в имении Щербатовых в селе Бобрик Лебединского уезда Харьковской губернии. Отец ее князь Сергей Александрович Щербатов, полковник, кавалер, предводитель Лебединского уездного дворянства, был близко знаком с А.С. Пушкиным и хранил экземпляр «Кавказского пленника» с авторской дарственной надписью: «Другу моему Сергею».

Мать Прасковья Борисовна, урожденная княжна Святополк-Четвертинская, занималась воспитанием дочери и увлекалась новинками сельскохозяйственной техники, в своем имении Леваналовка Валковского уезда в 1847 году устроила выставку-продажу новейших молотильных машин, привезенных из заграницы.

Достаточно взглянуть на список некоторых из учителей Паши Щербатовой, чтобы понять насколько серьезным было ее домашнее образование. Словесность преподавал профессор Ф.И. Буслаев, музыку Н.Г. Рубинштейн, живопись А.К. Саврасов. Кроме этих предметов она изучала французский, английский и немецкий языки. При этом она не была ни «синим чулком», ни чванливой, заносчивой особой, осознающей свое превосходство. Вот как описывает в дневниках день встречи с княжной Щербатовой, все тот же Лев Толстой: «30 января 1858 года. Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, и вдруг окатило меня. П.Щ. прелесть, свежее этого не было давно...». П.Щ. - это Прасковья Сергеевна Щербатова. В то время ей было 18 лет. И так хороша она была, что спустя сорок лет графиня Толстая в письме к мужу язвит: «...нынче утром собираюсь ехать, мне говорят: граф и графиня Уваровы. Я их приняла... Но она (твоя бывшая пассия) мне не понравилась: ей на зубок попасться не дай Бог». Итак, фамилия Щербацких в «Анне Карениной» появляется благодаря тому, что Толстой «списывает» эту семью с семейства милой ему барышни Щербатовой. В воспоминаниях некоторых современников есть даже намеки, что граф едва ли не сватался (либо собирался) к этой стройной блондинке.

Однако замуж Прасковья Щербатова вышла за другого человека.  Их венчание состоялась в 1859 году в Москве. Муж – Алексей Сергеевич Уваров (28.02.1825-29.12.1884) единственный сын министра народного просвещения (до 1849 года) при Николае I, в молодости приятеля, а затем притеснителя и злобного цензора А.С. Пушкина графа Сергея Семеновича Уварова (1786-1858). Блестяще образованный, начинавший как дипломат, А.С. Уваров  очень быстро обратился к главной своей страсти - археологии. В 1851-54 годах раскапывал курганы во Владимирской и Московской губерниях. В 1853-54 годах производил раскопки в Ольвии, Херсонесе, Неаполе.

            Сразу после свадьбы молодые Уваровы поехали заграницу, где муж познакомил П.С. Уварову с сокровищами искусства Флоренции, Рима, Неаполя, Парижа, Лондона. Они путешествовали по Сербии, Чехии, Галиции. После этой поездки она стала помогать ему в раскопках в Крыму и на Северном Кавказе. 

            Поместье Уваровых было в с. Карачарово Муромского уезда Владимирской губернии, сама усадьба построена в конце XVIII века в стиле классицизма. Здесь А.С. Уваров открыл палеолитическую стоянку, а рядом в селе Волосово неолитическую. Сегодня в г. Муроме есть хороший краеведческий музей, размещенный в бывшей усадьбе Уваровых, экспозиция включает в себя все предметы быта графской усадьбы. Среди экспонатов наиценнейшим считается портрет графини П.С. Уваровой.

                А.С. Уваров был не только увлеченным искателем и собирателем древностей. Именно он явился основателем Московского археологического общества, один из основателей Русского археологического общества и один из организаторов археологических съездов. I-й Археологический съезд состоялся в Москве 16-28 марта 1869 г. Но главное его детище, конечно, - Исторический музей. Решение в 1874 г. городской Думы отвести под строительство такое замечательное место, как Красная площадь, само по себе яркое свидетельство, на какую высоту сумел поднять А.С. Уваров в глазах сограждан интерес к родной истории. В Леонтьевском переулке (дом № 19 принадлежал Уваровым) постоянные гости - видные историки, ученые, просители. На долгие годы этот дом становится центром изучения истории России. Здание же музея строилось с большими проблемами, не все вышло, как задумывалось, тем не менее это было прекрасное здание, специально построенное для такого учреждения. Открыли его в 1883 году, в дни коронации Николая II.

