Усадебные и частные художественные коллекции Слобожанщины ХVIII - ХХ вв. (Побожий С.И. (г. Сумы)).

Начало процесса становления коллекционерства на Слобожанщине может быть отнесено к ХVІІІ веку. Не представляется, однако, возможным локализовать ни хронологически, ни топографически начало этого процесса. Важно другое – первоначально коллекции концентрировались в усадьбах, загородных домах, строительство которых на Слобожанщине начинается во второй половине ХVІІІ в. Уже тогда их хозяева обращали внимание не только на внешний вид усадьбы, но и на украшение интерьеров. Часто в них, как утверждал знаток усадебной культуры Г.К. Лукомский, наряду с мебелью, зеркалами, оружием, можно было видеть «большое количество картин типичного казачьего письма». Бесценные сведения о коллекциях на Слобожанщине мы встречаем на страницах книги Г.К. Лукомского «Старинные усадьбы Харьковской губернии» [1]. Слобожанские помещики стараются обустроить у себя усадьбы так, чтобы они напоминали им об увиденной роскоши загородных дворцов Петербурга, Москвы, Парижа. Со временем портретные фамильные галереи становятся не только зримой родовой летописью, но и ядром будущей художественной коллекции.

Исключительная ценность коллекций некоторых слобожанских усадеб обратила на себя внимание уже в начале ХІХ в., а значительная часть произведений, экспонировавшихся на историко-художественной выставке русского портрета в 1905 г. в Петербурге поступила из усадебных коллекций.

Значительные коллекции находились в следующих усадьбах: «Михайловка» Капнистов (русская живопись ХVІІІ в. – В. Боровиковский, О. Кипренский; итальянская живопись – Ф. Гварди, П. Паннини; произведения голландских и фламандских художников ХVІІ в.; украинские ковры ХVІІІ в.); «Бобровое» Анненковых (живопись, графика, фарфор); «Шаровка» Кенигов (работы И. Шишкина, В. Верещагина, Кенига и др.); «Кекино» В.Д. фон Лоренц-Эблина (голландская живопись ХVІІ в.); «Должик» князя С.Д. Голицына (в основном – портреты); «Мерчик» Духовских (во дворце был «устроен музей»); «Старая Водолага» А.Д. Голицына («в доме хорошее собрание картин»); «Славгородок» княжны В.В. Голицыной («здесь есть чудные портреты...»); «Графское» графа П.А. Гендрикова («в комнатах нижнего этажа есть интересные картины»); «Бездрик» М.А. Алферовой («В доме много хороших старинных вещей»); «Хотень» П.С. Строганова (живопись); «Низы» Н.Д. Кондратьева (голландская и фламандская живопись ХVІІ- ХVІІІ вв.) [2].

Поначалу запечатленные на холстах предки основателя усадьбы были своеобразной родовой летописью. Со временем, под влиянием различных обстоятельств, у владельцев этих еще во многом стихийных коллекций начинают формироваться определенные эстетические вкусы и критерии. Этому способствует и посещение европейских музеев и галерей, а также знакомство с любителями изящных искусств, антикварами, коллекционерами, владельцами других художественных коллекций. Так из простого увлечения первая покупка становится началом собирательства.

Исключительная ценность художественных коллекций некоторых слобожанских усадеб обратила на себя внимание и знатоков искусства. Одна из них – «Михайловка», принадлежащая Капнистам, была представлена несколькими портретами на «дягилевской» выставке русского портрета 1905 года в петербургском Таврическом дворце (Левицкий Д. «Портрет кн. Н.В. Репнина», Молинари «Портрет А.А. Иваненко», Молинари «Портрет князя Долгорукого» и др.).

В состав капнистовской коллекции входили и живописные произведения О. Кипренского, В. Боровиковского, Ж..Б. Греза, Ф. Гварди, П. Паннини, П.П. Рубенса, одного из представителей итальянской семьи художников Бибиена Галли. Собиравшаяся на протяжении века коллекция дедом и отцом владельца усадьбы – графа Алексея Васильевича Капниста (1838-1910) включала и произведения искусства, которые входили в состав собрания князей Репниных в Яготине и привезенные впоследствии в слобожанскую Михайловку Варварой Васильевной Капнист (1841-1919(?)) – последней владелицей этой «едва ли не одной из наиболее красивых и типичных усадеб всей Украины» [3]. Есть все основания утверждать, что Михайловку посетили: С. Дягилев – во время своей «одиссеи» по усадьбам и В. Серов – во время написания им группового портрета «Александра Ш с семьей» по заказу харьковского дворянства.

