Конотопский уезд

Сосновка

В 12 вер. от Конотопа на юге, в соседстве с Шаповаловкою[1], Семяновкою и Куриловкою[2].

Уже в актах 1638 г. является сосновский урядник польского правительства[3]. Ясно, что Сосновка – поселение старинное и по названию до татарское.

В ведомости 1763 г. читаем: «в селе Сосновке старая деревянная церковь успения Пресв. Богородицы; стоит на месте, дарованном на церковь от господина эсаула генеральнаго Жоравки, того села владельца». Но известен более древний владелец Сосновки – «староста сосновский» и по доброму характеру его не сомневаемся, что при нем также был православный храм в Сосновке. Церковная земля – также дар древних времен. Та же ведомость говорит: «пахатная земля храма в 3-х руках, по 8 дней; поле досталось от доброхотных дателей, обывателей села Сосновки; отдается орать для посеву хлеба, з десятой копы; десятая часть получается на церковь». Припомним, какую часть дохода предписывает Богдан отдавать панам за землю и увидим, что и на церковь – та же часть, какая в универсале Батька. Ныне считается 22 дес. церковной земли и доход также поступает в пользу храма.

Невдали от Сосновки есть урочище с курганом, называемое Родомань. Это памятник кн. Ромодановского, в 1659 г. приходившего из Смелого в Нежин. Здесь же, вблизи Сосновки, в том же году происходила жаркая битва Пожарского с Виговским, окончившаяся полным  поражением отважного воеводы[4]. Могилки, рассеянные около хутора Сарановки, где нередко находимы были обломки сабель, кольчуг, ядра и проч., скрывают под собою кости павших воинов московских: «барзо много москвы побили и в неволю знатных людей побрали татарове», говорит Сафонович[5].

По гражд. ведомости в 1736 г. в Сосновке казаков 74 и посполитых 20; в 1748 году 130 семей казачьих.

Число прихожан: в 1750 г. 652 м. 638 ж., в 1770 г. 732 м. 715 ж., в 1790 г. 760 м. 825 ж., в 1810 г. 820 м. 867 ж., в 1830 г. 993 м. 1018 ж., в 1850 г. 898 м. 955 ж., в 1860 г. 1088 м. 1113 ж.

Всей земли в Сосновке 4805 десятин.

В недавнее время назидала Сосновцев благочестивою жизнью своею дочь надворного советника Ивана Даниловича Евдокия Ивановна Покорская-Журавко. Она благотворила и храму и бедным. Последние годы свои провела она в Каменском монастыре, где и почила в 1850 г.

Благочестивые обычаи округа: некоторые сверх постов, предписанных церковью, налагают на себя пост по извещению своей совести. Так многие из лиц женского пола, во время болезни или в случае несчастья, дают себе обет, если избавятся от горя, постить в понедельник, и освободясь по молитве своей от зла, выполняют обет свой до смерти. Другие благоговейно проводят каждую пятницу; хотя занимаются работою, но без пищи до заката солнца.

В общих бедствиях совершаются крестные ходы.

Некоторые каждый год ходят в Киев для поклонения св. местам и говея приобщаются там св. тайн. Другие с теми же расположениями посещают в посты монастыри батуринский и рыхловский.



[1] В 1726 г. к «Покровской церкви села Шаповаловки конотопской протопопии» посвящен священник Иоанн Григорьев. В храме служебник к. п. 1735 г. В 1659 г. под Шаповаловкою сражение московского отряда с Выговским. Костомарова Выговский в Основе 1861 г. июль стр. 30.

[2] «Року 1708 я иерей Симеон Ефремович (села Семяновки) распоряжаю – отцу Андрееви сыну моему церковь Божую з парафеею (простота!) и дом мой зов сими грунтами». В 1727 г. нежинский архим. Савва Шпаковский отдал храму Семяновскому на поминовение родителей своих огород и пахоту на 13 ½ дней в с. Семяновке.

[3] См. о Конотопе пр. 2 и 14.

[4] Ригельман 11. 21. 22. Маркевич 2, 45. Костомарова Виговский в Основе 1861 г. стр. 90–94.

[5] Хроника Сафоновича в ркп.