В 1881 г. вышла самая интересная работа А.С. Уварова «Археология России. Каменный период», эту книгу он посвятил своей жене. Спустя несколько месяцев после открытия музея в Москве Алексея Сергеевича Уварова не стало. Он не дожил и до 60-ти. В ларце с украшениями, в особом ящичке, у Прасковьи Сергеевны хранилась золотая медаль, врученная ее мужу российскими археологами. На обороте ее Уваров выгравировал надпись "Любимому сотруднику" и подарил жене.

            В 1885 году графиня П.С. Уварова единодушно была избрана председателем Археологического общества, создателем которого был ее муж.  П.С. Уварова благодаря своей неутомимой энергии существенно расширила деятельность общества, обогатила ценными научными изданиями, собраниями древностей. При ее содействии и участии возникли новые комиссии: Восточной и Славянской археологии и археографии. Она способствовала финансированию систематического изучения Кавказа в археологическом отношении и так называемых Чудских древностей восточной России. При ее редактировании на 1905 г. вышло 10 томов «Материалов по археологии Кавказа». 

            «С именем Кавказа, - говорит графиня Уварова, - соединено столько древнейших преданий азиатских и европейских народов; его история настолько связана с историей человечества, начиная с эпохи Ассирийцев, древних Персов, Греков, Византии, Армянского и Грузинского царств – и кончая новейшей историей Персии, Турции и России; в его пределах живет так много различных племен, отчасти родственных народностям Востока и ближайших частей Европейской России, отчасти совершенно отличных по языку, типу и культуре, что научное изучение Кавказа, его археологии, истории и этнографии, должно еще долго привлекать к себе внимание ученых и может обещать богатые результаты для различных областей истории и языкознания...».

            Ценный вклад в археологическую науку внесли Археологические съезды, проводимые Московским Археологическим обществом. После смерти графа А.С. Уварова все происходившие съезды устроены и дали существенные научные результаты благодаря графине П.С. Уваровой. Изданные труды их, почти все под редакцией П.С. Уваровой, – вклад в науку. Насколько велика, существенна и плодотворна деятельность съездов в деле изучения древностей, можно судить, например, по XII Археологическому съезду, проходившему в августе 1902 г. в стенах Харьковского университета. Этот съезд впервые вызвал массу исследований Харьковской губернии в археологическом отношении.

            По проведению XII Археологического съезда графиня П.С. Уварова уделила много внимания и энергии еще на стадии его подготовки. Вникала во все мелочи, следила за всем, что подкрепляло и давало помощь участникам этого съезда. Вела многочисленную переписку с Харьковским губернатором, Харьковским городским головой, председателем Предварительного Комитета Д.И. Багалеем и учеными, принимавшими активное участие в подготовительной работе. Перед проведением XII Археологического съезда прошло несколько заседаний Московского Археологического Общества, на которых решались основные направления в проведении археологических изысканий на территории Харьковской губернии в преддверии съезда. Одним из вопросов был связан с каменными половецкими изваяниями. Теперь становится понятным, почему в подготовительной работе к проведению XII Археологического съезда каменным «бабам» уделялось такое большое внимание. И что именно П.С. Уварова своим отношением к ним пробудила интерес и других исследователей. За деньги Предварительного Комитета они покупались у сельских обществ и землевладельцев, доставлялись в Харьков и составляют и сегодня одну из самых богатых коллекций каменных половецких изваяний в мире. 

