Конотопский уезд

Поповка

В 7 вер. от Конотопа, на западе, на речке Куколке, на которой и соседняя Веровка[1], в соседстве с Подлипным[2].

Ныне здесь два храма: Троицкий и Преображенский.

Нынешний, каменный, храм св. Троицы построен усердием вдовы майорши Екатерины Острянской и освящен в 1838 г.

На лутках ворот старой колокольни открыта надпись: «здияна сия звоница за старанием священника Иакова Леонтовича майстром Микитою Никитенком 1745 г.»

На евангелии льв. п. 1636 г. написано: «1660 г. сию книгу обминив Стефан Селивоненко, обыватель с. Поповки, за готовии гроши коп десять из злотим; а купив у Симиона Поповича, обывателя Бахмацкаго; надал ко храму св. Троицы за отпущение грехов… Подписал сию книгу иерей Константин Иванович, служитель храма».

На евангелии львов. п. 1690 г. написано: «я раб Божий Иаков Данилевич Ковпак, житель конотопский, купил сию книгу, –даю ее до рук сыну моему иерею Кондратию Иаковлевичу, презвитеру храма арх. Михаила в с. Вировце уезду конотопскаго, и потомкам его, абы благали Господа Бога за мене гришного». Другая надпись: «року 1710 июня 26 д. Я Василь Искра житель села Поповки, з под Конотопу, купилем сие евангелие льлвовскаго здания, у священноиерея Кондратия Иаковлевича, зостаючего в селе Веровце, за коп десять литовской личбы и далем зятю своему священноиерею Павлу Алексеевичу Грищинскому, же бы Господа Бога молитвовал за всих нас; а по нем и потомкам его». Еще надпись: «иерея Павла Алексеевича презвитера села Грищиниц»[3].

Трифолог к. п. 1734 г., апостол к. п. 1735 г., служебник к. п. 1735 г., псалтырь с толкованием к. п. 1742 г. с надписью: «сия книга куплена жителеми села Поповки козаками Давидом Скорябым и Иаковом Маслаком до храму св. Троицы с. Поповки, за два рубли, 1745 г. Про память прописано при Игнатии Зябузи ктитори Троицком Поповском презвитером Троицким Поповки Иаковом Леонтовичем». На октоихе к. п. 1746 г. написано: «куплена жителем местечка Поповки козаком Григорием Филиповым до храму св. Троицы в г. Ромне за цену рублев два 85 коп. за священство Иакова Леонтовича и Андрея Васильева, 1759 г.».

Еще напоминание о древнем Троицком храме, купчая 1716 г. Поповские казаки продали «греблю свою отчистую посродку села Поповки против церкви живон. Троицы лежачую з млинами на ней о трех колах будучими.

На дверях дерев. Преображенского храма написано: «1728 г. за правительствующаго преосявщеннаго киевскаго архиепископа Варлаама Вонатовича, – коштом пана Лукияна Баклана храм сей создан». Но это – не первый храм местный, как показывают книги.

Триодь цветная м. п. 1660 г., общая минея к. п. 1708 г., триодь постная м. п. 1710 г.[4] с надписью: «куплена коп за восемь Тимофеем Таранским, значным жителем конотопским до храма всемилостиваго Спаса». На апостоле к. п. 1722 г. написано: «купил раб Божий Лукиян Малий до храма Преображения в с. Поповку року 1729».

По переписи 767 г. при Преображенской церкви церковная земля на 13 дней пахоты, доход ее в пользу храма.

В окрестности Поповки есть памятники древних событий. На юго-восточной стороне Поповки, в 2 ½ вер. есть насыпь Валок. Упираясь одним концом на юге в болото Зарудье, Валок тянется к востоку более чем на 2 вер. и оканчивается при транспортной дороге из Конотопа в Сосновку, в версте от Конотопа. По самому расположению видно, что Валок насыпали действовавшие против Конотопа. Это – без сомнения был в 1659 г. когда кн. Трубецкой с 21 апреля до 29 июня стоял под Конотопом, ожидая сдачи Гуляницкого; Гуляницкий 29 июня вышел из города и овладел укреплениями Трубецкого[5].

По гражд. ведомости 1737 г. здесь казаков 93 и посполитых 175; в 1748 г. 339 семей казачьих.

