Памятники черняховской культуры на Харьковщине (М. В. Любичев)

Земля Харьковской области богата археологическими памятниками - следами обитания людей различных эпох, удаленных от нас на столетия и тысячелетия. На песчаных дюнах в широких поймах рек вымываются водой и выдуваются ветрами керамика и кремневые изделия неолита, возвышаются в полях курганы эпохи бронзы и скифского времени. Часто на вспаханных полях возле балок, где протекают ручьи, можно обнаружить фрагменты керамики серого или черного цвета, сделанной на гончарном круге, с шершавой или гладкой поверхностью. Вместе с керамикой попадаются куски обожженной глины - остатки стен жилищ, глиняные грузила ткацких станков, бусы, пережженные человеческие кости, пряжки от поясов и обуви, украшенные застежки от одежды - фибулы, железные ножи и шилья. Все это - следы пребывания одной группы населения римского времени, эпохи великого переселения народов известной среди археологов, как “черняховская культура”.

Почему “черняховская” ? Многие археологические культуры получили свое название от эпонимного памятника - первого открытого поселения или могильника данной общности. За “культурой” - понятием сугубо археологическим, скрывается этнос или несколько этносов. В 1899 г. выходец из Чехии Викентий Хвойка произвел раскопки могильников у сел Ромашки и Черняхов Киевской губернии. Погребения там были совершены по обрядам трупосожжения и трупоположения, возле костяков находился инвентарь: сосуды различных видов, фибулы, костяные гребни, пряжки, подвески, бусы. В. Хвойка определил время погребений - эпоха великого переселения народов, II-V в.в. н.э. Сразу же встал вопрос о названии племен, оставивших в Среднем Поднепровье эти своеобразные некрополи. Сам открыватель культуры был сторонником местного (автохтонного) развития славянства на берегах Днепра еще со времен трипольской культуры IV-III тыс. лет до н.э. и геродотовых “скифов-пахарей” I тыс. лет до н.э. Черняховская культура была очередным звеном данной цепи на пути к Киевской Руси (1).Но ознакомившись с опубликованными материалами, немецкий археолог Пауль Райнеке посчитал, что они принадлежат восточногерманским племенам и в том числе готам (2). Уж очень были похожи обряды погребения и погребальный инвентарь на те, что имелись у германцев от Рейна до Вислы в первые века нашей эры. С этого времени и начался многолетний спор об этнической принадлежности черняховской культуры, порой приобретавший остроту и политическую окраску. В двадцатые годы черняховские могильники раскапываются на Полтавщине, Киевщине, Сумщине, Черкасщине (3, с. 16-27). Тогда черняховскую культуру называли культурой “полей погребений” по особенности устройства кладбищ без земляных насыпей. К 1941 г. С.В. Коршенко подготовил к печати целый свод этих памятников на территории УССР, но война помешала его выходу в свет.

Идеологии “третьего рейха”, нацистские археологи в своей аргументации претензий на “восточные территории” обратили внимание и на черняховскую культуру. Они приписывали ее исключительно готам. Нацисты на оккупированной Украине изучали черняховские коллекции в музеях или вывозили их в Германию, устраивали выставки. Подобная выставка открылась и в Харькове на месте нового оперного театра осенью 1941 г. Там даже функционировал “готский зал” (4). Симферополь планировалось переименовать в Готенбург, а Севастополь - в Теодорихсхафен. После окончания Великой Отечественной войны маятник этнической интерпретации черняховской культуры качнулся в другую сторону. Советские археологи в условиях борьбы с “космополитизмом” приписывали ее исключительно славянам, а конкретнее - племенам антов. Рискнувший заговорить об ее полиэтничности и о германском элементе в ней, мог положить голову на плаху. Некоторые ученые (Е.В. Махно, М.Ю. Брайчевский) стали немыслимо растягивать датировку культуры от II до VI и даже до VIII вв. Еще бы, очень заманчиво было поставить высокоразвитую черняховскую культуру в основу культуры Киевской Руси и связать их во времени. Тогда еще не были известны подлинные славянские раннесредневековые культуры: пеньковская и пражская V-VII вв. Датирующие вещи, их сочетаемость в закрытых комплексах не дают никаких оснований говорить о существовании черняховской культуры далее начала V в.