В.А. Городцов собирался выступить на ХП Археологическом съезде с докладом «Отношение днепровской культуры Трипольского типа к дюнной неолитической культуре Европейской России». Однако исследователю пришлось обратиться к темам средневековой археологии и истории. Дело в том, что вопрос о необходимости систематизации сведений о каменных «бабах» вызвал оживленное обсуждение, в котором приняли участие Д.Н. Анучин, П.С.Уварова, Н.Е.Бранденбург. Летом 1901 г. с целью решения вопроса «об отношении каменных баб к курганам» В.А.Городцов по поручению Московского Археологического Общества провел масштабные раскопки курганов в Изюмском уезде, результаты которых были доложены на заседании общества 5 апреля 1902 г.

            «Главною целью исследований служило решение вопроса об отношении каменных баб к курганам»,- так писал Городцов о задаче исследований 1901г. Материалы личного архива В.А. Городцова позволяют понять, почему он взялся за решение этой задачи. После посещения заседания Московского Предварительного Комитета 6 января 1900 г. в дневнике В.А. Городцова появляется запись: «Д.И. Багалей опять пожаловался на отсутствие в среде харьковцев исследователей-практиков и графиня рекомендовала пригласить меня». Нужно сказать, что В.А. Городцов вел переписку с П.С. Уваровой с 1892 г. по 10 января 1901 года. Василий Алексеевич вновь посетил Уварову в Москве: «... графиня предложила мне заняться в нынешнем 1901 г. раскопками в юго-восточном углу Харьковской губернии ... с целью выяснения связи каменных баб с курганами...». Исследователь не чувствовал себя подготовленным для ведения раскопок курганов в лесостепной и степной зоне. Он обратился за «благословением» к В.И. Сизову, но тот эту идею не поддержал. В.И. Сизов сказал, что поставленная мне графиней П.С. Уваровой задача - выяснения отношения каменных «баб» к курганам, давно уже решена: «каменные бабы никакого отношения к древним курганам не имеют и возникли в позднейшее время». В.А. Городцов надеялся поменять район раскопок, но П.С. Уварова настояла на проведении полевых исследований в Харьковской губернии. Судя по дневникам, В.А. Городцов готовился к раскопкам в Изюмском уезде очень обстоятельно: изучал литературу о каменных изваяниях, собирал летописные данные о кочевниках, составлял перечень археологических памятников Харьковской губернии, изучал работы о курганах юга России, о геологии Харьковской губернии. П.С.Уварова выхлопотала отпуск от военной службы для В.А. Городцова, видимо, обратившись к великому князю Сергею Александровичу. Она очень внимательно следила за ходом раскопок В.А. Городцова в Изюмском уезде. В письме от 6 июля 1901 г. она ставит вопросы, на которые должен был обратить внимание В.А.Городцов (уже проводивший раскопки) при изучении каменных изваяний. В письме от 16 июля П.С.Уварова не скрывает своего огорчения по поводу незначительных результатов в изучении курганов с каменными изваяниями. «Как же мы так ничего и не решили насчет каменных баб? Да возможно ли это?! И достойно ль это?!, - писала Уварова, - Очень прошу не оставлять этого исследования и по возможности объехать, обследовать и раскопать указанные курганы с каменными бабами».

            Незадолго до открытия съезда в июне 1902 г. П.С. Уварова (председатель Московского предварительного комитета) и приват-доцент Харьковского университета В.Е. Данилевич осмотрели Донецкое городище и провели небольшие разведочные работы на прилегающем к нему селище. В.Е. Данилевич на основании керамики определил культурную принадлежность городища как славянскую. Аналогичная оценка была дана и Хорошевскому городищу.

            Одной из основных заслуг П.С. Уваровой следует считать изыскание необходимых финансовых средств на проведение XII Археологического съезда. Благодаря выделенным средствам многие ученые смогли провести уникальные для своего времени исследования. Так Е.К. Редин летом 1900 и 1901 годов провел научные экскурсии по храмам Харьковской губернии, что позволило выявить и собрать немалое число предметов художественных древностей: икон, иконостасов, плащаниц, чаш, статуй и т.д. Весь собранный материал стал основой выставки церковного отдела съезда и отдела церковного искусства при музее искусств Харьковского университета. В 1905 году на основе собранных материалов Е.К. Редин издал книгу «Церкви города Харькова». 

