Конотопский уезд

Мельня и Озаричи

Первая в 13 верст. от Батурина, на берегу Сейма; Озаричи в 22 вер. от Батурина, также на правом берегу Сейма.

Мельня – поселение дотатарское. В древнее время оно окружено было темными лесами липы, дуба, сосны, истребленными после 1786 г. Бортни и озера его отданы были северской обители еще северскими князьями[1]. «Село Мельня» согласно с грамотами князей московских утверждено было за этой обителью, универсалом 1671 г.; а универсалом 1679 г. гетман признал за монастырем право «в маетности его здавна належитой и вечистыми правами утвержденной з бортною дерева як от тяглих людей, так и от козаков, дань медовую отбирать». Генеральный суд в 1691 г. объявил, что казаки с. Мельни, или должны платить монастырю за бортни, или не касаться их[2].

Так как леса Мельни доставляли надежную защиту от всякого неприятеля: то сюда укрылись в тревожное время жители Бахмача; почему и поныне многие из жителей называются Бахмачскими; последним принадлежат лучшие угодья в Мельне, как прежде других пришедшим в Мельню.

В Михайловском храме Мельни дервняя иконаБожией Матери, потемневшая от времени; Матерь Божия увенчана короной и держит правой рукой предвечного младенца; размер иконы – 7 вершк. вышины и 5 ширины. Она покрыта серебр. ризою Народ весьма чтит эту икону; некоторые получили от нее исцеление, в том числе графиня Разумовская. Особенно поразительно было исцеление племянницы г-жи Скаловской, которая и сама в 1826 г. испытала на себе благодатную силу, исходящую от иконы. В 10 пятницу по пасхе бывает многочисленное стечение богомольцев к Мельницкой иконе; в посты Апостльский и Успенский многие приходят сюда говеть и приобщаться св. таин.

Древние книги храма: евангелие львов. п. 1680 г., другое м. п. 1735 г. Триоди постная и цветная к. п. 1724 г.[3]

Озиричи, как и Спасское, принадлежали старобытному Крупицкому монастырю и поселенцы его были прихожанами «Спасскаго скита»; след. здесь – поселение древнее[4]. Универсалом Хмельницкого 1656 г. утверждены были за батуринским монастырем, как древняя собственность его; в это время здесь был уже свой храм[5].

В нынешнем Николаевском храме Озиричь одна древность: евангелие, печатанное «при державе найяснейшаго Жигмонта третего Божиею милостию короля – при нареченном архиепископе Ипатии митрополите киевском, епископе Володимерском, за волею и низволением пана Льва Сапеги, канцлера вел. княжества литовскаго, старанием и накладом его милости пана Лукаша Мамонича, скарбника литовскаго и пана Козьмы Малюнича, бурмистра виленскаго, в месте столичном Виленском в л. 1600»[6].

По гражд. ведомости 1736 г. в Мельне казаков 26 и посполитых 36 – в 1748 г. – 30 казачьих семей; в Озаричах в 1736 г. казаков и 12 посполитых; в 1748 г. 23 семьи казачьи.

Число прихожан Михайловской цер.: в 1750 г. 196 м. 190 ж.; в 1770 г. 222 м. 218 ж.; в 1790 г. 241 м. 253 ж.; в 1810 г. 289 м. 290 ж.; в 1830 г. 322 м. 326 ж.; в 1850 г. 465 м. 485 ж.; в 1860 г. 550 м. 567 ж. Николаевской цер. в 1750 г. 166 м. 165 ж.; в 1770 г. 188 м. 190 ж.; в 1790 г. 201 м. 203 ж.; в 1810 г. 257 м. 235 ж.; в 1830 г. 276 м. 308 ж.; в 1850 г. 382 м. 364 ж.; в 1860 г. 323 м. 362 ж.



[1] Окт. 19 1728 г. новгор. архимандит писал к гетману: «од древних лит, паче же од самаго начинания обытели Спасской Новгорода северскаго, смотриныем Вышняго и милостию благочестивейших великих князей всероссийских бортная отчина и озера во многих уездах определены монастыреви; что, и наследныки их в. гос. цари и самодержцы граматами утвердили». Потом гетманы дали отчину бортную и озера многим казакам во владение, с условием, чтобы они каждый год платили монастырю медом или деньгами. Так как казаки Мельни не платят за бортки и озера: то архимандрит просит гетмана заставить их выполнять долг.

[2] Акт. сев. Спасск. мон. л. 33. 47–48. 92–98.

[3] У Каратаева триодь цветная есть, а постной нет.

[4] См. о Спасском Кролев. у.

[5] Белоусовича «Батуринский мон.» стр. 30. 49. Черниг. 1859 г.

[6] В донесении 1753 г. кроме сего евангелия показаны в Озаричском храме: Трифологий львов. п. 1600 г. Апостол м. п. 1688 г. Требник к. п. 1703 г. Октоих могилевской п. 1730 г. Псалтырь могил. п. 1632 г. Часословец могил. п. 1730 г.