Смерть Сталина, наступившая “оттепель” повлияли и на черняховскую проблематику. Уже в 1956 г. в стенах Ленинградского университета выдающийся ученый М.И. Артамонов заговорил о полиэтничности культуры и роли готов в ее создании (5). Десятилетия после второй мировой войны явились подлинным бумом в изучении культуры - “временем ЧЕ”, как выразился крупнейший черняховед М.Б. Щукин (6). Большими площадями исследуются поселения и могильники в Среднем Поднепровье, Верхнем Поднестровье, Молдове, на Южном Буге, в Северо-Западном Причерноморье, Днестровском Надпорожье, В 1960 г. Е.В. Махно издает карту Черняховских памятников на территории Украины (7). Монографии В.Д. Барана (8), И.С. Винокура (9), Э.А. Рикмана (10), Б.В. Магомедова (11) освещают черняховские памятники по регионам. Разрабатывается хронология черняховских могильников украинской лесостепи (12), изучаются вопросы этнической принадлежности культуры (13), ее погребальный обряд (14; 15), жилища (16), хозяйство (17).

Территория лесостепи от Днепра до Северского Донца относится к наименее изученным регионам в громадном ареале черняховской культуры, протянувшемся от Нижнего Дуная до Сейма, от Верхнего Поднестровья до Черного моря. В конце ХIХ - начале XX века отдельные черняховские вещи стали поступать а частные коллекции и в музеи, в том числе и в археологический музей Харьковского императорского университета. В 1902 г. на XII археологическом съезде В.А. Городцов заявил о том, что вещи раскопанного им позднесарматского подкурганного погребения возле Мечебилово имеют аналогии среди вещей Черняховского и Ромашкинского могильников (18, с. 211). Только к концу двадцатых годов специалисты осознали, что лесостепь от Днепра до Донца неотъемлемой составной частью входит в ареал культуры “полей погребений” (19, с. 71; 20, с. 69). А.С. Федоровский разведками открывает черняховские поселения на Валковщине, И.Н. Луцкевич проводит раскопки могильника и поселения возле Пересечного. Его свод памятников культуры “полей погребений” составленный еще до войны увидел свет в 1948 г. после смерти автора (21). Война и оккупация уничтожили довоенные черняховские материалы в Харькове почти полностью. Сейчас в экспозиции Харьковского исторического музея можно увидеть лишь отдельные беспаспортные черняховские украшения.

Во второй половине XX в. ученые Харьковского университета целенаправленно не изучали черняховские памятники, целевые темы были посвящены населению скифского времени, салтовской культуре, бронзовому веку, античности Крыма. В пятидесятые годы разведки черняховских памятников проводил Б.П. Зайцев. Он отыскивал черняховские вещи, римские монеты и в коллекциях сельских школьных музеев (22). В семидесятые годы черняховской проблематикой пытался заниматься А.Г. Дьяченко: им проводились разведки по рекам Лопани и Харькову, незначительно раскапывались некоторые памятники (23).0н составил свод черняховских памятников в бассейне верхнего течения Северского Донца и произвел их микрорайонирование (24). В середине семидесятых годов Б.А. Шрамко и А.Г. Дьяченко исследовали могильник Павлюковка и селище Войтенки в бассейне р. Мерчик (25, 26). В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов этой проблематикой занимался Е.Н. Петренко. Он совместно с Ю.В. Буйновым исследовал могильник в селище Родной Край на р. Уды, сам изучал погребение на могильнике Соколово на р. Мжа (27; рис. 2). К концу восьмидесятых годов черняховская проблематика в работах харьковских археологов исчезла вообще. Именно в эти годы черняховедение бурно развивается в Среднем Поднепровье, Северо-Западном Причерноморье, Поднестровье, Молдове, короче - во всех уголках ареала культуры кроме Харьковщины.