Значительная художественная коллекция находилась в селе Бобровом на Лебединщине, где располагалась усадьба Анненковых. Ее владелица – Вера Ивановна Анненкова (1813-1902) продолжала коллекционировать произведения искусства, книги, по примеру своих родителей. В начале ХХ века дворец в Бобровом представлял из себя уже настоящий музей, грабить который местные жители не осмеливались даже в первые годы после революции 1917 года. И все же о составе анненковской коллекции судить непросто: многое исчезло безвозвратно в послереволюционное время. Среди уцелевших вещей, хранящихся сейчас в собрании Лебединского городского художественного музея, попавших из Бобрового, следует отметить: «Портрет В.И. Анненковой» кисти неизвестного художника (поначалу приписываемого К. Брюллову), акварель Н. Каразина «Постройка Закаспийской железной дороги», карандашный «Портрет девушки» Н.П. Ланского, исполненного в Венеции, акварели С.Ф. Галактионова, относящиеся к 1842 году и работы (рисунки) самих членов этой бесспорно талантливой и культурной семьи.

У истоков коллекционерства и меценатства на Слобожанщине находился и просветительский литературно-художественный кружок «Поповская академия» в с. Поповка Сумского уезда. Кроме того, что его участники материально поддержали открывавшийся Харьковский университет, сын одного из членов кружка – Аркадий Николаевич Алферов становится вскоре заметным коллекционером, настоящим знатоком искусства. Свою коллекцию картин и гравюр он завещал музею изящных искусств и древностей Харьковского университета.

Фигура А.Н. Алферова-коллекционера сконцентрировала в себе тенденции, наблюдавшиеся в середине Х1Х века, которые свидетельствовали о переходе от стихийного к целенаправленному коллекционированию. В общем обзоре его коллекции отмечалось такое важное качество собранных им произведений, по которым «можно проследить в главнейших чертах процесс развития гравюры, как художественного произведения» [4]. Но в его коллекции было «несколько превосходных картин от самого И.К. Айвазовского, с которым он лично был знаком и находился в дружеских отношениях».

   Анализ состава «старой коллекции» Сумского художественного музея свидетельствует о том, что она сформировалась на основе усадебных коллекций Апраксиных, Алферова, Глинки, Голицыных, Прянишникова, Харитоненко.

Часть своей коллекции П.И. Харитоненко – известный слобожанский меценат и коллекционер - хранил в Сумах, Натальевке (древнерусская иконопись, русская живопись), с. Турье. Благодаря меценатству и покровительству П.И. Харитоненко, Слобожанщину могли посетить и русские художники, скульпторы и архитекторы (М. Добужинский, С. Коненков, А. Матвеев, К. Петров-Водкин, А. Щусев).

Глубоким знатоком в области изящных искусств был В.А. Квитка – племянник известного украинского писателя Г.Ф. Квитки-Основьяненко, автора «Конотопской ведьмы». Коллекция, разместившаяся в загородном доме Квиток – на Основе, была хорошо известна в среде харьковской интеллигенции. «Там были очень хорошие картины, по преимуществу, зарубежных художников начала девятнадцатого столетия. Квитка очень любил свою коллекцию и с удовольствием показывал ее…» – вспоминала украинский педагог и художник М.Д. Раевская – первая женщина в России, удостоенная петербургской Академией художеств звания художника. О качественном подборе вещей свидетельствует и тот факт, что на выставке в Таврическом дворце 1905 г. экспонировался «Портрет Ф.И. Квитки» В. Боровиковского (1794) из коллекции В. Квитки. Его коллекция оказала огромное влияние на Д.И. Каченовского – воспитанника Харьковского университета, любителя искусств. В воспоминаниях о нем А. Стоянова упоминалось о том, что «весьма вероятно, что беседы с В.А. Квиткою, ввиду многих и ценных произведений на стенах гостеприимного дома, заронила ту искру, которая разгорелась в Каченовском до серьезной страсти к живописи, как только вступил он на почву Италии» [5].

