К вопросу о генеалогии «отца русского футуризма» Д.Д. Бурлюка. (В. Цыбка, О. Дубинская (г. Сумы)).

Интерес к фигуре Давида Давидовича Бурлюка – известного художника, «отца русского футуризма» не угасает… Исследования, посвященные ему, в основном, касаются его творческой деятельности и отдельных фактов и страниц его биографии. Осталась без внимания исследователей только одна тема – родословная художника. Это, а также достаточная для проведения полномасштабного генеалогического исследования документальная база, побудили к кропотливой работе над восстановлением родословной Д.Д. Бурлюка. Данная статья – одна из цикла статей, посвященных как отдельным вопросам генеалогии известного художника, так и всей родословной в целом.

Давид Давидович Бурлюк существенно облегчил будущим исследователям своей родословной поиск отправных точек для генеалогических разведок, написав воспоминания, посвященные своей семье, предкам [1]. В них Давид Давидович рассказывает о своем прадеде Василии, деде Федоре Васильевиче и его братьях Мелетии, Анании и Иване.

В ходе длительного генеалогического исследования была не только восстановлена родословная Д.Д. Бурлюка, но и обнаружены подтверждения тем семейным легендам и историям, о которых писал Давид Давидович в своих мемуарах. Об одной такой истории, связанной с Мелетием Васильевичем Бурлюком, пойдет речь…

9 февраля 1852 года у «слободы Рябушек казенного крестьянина Василия Васильева [сына] Бурлюка и его законной жены Анны Александровой дочери» родился сын Мелетий. Восприемниками были: священник Петр Чижевский и казенная крестьянка Мариамна Игнатьевна Бурлюк. 10 февраля таинство крещения совершил священник Василий Проскурников с пономарем Никифором Федоровым [2]. Актовая запись № 20 о рождении и крещении Мелетия Васильевича обнаружена в метрической книге Иоанно-Предтечинской церкви с. Рябушки за 1852 год.

В возрасте 32 лет Мелетий Васильевич женился на семнадцатилетней мещанке г. Ахтырка Анне Васильевне Шандыбиной. Венчание Мелетия Васильевича и Анны Васильевны состоялось 2 ноября 1884 года в Воскресенской церкви города Сумы. Со стороны жениха свидетелями были мещанин Петр Иванович Сердюков и мещанин города Недригайлова Иван Леонтьевич Белоусов. Со стороны невесты – мещанин г. Сумы Александр Васильевич Ярцев и Сумской купеческий сын Николай Прокофьевич Сушков [3]. Эта метрическая запись о бракосочетании была найдена исследователями случайным образом, при работе над совсем другим генеалогическим проектом. Примечательно, что венчание состоялось не в церкви с. Рябушки, где родился и жил Мелетий Васильевич, и не в г. Ахтырке, к мещанскому сословию которого была приписана Анна Васильевна. Видно, хотелось Мелетию Васильевичу произвести впечатление на будущую жену… Но счастье молодоженов длилось недолго…

Давид Давидович в своих воспоминаниях говорит о трагической смерти Мелетия Васильевича. Его дом, построенный из толстых дубовых бревен, был похож на крепость. На ночь окна дома плотно закрывались ставнями. Однажды ночью начался пожар. Люди успели выскочить из горящего дома, но Мелетий Васильевич, вспомнив о деньгах и документах, которые остались внутри, вернулся за ними. Выломить мощные дубовые оконные рамы он не смог, поэтому был вынужден пробиваться к выходу через бушующее пламя…[1]. Так и в метрической книге в разделе о смерти написано: «Слободы Рябушекъ мещанинъ Мелетий Васильевъ Бурлюкъ 33 летъ умеръ отъ обжоговъ». Случилось это 5 февраля 1885 года. Похороны состоялись 7 февраля. Отпевал Мелетия Васильевича все тот же Н. Федоров, присутствовавший еще при крещении [4].

Источники и литература:

  1. Давид Бурлюк. Предки мої. // Український авангард 1910 – 1930 рр.: Альбом. - К. - 1996. - Додаток.  
  2. Государственный архив Сумской области (ГАСО), Ф.386, оп.1, ед.хр.3, л.311.
  3. ГАСО Ф.744, оп.1, ед.хр.47, л.161 об.
  4. ГАСО, ф. 743, оп. 1, д. 56, л. 736 об.