С 1995 г. черняховские памятники исследует Славянская археологическая экспедиция Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина под руководством автора. На р. Мжа раскопками изучались селища Колесники (Рис. 4) и Тимченки (28). Наше внимание привлек район верхнего течения Коломака, Мжи, Мерчика. Именно здесь разведками зафиксировано огромное количество черняховских поселений. Почему именно здесь? Вероятно их жители расселялись на близлежащих истоках рек и их притоках, вдоль “Муравского шляха” - торгового пути знакомого еще в скифское время. Была сделана целевая научно-исследовательская программа “Памятники позднеримского времени на водоразделе Днепра и Ворсклы”. Разведками подлежит исследовать весь этот микро регион, выявить структуру его черняховской заселенности, раскопать избранные поселения и могильники. В полевом сезоне 2001 г. экспедиция раскапывала селище Шлях 2 вблизи ж.д. ст. Огульцы, а в 2002 г. - селище Халимоновка вблизи п. Ковяги Валковского района. В эти же годы В.В. Скирда проводил небольшие исследования на поседении Лозовая под Богодуховом (29). Незначительные охранные исследования предпринимались на могильнике у с. Глубокое (Рис.3) на берегу Травянского водохранилища (30).

Откуда же появилась на Харьковщине черняховская культура, имеет ли она местное происхождение или привнесена извне? Для этого необходимо сделать экскурс в этнополитическую обстановку в Восточной Европе в конце II-IV вв. н.э. Лесостепь от Западного Буга до Оскола занимали отдельные, порой не связанные друг с другом территориальные группировки позднезарубинецких памятников. Вероятнее всего римские писатели I - начало II вв Плиний Старший и Тацит именно это население называют венетами, которых многие специалисты считают ранними славянами. В степях Северного Причерноморья обитали сарматские племена, на Нижнем Днепре и в Крыму - поздние скифы, в Прикарпатье-Молдове, Северо-Восточной Румынии - фракийцы, в Верхнее Поднестровье продвинулись некоторые восточногерманские племена. На берегу Черного моря возвышались эллинистические города - Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Тира и другие. Римская империя в период правления императора Траяна (98-117 гг.) создает на месте разгромленного царства Децебала провинцию Дакия и еще теснее входит в контакт с этносами и государствами Северного Причерноморья, вмешивается в их дела, подвергает культурному воздействию.

Около 180 г. на Волыни, в междуречье Днестра и Южного Буга, продвинулись племена готов и гепидов - носители вельбарской культуры. Еще в I в. н.э. готы и гепиды появились в устье Вислы, “приплыли с острова Скандзы на трех кораблях под руководством короля Берига” - как пишет историк VI в, Иордан. Эти восточногерманские племена в течении к. I-II вв несколькими волнами достигли Волыни. Приход готов, подчинение ими местных племен в условиях влияния провинциально-римской культуры и был толчком к формированию на землях Днепровского Правобережья и Молдовы черняховской культуры. Ее нельзя рассматривать как простое продолжение культуры гото-гепидов, черняховская культура явилась синтезом гото-гепидских, сарматских, фракийских начал при мощном влиянии провинциально-римской культуры. Период 230-270 г.г. относится ко времени становления культуры (13, с. 134-139). Готы играли ведущую роль в так называемых Скифских (или Готских) войнах, когда варвары совершили ряд длительных походов в римские владения на Нижнем Дунае, Балканах, в Северном Причерноморье и Малой Азии, они тесно познакомились с достижениями античной цивилизации. Известны имена готских королей Остроготы и Книвы, военачальников Аргаита и Гунтериха. В ходе этих войн какая-то часть венетов передвинулась с Поднестровья на Днепровское Левобережья и принесла сюда своим родственникам элементы провинциально-римской культуры в виде гончарной керамики, ткацкого станка, определенных украшений. Памятником этого времени является поселение Родной Край 3 на р .Уды (31). Оно занимало песчаную дюну в пойме правого берега реки, имело размеры 60 х 70 м. Два его полу земляночных жилища имели в плане прямоугольные очертания, в каждом из них находилось по два очага .В жилищах обнаружены фрагменты лепной и гончарной керамики. В центре на полу первого жилища обнаружен железный ключ от ларца, вблизи стенки - бронзовая фибула с длинным приемником для иглы, так называемой группы VII шведского археолога О. Альмгрена. При строительстве или ремонте второго жилища использовалась глина, его верхняя часть заполнения и прилегающая территория изобиловала кусками глиняной обмазки, многие из которых носили на себе отпечатки прутьев и камыша. На дне одной из столбовых ямок возле стены найдена лопатка быка, которую можно рассматривать как “строительную жертву”. На полу жилища лежали два миниатюрных сосудика, кремневое кресало, несколько пряслиц, гагатовая бусина, обломки горшка с прочерченными свастиками. Здесь найден и предмет из обожженной кости в виде стержня с едва заметным сужением на середине и полированной поверхностью, Вероятнее всего это не простая проколка, а мы имеем дело со стиллосом (“писалом”). По датирующим находкам (фибула, фрагменты амфор типа С, Д, F, ключ) существование этих жилищ можно отнести к середине-второй половине III в.

