Фотографы губернии

Шабельский Василий Аркадьевич

(? – ?)

Фотограф фотосалона «А. Скасси и Ко» в Харькове

Фотопортретов великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской, изданных в открытках, известно превеликое множество. В основном они все сделаны в столичных фотосалонах. Однако известно, что актриса фотографировалась и на гастролях, но авторы большинства этих снимков, как правило, остались неизвестны. Поэтому, когда в одном из частных собраний Харькова мы обнаружили фотографию В.Ф. Комиссаржевской, выполненную в харьковском фотосалоне «А. Скасси и Ко» в 1902 г., мы, естественно, заинтересовались – нет ли среди безымянных открыток Комиссаржевской, изданных по харьковским фотографиям. Путем сравнения одежды актрисы, мебели в ателье – словом, окружающего антуража, нам удалось выявить еще несколько фотопортретов актрисы, выполненных в харьковском фотосалоне «А. Скасси и Ко». Явно, что актриса снималась в один день и в одно время. Это подтверждается тем, что на все этих снимках Комиссаржевская  снята в одном и том же платье, везде виднеется одно и то же зеркало на заднем плане, драпировка с характерной окантовкой и только кресло иногда меняется на стул. На одной из плохо сохранившихся открыток нами была обнаружена едва прочитывающаяся надпись на французском языке - «А. Скасси и Ко в Харькове», что полностью подтвердило нашу версию об авторстве всех фоторабот.

            Как выяснилось, творческий метод, который мы сейчас называем фотосессия, был вообще характерен для харьковского фотосалона «А. Скасси и Ко». Достаточно беглого взгляда на две пары фотографий на паспарту и парных к ним открыток с портретами замечательного русского актера Павла Васильевича Самойлова, что бы убедиться в этом. Кстати, в этом случае открытки помогли атрибутировать личность человека, изображенного на этих фотографиях, обнаруженных нами в частных собраниях Харькова. Интересен тот факт, что П.В. Самойлов был дружен с харьковским фотографом А. М. Иваницким, известны его портреты работы Иваницкого, однако большинство его фотопортретов во время харьковских гастролей выполнены в фотосалоне «А. Скасси и Ко». Кто же он этот А. Скасси? Как появился в нашем городе?

            В самом начале XIX в. в Крыму, спокон века имевшему тесные связи с  итальянской Генуей, появился генуэзский негоциант Раффаэлло де-Скасси. Он был командирован сюда французским двором с целью изучения возможности развития торговли со здешними предпринимателями–купцами. Дела у  де-Скасси пошли очень хорошо, и он быстро освоился на новом месте. Известно, что Раффаэлло де-Скасси своей предпринимательской деятельностью оказал большое влияние на развитие и становление города Керчи. Знатоки керченской истории знают, что место, где он жил и разбил великолепные сады, долгое время носило его имя – Скассиев фонтан. Теперь это – Мичурино под Керчью. Значителен вклад де-Скасси в изучении и освоении Кавказа. Определившись на службу к русскому правительству в качестве попечителя торговли с черкесами и абхазами, он посетил с этой миссией Северо-Западный Кавказ. Его «Докладная записка чиновника министерства иностранных дел Раффаэлло де-Скасси о Сухум-кале и возможности торговли с Абхазией», датированная 25 мая 1820 г. по сей день является важнейшим источником по изучению природы и истории Абхазии. [1]

Потомок Раффаэлло де-Скасси - Августо Скасси, видимо, унаследовавший от своего предка страсть к путешествиям, был знаменитым российским топографом. В 1870 году он в составе экспедиции генерала Абрамова и натуралиста А. П. Федченко прошел Заравшанскую долину и нанес на карту все верхнее течение реки Заравшан и точные контуры двух горных хребтов - Туркестанского и Заравшанского. В 1877-1878 годах Скасси  занимался топографической съемкой в Фергано – Памирской экспедиции Н. А. Северцева. Первому в России ему удалось определить высоту  крупнейшей вершины Заалайского хребта на  Памире. Мы сейчас знаем ее как Пик Ленина. Эта его работа нашла отражение в новых составленных им картах, одна из которых – «Карта новых приобретений в Средней Азии» была опубликована в 1882 г. в журнале «Нива».[2] В 1884-1886 гг. А. И. Скасси в составе ученой экспедиции Русского Географического общества под руководством Г. Н. Потанина работал в Монголии, Китае и Тибете. Научное значение этой экспедиции было огромным – она значительно дополнила и уточнила труды Пржевальского. Во всех своих путешествиях Август Скасси не расставался с фотоаппаратом,  и фотосъемка  была частью его научной работы.