Часть коллекции В. Квитки стала стержнем коллекции Гладковых в Харькове. Ценный архивный документ, обнаруженный нами в одном из киевских архивов – «Описание коллекции Гладковых», сделанный харьковским искусствоведом Дмитрием Гордеевым, учеником историка искусства Федора Шмита, дает возможность хотя бы в общих чертах иметь представление о «старинной харьковской коллекции Квиток». В доме  № 31 по улице Сумской в Харькове, против Мироносицкой церкви, Д. Гордеев увидел следующие работы из собрания Квиток: «два рядовых холста Айвазовского, два вида Венеции работы первой половины прошлого столетия, «кролики» прип[исываемые] Памицци, 3 картины из собрания Квиток – 2 букета цветов и амфоры с цветами»; Скиавони – «Венера» и «Фантазия», приписываемые итальянцам картины, «Венера» (вероятно, копия старинная) Падавино; 5 картинок на стекле, вероятно, ХVШ в. Работы Айвазовского и копии. Хорошее собрание фарфоровой посуды»[6].

Надо полагать, что какая-то часть квиткинской коллекции (отдельные вещи) попала в Харьковский городской художественно-промышленный музей и в университетский музей. Собрание  последнего сформировалось изначально на основе  частных коллекций. В начале 1804 г. В.Н. Каразин приобретает коллекцию гравюр Аделунга, которая, по заключению историка искусства Е.К. Редина хотя и не претендовала на полноту, но «давала богатый материал для знакомства с историей гравировального искусства (…) различных эпох и народов, начиная с ХVI века». Значительную коллекцию из 170 картин, куда входили картины итальянских художников ХVI-ХVII вв., собранные во Флоренции, подарил университетскому музею.

Частные коллекции И.Е. Бецкого и А.Н. Алферова согласно воли их владельцев также поступили в собрание музея изящных искусств и древностей Харьковского университета. Если первый собирал итальянскую живопись ХVІ-ХVІІ вв., то второй упор делал на собрание гравюры.

Помимо старинных харьковских коллекций Алфераки, Квитки, в начале ХХ в. существовали коллекции Гладковых, Филоновой. Многие частные коллекции и остатки усадебных собраний после 1917 г. были национализированы и распределены по государственным музеям. Традиции коллекционерства на Слобожанщине сохранялись в основном в Харькове. Последующее развитие коллекционерства осложняется ухудшившейся социокультурной ситуацией, где личность коллекционера воспринималась социумом в провинции, в лучшем случае, с недоумением. И тем не менее, всем хорошо известны коллекции харьковчан И. Лучковского,  Давыдова.

В начале 1990-х коллекционированием начинают заниматься банки, частные фирмы. В Сумах Акционерное общество «СБТС» создало коллекцию, ставшую основой галереи современного искусства «Айстра».

Предоставляя офис для выставок, сумский филиал Украинской мобильной связи получает в дар от авторов произведения, которые и позволили сформировать приличную коллекцию живописи и графики. Но таких примеров – единицы, многие банки, фирмы предпочитают выступать «меценатствующими спонсорами».

Дальнейшей перспективе развития в области частного и корпоративного коллекционирования могут способствовать, на наш взгляд, следующие факторы:

  • улучшение экономического положения; появление крепкого среднего класса – одного из основных потребителей искусства;
  • формирование в социуме положительного отношения к собирательству вообще и к коллекционерству в частности;
  • активное участие художественных музеев и галерей в пропаганде коллекционирования, вплоть до открытия при них музеев личных коллекций (по примеру ГМИИ им. А.С. Пушкина), постоянно действующих экспозиций коллекционеров;
  • образование и проведение художественных аукционов, способствующих более активной миграции произведений из случайных рук в надежное собрание коллекционера.

 Источники и литература:

  1. Лукомский Г.К. Старинные усадьбы Харьковской губернии. Ч.1. – Петроград, 1917. Рец.:  Наше минуле. – 1918.- Ч.1. – С. 185-186.
  2. Лукомский Г.К. Михайловка // Столица  и усадьба. – 1916.- № 56. Шаровка (имение Ю.Л. и В.П.Кениг, Ахтырского уезда, Харьковской губернии) // Столица и усадьба. – 1915. - № 26. Лукомский Г. Должик. Усадьба кн. С.Д.Голицына Харьковской губ. и уезда // Столица и усадьба. -1916.- № 67.
  3. Лукомский Г.К. Михайловка // Столица и усадьба. – 1916. - № 56. – С.
  4. Редин Е.К. Музей изящных искусств и древностей императорского Харьковского университета (1805-1905). – Х., 1904. –С. 39-40.
  5. Стоянов А. Воспоминания о Д.И. Каченовском. – Х., 1894. – С. 15.
  6. Гордеев Д.П. Описание коллекции Гладковых – Центральный государственный архив литературы и искусства Украины. – Ф. 208, оп. 1, ед. хр. 5, лл. 1-2. Публикуется впервые.