Но подобные памятники еще не представляют саму черняховскую культуру во всей совокупности ее признаков. Для III в. на территории Днепровского Левобережья еще не известно ни одного биритуального могильника, лепная керамика составляет еще очень большой процент в керамическом комплексе. Сама черняховская культура является отражением формирующейся экономической общности племен, вызванной общностью политической - племенным союзом, “державой” во главе с готами. В III в. наша территория еще не вошла в сферу политических интересов готских королей - их внимание было приковано балканскими и малоазийскими событиями. Памятники типа Родного Края 3 следует рассматривать как памятники киевской (венетской) культуры в условиях прихода родственников (венетов Поднестровья - носителей памятников типа Черепин-Теремцы), которые принесли отдельные элементы черняховской культуры.

В 332 г, император Константин заключает мир с готами. Им разрешалось вести на Дунае торговлю, они должны были поставлять за вознаграждение в римскую армию определенное число воинов. В Константинополь прибыли заложники, в их числе был сын короля Ариариха Аорих (13, с. 141). Именно на время после этих событий приходится экономический расцвет черняховского общества, в массовом количестве поступают римские импорты. Возможно именно в связи с данными событиями Черняховские памятники появляются в лесостепи восточное Днепра, вплоть до Северского Донца и Сейма. Очевидно, вследствие мира с римлянами, ненужная теперь на Дунае воинская и переселенческая энергия готов была направлена в северо-восточном направлении.

Каковы же составляющие того феномена, который мы называем черняховской культурой? Огромное количество известных по данным разведок черняховских поселений говорит о демографическом “взрыве”, усилении плотности населения в это время на данной территории по сравнению с III в. до н.э. - III в. н.э. По отношению к гидросети, подавляющее большинство черняховских памятников в лесостепи в том числе и на территории Харьковщины связаны с реками третьего и четвертого порядков. Что это значит? Поселения и прилегающие к ним могильники размещены на притоках Северского Донца или Ворсклы и на их притоках (Мжа – Болгар, Мерла - Мерчик). Такая гидросеть четко отражает процессы дальнейшей внутренней колонизации малых межречных черноземных равнин (32, с. 15). Большинство черняховских поселений размещено в условиях равнинно-балочного, поименно-террасного и террасного ландшафтов. На поселении Колесники (р. Мжа), которое находится на первой надпойменной террасе, изучены остатки трех жилищ. Наиболее сохранились остатки жилища I. Оно представляло собой глинобитную наземную постройку, размерами 4 х 2,5 м. В одном из ее углов находился глинобитный очаг округлой в плане формы, на котором обнаружены остатки жернова. На селищах Шлях 2 и Халимоновка, расположенных возле мокрых балок обнаружены также остатки наземных глинобитных жилищ (33). Черняховские земледельцы пользовались “плужным ралом”, для сбора урожая они использовали серпы и косы, зерно размалывали с помощью ручных мельниц. Выращивались крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, использовались лошади.