На Московской фотовыставке 1889 г., по сообщению газеты «классный топограф А.И. Скасси выставил виды, снятые во время ученой экспедиции Н.А. Северцева на Памир в 1877-78 гг. и работы во время экспедиции Г.Н. Потанина в Китай, Тибет и Монголию в 1884,1885 и 1886 гг.».[3]

Какое отношение имел к знаменитому путешественнику и топографу дворянин, фотограф-профессионал – Василий Аркадьевич Шабельский, работавший с 16 февраля 1896 г. в фотосалоне «А. Скасси и Ко» в Харькове на Сумской улице, в доме №10, принадлежавшем Бутову, мы доподлинно не знаем. Возможно, Августо Скасси вошел в концессию по организации фотографического дела в Харькове, а сам проживал в столице. Возможно, Шабельский взял себе иностранное имя Скасси в качестве псевдонима. Такие случаи в истории российской фотографии известны и делалось это для привлечения клиентов. В любом случае, упоминаний о том, что топограф Августо Скасси проживал в Харькове в прессе и справочных книгах того времени нами не обнаружено.

Проработав до 1903 г. по адресу Сумская, 10 фотосалон ««А. Скасси и Ко» завоевал большую популярность среди харьковчан и приезжих знаменитостей. Все работы фотографа В.А. Шабельского  отличаются  профессионализмом и выполнены на высоком художественном и техническом уровне. Однако, по неизвестным нам причинам, фотограф не участвовал в фотоконкурсах и выставках, и на его паспарту этого периода имеется всего одна довольно странная медаль – «За успехи в рисовании». Кем она выдана – установить пока не удалось. Все же это была первоклассная фотография с высокими ценами и доходами. Это помогло Шабельскому в 1903 г. приобрести в собственность, оставшееся после смерти хозяина фотографическое предприятие А.К. Федецкого на Сумской,3 с правом именоваться «А. Скасси и Ко – приемник Федецкого». По началу Шабельский даже использовал фирменные паспарту Федецкого, оттискивая на них эту фразу. Затем заказал уже свои собственные. На них были воспроизведены все медали и звания А.К. Федецкого.

Весьма любопытна заметка, опубликованная в харьковских газетах в 1907 г. и освещающая нравы, царившие в фотографической среде того времени, а так же ситуацию с авторскими правами: «Иск фотографа к фотографу. Вчера в первом гражданском отделении Харьковского Окружного Суда слушалось дело владельца фотографии «А. Скасси и Ко» г. Шабельского. Последний предъявил к фотографу Иваницкому иск в сумме 1000 руб. за самовольное распространение снимков убитого ксёндза Вагнера, с фотографического портрета работы г. Шабельского. По рассмотрению этого дела суд постановил в иске отказать, а судебные издержки отнести за счет г. Шабельского.»[4]

В конце ноября – начале декабря 1911 г. по адресу Сумская, 3 в доме, принадлежавшем наследникам Федецкого произошел пожар. «Фотография Скасси, существующая здесь лет 8, ликвидировала свои дела после пожара, и владелец ее г. Шабельский, переезжает в другой город».[5]

Фотограф Василий Аркадьевич Шабельский переехал в столичный Петербург. Уже в ноябре 1912 г. он участвует в работе экспертной комиссии на конкурсе диапозитивов в Санкт-Петербурге. В справочной книге «Весь Петроград» на 1916 г. отмечена его собственная фотография на Каменноостровском просп., дом 22-в. В Революцию и Гражданскую войну Шабельский жил и работал в Петрограде.  Приняв новую власть, он нашел применение своим силам и талантам в новых условиях. Он снимал даже выдающихся деятелей коммунистического движения в СССР.[6]   В 1927 г. В.А. Шабельский участвовал в фотовыставке «Х лет советской фотографии», где экспонировал 15 работ, выполненных на фотобумаге «Циклон».

Никаких других сведений о дальнейшей жизни и творчестве фотографа В.А. Шабельского у нас нет. Надеемся, что пока нет…


[1] Федосеева Л.Д. Деятельность Р. А. Скасси на Северо – Западном Кавказе в нач. XIX в. /Вестник АГУ, 2000

[2] «Нива»,1882, №27, с.640-642

[3] «Московские Ведомости» от 7 марта 1889 г.

[4] «Современное обозрение» от 12 января 1907 г.

[5] «Южный край» от 4 декабря 1911 г.

[6] В журнале «Фотограф», № 9-10, с. 9-10 помещен критический разбор портретов А. В. Луначарского, выполненных В. А. Шабельским.