Число прихожан:

 

1770

1790

1810

1830

1850

1860

 

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Троицкой

1180

1190

1254

1330

1149

1224

1074

1116

1179

1221

1223

1285

Преображенской

868

872

904

1008

952

977

996

1038

976

1073

952

1016

Итого

2008

2062

2158

2338

2101

2201

2070

2154

2155

2294

2175

2301

Всей земли в Поповке 8528 дес. и в хут. Поповском 688 дес.

В 1733 г. происходило дело о священнике с. Поповки; дело это, показывая довольно печального в тогдашнем духовенстве, живо обрисовывает характер малороссиянки. О. Василий наместник и священник с. Поповки жаловался, что конотопская попадья Мигалевская вырвала ему бороду. Сама Мигалевская при допросе показала: «когда о. Василий з господином моим другим разом прийшол в дом Рубана: я зараз господина своего взявши выпроводила с хаты; а о. Василий став на мене тюкати: тю, тю, тю. Выпровадивши господина, пытаюсь: на кого ты, отче, тюкаешь? Он сказал: на тебе. И я сказала: на свою ты попадью тюкай, а не на мене. И с того сор стався, в яком сору не малом – назвал мене бестиею и курвою и кинувся до грудей: тогда я его за бороду порвала». «Евдокия Антониха, слободиха конотопская, на которую обе стороны, о. Василий и госпожа Мигалевская, зсылалися при допросе пред св. евангелием и крестом засвидетельствовала: будучи я в доме Василия Рубана, подпилая, слышала, что попадя Мигалевская сорячися с о. Василием, называла его шапошником, ледачим и доволно в том соре ему докучала; а о. Василий называл ее бестиею килка раз; а при конце сказал ей: да цить же бестия и курво! Поки мне будешь досаждати? И зараз она попадя о. Василия за бороду порвала». Жена Леонтия Таранского «Мелания, на которую о. Василий зсилался, освестию пред св. евангелием и крестом засвидетельствовала: когда о. Григорий (Мигалевский) з о. Василием и другими двома священниками повторним разом прийшол в дом Василия Рубана, сели себе любовне: зараз попадя своего господина о. Григория стала отсылать до господи, а о. Василий сказал о. Григорию: нейди поседмо, и стали между собою целоваться: тогда попадья сказала о. Василию и попу своему: когдась жили есте за брата, а теперь за скурвого сына, – за що вы моего попа в колоду сажали, сякий и такий сын? В той час о. Василий на попадью сказал; тю! Зараз своего господина выпроводила она с хаты и вернувшись стала о. Василия безчестити. По доволном безчестьи о. Василий немогучи стерпети сказал: да цить же, бестия! И она непрестаючи бранити говорила: тебе не наместником быть, але шапки шить и продавать. И як ему стужила, о. Василий сказал: да досить же болш мене ругати, бестия. И попадья зараз кинулася до о. Василия, а о. Василий, недопускаючи ее до себе, взял за грудки; а она его порвала за бороду и немало волосов вырвала. И зараз потом о. Василий плачливе одийшов. В том моем сознаню совестию обовязуюся, – я в ту пору была трезвенна и горелки не заживала, о чом и все там будучие люде известны».

Объяснением сему происшествию служит то, что во первых о. Василий был зятем батуринского протоиерея Джунковского и по его домогательству стал наместником, тогда как и светские писали из Конотопа духовному начальству, что наместником следовало быть старшему священнику Конотопского собора Григорию Мигалевскому; второе – незадолго пред печальною расправою хохлуши с о. Василием, священники округа, подавши жалобу начальству на протоиерея Джунковского, что недавно став протоиереем, он уже успел показать опыты жестокого и корыстолюбивого обращения своего с подчиненным духовенством – и потому просили избавить их от такого начальника.



[1] В нынешнем храме Веровки цветная триодь львов. п. 1663 г. с заметкою: «купил Иоанн Попченко до храму арх. Михаила». Сл. о. Обмичеве.

[2] В войну 1659 г. в Липне стояли обозы к. Трубецкого (Маркевича 2, 44). «Село Подлипное» в акте 1655 г. крупецкого монастыря и в истории 1649 г. Величко 1, 119. По донесению 1724 г. гетману принадлежат «в дозорчестве подлипнянском села: ПОдлипное и Поповка да в селе Гутах человек з десяток». О заселении Подлипного в 1636 г. см. в статье о Батурине.

[3] Грицовка близ Красного Колядина.

[4] И минея и триодь неизвестны Каратаеву.

[5] Маркевич 2, 44, 45.