Возле поселений находятся кладбища-могильники, которые характеризуются биритуализмом - часть покойников сжигалась, часть - погребалась без сожжения. Для иллюстрации рассмотрим некоторые погребения могильника Родной Край (27). В погребении по обряду трупосожжения (№ 1) пережженные кости заполняли лепной горшок, причем остатки черепа были помещены сверху. Они были накрыты обломками гончарной миски. В другом трупосожжении (погребение № 2) стояло дно гончарного горшка, заполненное кальцинированными костями. Обломки урны были найдены рядом. Весь комплекс представлял захоронение в закрытой урне, потревоженное вспашкой. В одном из трупоположения (погребение № 3) костяк лежал вытянуто на спине руки согнутые в локтях, покоились на тазовых костях, На черепе стояла миска, рядом - еще две. Под одной из мисок лежал костяной гребень. Между бедренными костями найдена костяная подвеска с двухсторонним циркульным орнаментом и отверстием. Рядом с костяком стояла еще пять сосудов; в центре - трехручная миска-ваза, вокруг нее - два кухонных гончарных горшка, лепная сероглиняная кружка и чернолощенный гончарный узкогорлый кувшин. В миске-вазе и рядом с ней найдены две одинаковые двухпластинчатые фибулы (Рис. 1). На их пружинах сохранились остатки ткани. В I м от этой группы стояла еще одна миска, а рядом лежало пряслице. Богатые погребения часто грабились еще в древности. Такое ограбленное погребение было обнаружено при исследовании могильника Глубокое (30), костяк ребенка 13-14 лет был разбросан, более 10, гончарных сосудов (горшки, миски, миски-вазы), стеклянный кубок были перебиты, разломан костяной гребень.

Важнейшей характерной составляющей черняховской культуры является гончарная посуда. В керамическом комплексе присутствует и небольшая доля местной посуды, являющейся важным этническим индикатором племен, входивших в эту общность. Гончарная посуда подразделяется на кухонную (горшки), столовую (миски различных форм, вазы, трехручные вазы, кувшины, кружки, керамические кубки, керамические ведра, цедилки), пифосы, К импортной посуде относятся амфоры и столовая керамическая посуда некоторых форм. К стеклянной посуде относятся кубки различных форм и стилей орнаментации.

Среди деталей одежды очень широко использовались фибулы, которые изготавливались в большинстве из медных сплавов методом литья с последующей ковкой. Реже встречаются экземпляры из железа и низкопробного серебра. Подавляющее большинство черняховских фибул относится к разновидностям прогнутых подвязных. Ближе к финалу культуры получают распространение щитковые двухпластинчатые фибулы. Помимо этих фибул имели распространение “воинские” фибулы (Рис. 6) и фибулы с высоким приемником, встречаются отдельные экземпляры редких фибул с застежкой шарнирной конструкции. К деталям кожаных ремней относятся разнообразные бронзовые и серебряные пряжки. Среди украшений встречаются ведерковидные подвески, лунницы, янтарные подвески и подвески из раковин или клыков животных. Широко были распространены бусы. На территории культуры найдено более двухсот предметов вооружения и снаряжения всадника (мечи, кинжалы, детали щитов, топоры, наконечники дротиков, копий и стрел, шпоры и удила). Согнутый меч-спата с граненым клинком происходит разрушенного трупосожжения у Коломака (34). Железный втульчатый наконечник стрелы найден в Халимоновке (Рис. 8), а в слое могильника Соколово обнаружены удила. К бытовым предметам относятся ножи, шилья, пинцеты, костяные гребни различной формы и конструкции. На поселении Халимоновка найдено железное сверло (Рис. 9). Широкое распространение получило ткачество: почти на каждом поселении имеются глиняные грузила ткацких станков и судя по их весу, изготовлялись ткани из льна и конопли (рис. 7). Как свидетельства прядения сохранились глиняные пряслица - грузики для веретен.