            П.С. Уварова во время проведения XII Археологического съезда была избрана его Председателем. Кроме выступления и участия в секционных заседаниях, П.С. Уварова вместе с другими делегатами съезда посетила выставку древностей Слобожанщины, устроенную Предварительным Комитетом, осуществила несколько поездок к археологическим памятникам, где приняла участие в раскопках. Они проводились в имении П.И. Харитоненко (ст. Кириковка), на Донецком и Салтовском городищах. Следует сказать, что до сегодняшнего дня роль графини П.С. Уваровой в проведении XII Археологического съезда изучена весьма поверхностно. Известно, что за активное участие в подготовке и проведении XII Археологического съезда П.С. Уварова была избрана почетным членом Харьковского университета. Ее научные труды, рефераты, дневники – это тоже всего лишь часть ее биографии, она хорошо отражена в работе Е.К. Редина «Графиня П.С. Уварова», опубликованной в 1905 г. в Сборнике Харьковского историко-филологического общества. Однако какой была Прасковья Семеновна в глазах современников, ученых, просителей, так до конца никто не разобрался.  

            Однако самой большой заслугой П.С. Уваровой, несомненно, является ее заботы по сохранению древних памятников, особенно церковных, подвергающихся так часто или уничтожению, или невежественной реставрации. Уже одно только внимание Московского Археологического Общества к памятникам старины, древним городищам и стоянкам вызывало участие общества и власти. Среди самых значительных проблем по охране памятников древности П.С. Уварову интересовал Херсонес, издание сочинений графа А.С. Уварова и каталога музея в Поречье, принадлежащего ему же. Для харьковчан необходимо отметить и факт попытки сохранения старой лютеранской церкви, построенной в первой половине XIX века в стиле классицизма. Московское Археологическое Общество и его архитектурная комиссия предлагали не разбирать старое здание, а построить новое на свободном месте. Однако летом 1912 г. лютеранская община Харькова разобрала старый храм, несомненно, принадлежавший к памятникам архитектуры. 

            Вся деятельность графини П.С. Уваровой была проникнута глубокой любовью к науке, искусству, старине. Движимая этой любовью, вдохновляемая ею, она трудится безустанно несколько десятков лет, несмотря на свои преклонные годы, в которые обыкновенно думают о покое и отдыхе. Судьба отпустила ей долгий век: из окон особняка в Леонтьевском переулке Москвы видела она боевые дружины соседней типографии в 1905 г. А в 1917-м их переулок был в самой гуще сражений, пулеметы стояли на крышах соседних домов. Досталось и Красной площади: башни Кремля были в выбоинах, окна в Историческом музее выбиты, в стенах залов застряли пули. Революция перечеркнула обеспеченную, наполненную домашним благополучием и любимыми занятиями жизнь графского семейства Уваровых. Они уезжают в Сербию. Прасковья Сергеевна дожила до 85 лет в чужом доме, под чужим небом и умерла 30 июня 1924 г. в Югославском местечке Добрно, близ города Целе.          

 

Источники и литература: 

1)Илляшевич Л.В. Краткий очерк истории Харьковского дворянства. // Приложение № 2 ХИА. – Харьков: «Райдер». – 2002.

2)Павлова О.Г. XII Археологічний з’їзд та проблема вивчення церковного мистецтва та старожитностей Харківщини. // Віра і розум. – 2000. - № 1. – С.162-168.

3)Редин Е. Графиня П.С. Уварова // СХИФО. – 1905. - № 16. – С.1-8. 

4)Толстой Л.Н. Анна Каренина // М.: Худ. лит. – 1978. – Т.1.

5)Уварова Прасковья Сергеевна // Сов. ист. энциклопедия. – т.14. – Стр. 644.

6)ХГВ. – 1902. – 15 авг.

7)Государственный архив Харьковской области Ф.3, оп.150, ед.хр.180; оп.283, ед.хр.68.

Ф.4, оп.3, ед.хр.915.

Ф.40, оп.70, ед.хр.565.  

Ф.45, оп.1, ед.хр.2497. 

Ф.304, оп.1, ед.хр.463.