Конотопский уезд

Красное

На возвышенном месте, при речке Вовнянке, с 14 вер. от Конотопа, в 10 от Батурина и Бахмача.

Поселение до татарское. От неприятельских набегов оно ограждено было земляным валом, которого остатки и ныне заметны. По акту 1649 г. видим «городок Красный» не вдали от «городка Новых Млинов» и Батурина[1]; а по акту 1655 г. – «в городку Красном потайник», – тайный, подземный ход к воде из крепости[2].

По завещанию 1688 г. известен краснянский священник Матфей Романовичь[3], – а по грамоте 1633 г. в Красном городе храм св. Духа[4].

В 1722 г. храм краснянский сгорел[5]. Ныне существующий деревянный храм рождества Богородицы построен в 1849 г. при пособии коллежского советника Мовчана, жителя Москвы и уроженца краснянского, приславшего для храма 1500 р. сер.

Маленькая икона, поставленная в резном киоте, изображает Матерь Божию: «взыскание погибших». Местные жители обращаются к ней с молением в болезнях и других бедах и получают помощь.

Напрестольный крест с подножием серебряный, с надписью: «1760 г. сент. 8 дня коштом и старанием его милости Николая Занкевича и с ним Якова Семенова и Степана Иосифова, с женами и чадами их».

Не большой крест серебрен. с частями мощей, по надписи, Иоанна многострадального, Нестора летописца, найденный под полом в гробе. Старик священник Петр Крачковский передавал, что тут погребен был архим. Адриан из рода краснянских дворян Занкевичей. По синодику храма 1743 г. в роде Занкевичей значится архимандрит Адриан. По делам консистории оказывается, что о. Адриан был краснянским священником Андреем Занькевичем. В 1740 г. вдовый священник Андрей Занькевич по письму новгородского архиепископа Амвросия Юшкевича уволен в новгородскую епархию для поступления в монашество; по его просьбе место его предоставлено было в пользу детей его, а для исправления служения определен викарный священник Антоний: но в 1746 последний утвержден был в звании настоятеля церкви.

Книги храма. Октоих м. 1715 г. триодь постная м. 1717 г. цветная м. п. 1722 служебник к. п. 1735 г. другой к. 1736 г. анфологий к. 1734 г.

В конце 1708 г. в Красном гостил Петр великий. В поденных записках его читаем: «из Глухова пошел с войском 16 (нояб.) и почевал в Красном. Из Краснаго 19 ч. пошел и прибыл того же чиста в Терны», (на краю харьк. губ.)[6]. Что делал Петр целые трое суток в Красном! Не известно, знал ли он о тайной присяге, к которой приводил Мазепа соучастников своих в бахмачком загородном дворце, во всяком случае близость Батурина, Бахмача, Митченок конечно внушила ему мысль разыскать в Красном нити Мазепина заговора и разведать о друзьях Мазепы[7]. Это было необходимо и для того чтобы угадывать намерения Карла. Из Касного Петр зорко следил за движениями шведского короля, которого Мазепа повел от Коропа к Пирятину и от Пирятина через Прилуки к Ромну[8].

Петр сам писал потом Апраксину: «малороссийский народ так твердо с помощию Божией стоит, как больше нельзя от них требовать; король посылает прелестныя письма, но сей народ неизменно пребывает в верности и письма королевския приносит».

Ныне в Красном замечательна по жизни девица Надежда Зарницкая. Она уже давно не бывает в веселых обществах. Когда священник бывает в доме ее матери-вдовы она охотно заводит разговор о христианских предметах, – но с другими посетителями матери не видится; при всех служениях храма бывает она неопустительно, даже и в зимнее время; жестокость мороза и сильная вьюга не удерживают ее рвения слушать песнопения и молитвы церкви. На лице ее выражается кротость.

По гражд. ведомостям, в Красном в 1736 г. 146 казаков выборных и 25 посполитых, в 1746 г. 284 семьи казаков, в 1764 г. 409 выборных казаков, 677 подпомощников и 368 владельческих поселенцев.

По церковным записям число прихожан: в 1770 г. 1538 м. 1587 ж.; в 1790 г. 1610 м. 1720 ж.; в 1810 г. 1419 м. 1526 ж.; в 1830 г. 1500 м. 1640 ж.; в 1850 г. 1599 м. 1745 ж.; в 1860 г. 1645 м. 1820 ж. Земли в Красном 3682 дес.



[1] Акт. югоз. Рос. III, 357. 64. 65. В Красном «козацком городке», в 1653 г. был п. Макарий. Путешествие его в библ. для чтения XV, 72. Душепол. чтен. 1861 года I, 271.

[2] По акту стародубского войта, в 1655 г. «Улас Степанович Дюря продал Ивану Михайловичу за кон пятнадцать у городку Красном дом свой и полеивницы – другим боком от улицы на рогу, которая идет до потайника».

[3] Акты кафедры стр. 63.

[4] Акты Карам. гродненские I, 69. Вильно 1865 г.

[5] Сын батуринского сотника Карп Стожок в 1722 г. писал Полуботку: «в сих недавних числех, после рождества пресв. Богородицы, сент. 9 ч. случилося мне в село Красное за своим господарским делом до дворца своего приехати и там засталем, что Божиим изволением церковь сельская сгорела, о которой предложивши мне сказали: за священниковым небрежением оная огнем пошла, и желали словесно мене, на словах сказавши: если захочешь священником у нас бути, то приймем, а сего отца Самуила не хочемо. Яким я сказалем: если будет на мене благословение архипастырское и ваше желание, то пристану до тоей парохии за священника, И за сию власную причину мене до вашой вельможности честный отец Самуил занесши жалобу, козаков виправил». Арх. малор. колл. № 1041.

[6] Поденные записки Петра вел. Спб. 1771 г. I, 195.

[7] Замечательно, что близкие к Батурину поселения были во владении друзей Мазепы: Головенька и Митченки у Орлика, Сиволож – у Фридриха, Загоровка у Юрия Кожуховского, Бурковка и Дремайловка – у Максимовича, Переяславка – у Згуры, Чайкова у Чуйкевича, Нехаевка у Григория Новицкого. Так по донесению 1724 г. (архив губ. правл.). Зеленский владел многими имениями в лубенском полку.

[8] Ригельман III, 54.