Подавляющее большинство римских монет на территории черняховской культуры является серебряными денариями II в. -времени, предшествующего образованию черняховской культуры (Рис. 5). III-IV  века представлены значительно меньшим количеством монет. Денарии II века отличались полновесностью и были получены варварской верхушкой в качестве даней, а также были изъяты в хранилищах балканских и малоазийских провинций Римской империи во время Скифских войн III в. Варварская знать требовала соблюдения определенной чистоты серебра, чему отвечали денарии, чеканенные до 215 г. (13, с. 111).

Именно со временем экономического расцвета черняховского общества во второй-третьей четверти IV в. совпадает вхождение территории днепро-донецкой лесостепи в ареал черняховской культуры. Эта территория находилась под контролем восточной ветви готов-грейтунгов, их короля Германариха из рода Амалов. Он “многие народы покорил и заставил повиноваться своим законам” (3, 116). Черняховцы вытесняют на север, в сторону современных Чернигова, Белгорода, Курска славян-венетов (носителей киевской культуры). Некоторые славянские общины остаются на территории “державы Германариха”. Рассказ историка Иордана о борьбе Германариха с венетами соответствует массовому распространению черняховских памятников в нашем регионе.

Кризис и распад черняховской культуры связаны с событиями семидесятых годов IV в. В 375 г. гунны наносят поражение объединению Германариха. Части его державы возглавили Витимир, Винитарий, Гезимунд. Группа Витимира по-видимому еще оставалась в Восточной Украине (13, с. 144). Могильники Соколово, Родной Край, Глубокое функционировали до конца IV в. Наследники Витимира Алатей и Сафракс уводят готов на запад - к Дунаю. В степи-лесостепи Восточной Европы начинается новый этап истории, с иной расстановкой этнополитических сил - важную роль играют теперь славяне и тюркоязычные кочевники.

История не терпит изъявительного наклонения “если бы”. Задача исторической науки - как можно более объективное исследование многих явлений прошлого. Однако интересно,  а что было, если бы не рухнула “держава Германариха” и готское королевство в Поднестровье — Подунавье?. Данные полиэтничные объединения в своем развитии находились на ступени “предцивилизации”: у них выделилась знать с дружинами, ремесло отделилось от земледелия, появился рунический алфавит, распространялось христианство. В условиях дальнейшего продолжения интеграционные процессы явно привели бы к складыванию народности из праславянских, восточногерманских, иранских и фракийских элементов. Но этому не суждено, было сбыться. И теперь археологам предстоит очень долго изучать эту не состоявшуюся цивилизацию - черняховскую культуру.

Список источников и литературы

 

 

1. Хвойка В.В. Поля погребений в Среднем Поднепровье// ЗРАО. - 1901. - Т. 12. Вып. 1/2.

2. Reineke P. Aus der russischen archaologischen Literatur// Meinzer  zeitschrift, I. - Mainz, 1906.

3. Любичев М.В. Черняховская культура днепро-донецкой лесостепи: история исследования и основные проблемы изучения. - Харьков, 2000.

4. Рибальченко Л.Л. Харківський історичний музей в період німецької окупації 1941-1943 р.р.// Проблеми музеєзнавства, збереження та відновлення історичної пам’яті. - Харків, 1994. - С. 46-47.

5. Артамонов М.И. Славяне и Русь// Тез. докл. на сессии ист. наук ЛГУ. -Л., 1956.

6. Щукин Е.В. Время “Че” - рубеж тысячелетий// Stratum plus. - 1999. - №4.

7. Махно Е.В. Памятники черняховской культуры на территории УССР /Материалы к составлению археологической карты/ // МИА. - 1960. - № 82.

8. Баран В.Д. Черняхівська культура. За матеріалами Верхнього Дністра і Західного Бугу. - К., 1981.

9. Винокур І.С. Історія та культура черняхівських племен дністро-дніпровського межиріччя ІІ-V ст. н.е. - К., 1972.

10. Рикман Э.А. Этническая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. - М., 1975.

11. Магомедов Б.В. Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья - К., 1987.

12. Гороховский Е.Л. Хронология черняховских могильников Лесостепной Украины// Труды У МКАС. - К., 1988. - Т. 4.

13. Магомедов Б.В. Черняховская культура. Проблема этноса. - Lublin, 2000.

14. Сымонович Э.А. Кравченко Н.М. Погребальные обряды племен черняховской культуры// САИ. - 1983. - Вып. Д 1-22.

15. Никитина Г.Ф. Систематика погребального обряда племен черняховской культуры. - М., 1985.

16. Журко А.И. Жилые сооружения племен черняховской культуры. - Автореф. ...канд. ист. наук. - К., 1982.

17. Брайчевський М.Ю. Біля джерел слов’янської державності. - К., 1964.

18. Городцов В.А. Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии в 1901 г.// Труды 12 АС. - М., 1905. - Т. 1.

19. Федоровський О. Інструкції та програми для розвідок - реестрації пам’яток археологічних. - Харків, 1927.

20. Спицын А.А. Поля погребальных урн.// СА. - 1948. - Т. 10.

21. Луцкевич І. Матеріали до карти поширення пам’яток культури полів поховань на території Харківської області// Археологія. - 1948. - Т. 2.

22. 3айцев Б.П. Новые материалы черняховской культуры бассейна Северского Донца и Псла// МИА. - 1964. -№ 6.

23. Дяченко О.Г. Населения черняхівської культури на Харківщині// Археологія. - 1975. - № 17.

24. Дяченко О.Г. Пам’ятки черняхівської культури в басейні Сіверського Дінця// Археологія. - 1980. - № 35.

25. Шрамко Б.А. Могильник у с. Павлюковка// МЧК. - М., 1979.

26. Шрамко Б.А. Отчет об исследовании археологических памятников в зоне строительства канала и водохранилищ по реках Мерла и Мерчик в 1973 - 1976 г.г. Тема № 51-73. - Харьков. 1976. - НА МАЭСУ ХНУ.

27. Петренко Е.Н. Новые могильники черняховской культуры в бассейне Северского Донца// Археология славянского юго-востока. - Воронеж, 1991.

28. Любичев М.В. Изучение Черняховских памятников в бассейне р. Мжа// Проблемы истории и археологии Украины. - Харьков, 1999.

29. Скирда В.В. Дослідження нового селища черняхівської культури поблизу м. Богодухова// АВУ 1998-1999 р.р. - К., 1999.

30. Любичев М.В. Отчет об археологических исследованиях на территории Харьковской и Полтавской областей в 1998 г. - Харьков, 1999. - НА МАЭСУ ХНУ.

31. Башкатов Ю.Ю., Дегтярь А.К., Любичев М.В. Селище позднеримского времени Родной Край 3 в бассейне Северского Донца// Древности 1996. - Харьков. 1997.

32. Шишкін Р.Г. Господарство та екологія населення Середнього Подніпров’я кінця I-V ст. н.е. - Автореф. ... канд. іст. наук. - К., 1996.

33. Любичев М.В. Отчет об исследованиях Славянской археологической экспедиции Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина в 2001 г. - Харьков, 2002. - НА МАЭСУ ХНУ.

34. Радзиевская В.Е., Гопак В.Д. Меч римского типа из поселка Каломак в Харьковской области// СА. - 1984. - № 3.

35. Иордан Гетика. - М., 1960.

 

Список сокращений

АВУ - Археологічні відкриття в Україні

АС - Археологический съезд

ЗРАО - Записки Русского археологического общества

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР

МЧК - Могильники черняховской культуры

НА МАЭСУ ХНУ - Научный архив Музея археологии и этнографии Слободской Украины при Харьковском национальном униаерситете им.  В.Н. Каразина

СА - Советская археология