Фотографы губернии

Федецкий Альфред-Люциан Константинович

(1857 — 21.07.1902)

Фотохудожник, кинооператор. Автор фотопортретов выдающихся деятелей искусства и культуры: П. Чайковского, И. Айвазовского, А. Глазунова, М. Кропивницкого, Н. Садовского, М. Заньковецкой, М. Медведева, М. Зембрих, В. Давыдова,  И. Кронштадского, А. Алчевского, Х. Алчевской, Л. Гиршмана, А. Бекетова, И. Слатина, К. Горского, А. Шульц-Эвлера, и многих других.

Альфред Федецкий родился в Житомире, в польской театральной семье не утвержденных герольдией дворян. Отец Федецкого – Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренером, режиссером и актером. Работал в театрах Варшавы, Кракова, Познани, Могилева. В 1851 году в Минске он организовывает собственную труппу. В 1852 году К. Федецкий вместе со своей труппой переезжает в Киев.

В связи с театральной деятельностью родители Федецкого постоянно находились в разъездах, курсируя между Киевом, Минском и Варшавой. С самого детства Федецкому, росшему в театральной среде прививали любовь к искусству. Когда пришло время определяться с будущей профессией юноша принимает решение отправиться на учебу, в первый в своем профиле Императорский фотографический институт при Венской Академии художеств (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). Венский фотографический институт был основан во второй половине XIX века и считался одним из лучших в мире.

После окончания обучения, в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев. Премудрости фотографической профессии Федецкий решил оттачивать в хорошо зарекомендовавшем себя фотоателье В. Высоцкого.

Высоцкий смог распознать огромный творческий потенциал в начинающем, но очень талантливом фотографе. Он назначил Федецкого управляющим своей мастерской, а вскоре доверил ему фотографировать «высочайших особ», гостивших в Киеве у Великой Княгини Александры Петровны.

Спустя несколько лет имя Федецкого становится известным многим киевлянам. Его работы восхищают и обывателей, и мастеров киевской сцены, и представителей «высшего света». Положительно отзывалась о профессионализме Федецкого и Великая Княгиня Александра Петровна.

            За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение переехать в другой город. Это решение базировалось, прежде всего, на уверенности в собственных творческих силах и в то же время было продиктовано жгучим желанием в полной мере реализовать знания, полученные от признанных мастеров фотографии.

Финансово и морально Альфред Федецкий уже был готов вести собственное дело. Фотоателье он решил открыть в Харькове – динамично развивающимся городе, считавшимся крупнейшим фотографическим центром Юга России, где сконцентрировались значительные силы специалистов.

В начале лета 1886 года молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернатора Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина в доме, на Екатеринославской улице № 6.[2]

Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.

Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.

В сентябре 1888 года на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали (L’union fait la forse / Союз и сила).[3] В ноябре того же года он удостоился «Высочайшей благодарности» императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, не далеко от станции Борки.[4] Эти снимки в дальнейшем сыграют важную роль в судьбе Федецкого.

Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий подарил Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставке в Москве 7 января 1889 года.[5] Такой же альбом фотограф преподнес королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его именной золотой медалью.[6] Подобной награды, по имеющимся сведениям, не удостаивался ни один из российских фотографов.

            К событиям, связанным с крушением царского поезда, Альфред Федецкий обращался неоднократно. Так, к примеру, он произвел 17 октября 1888 года серию снимков моментов освящения храма на месте катастрофы. 20 мая 1891 года запечатлел закладку храма в Спасовом Ските «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы». Несколько фотографий Александра III Федецкий сделал во время приезда императора в Харьков 14 июня 1894 года. Фотограф запечатлел императора во время освящения Спасового Скита и связанных с этим событием торжеств.[7] 20 августа 1898 года Федецкий сделал серию снимков приезда Николая II к 10-летию «чудесного избавления» царской семьи во время крушения поезда.

Приведем в хронологическом порядке, полученные им награды от «высочайших особ»: «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда (28.11.1888); Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда (14.01.1889); Бриллиантовый перстень (21.01.1889); Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда (28.03.1889); «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда (12.09.1889); «Высочайшая благодарность» (17.09.1889); Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича (11.12.1892); Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках (29.07.1894); «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны (31.12.1894); Бриллиантовый перстень» от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита (23.08.1898).[8]

            1888–1891 годы становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых – Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888), Золотой медали от короля Дании Христиана IX (1889) и Золотой медали от императора Германии Вильгельма II (1889), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale, 1889), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle, 1889), Золотой медалью Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts, 1890), Золотой медалью Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale, 1890), Золотой медалью на Международной выставке в Лондоне (1891) и высшей наградой – почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (Diplome d’ honneur, 1891).[9]

В июле 1889 года, Федецкий посетил всемирную индустриальную выставку в Париже, которая проводилась с интервалом в одиннадцать лет. Выставка была приурочена к 100-летию французской революции и стала одной из крупнейших в мире. Используя эту выставку Франция хотела доказать свое превосходство в областях техники, науки и культуры. Главными достопримечательностями выставки стали Эйфелева башня, Галерея машин, Дворец искусств и другие достижения. В огромных павильонах были представлены новейшие технические изобретения – телефон, фонограф, воздушный шар. В рамках индустриальной выставки демонстрировались достижения и в области фотографии. Среди экспонировавшихся работ лучших фотомастеров мира были выставлены и фотографии «А. Федецкого из Харькова». Одна из нескольких Золотых медалей Парижской индустриальной выставки была присуждена Альфреду Федецкому.

В 14 марта 1893 года Федецкий сделал четыре снимка П.И. Чайковского во время приеезда композитора в Харьков. Чайковский высоко оценил мастерство выдающегося харьковского фотографа. В своих письмах друзьям в течение апреля-сентября 1893 года, он весьма лестно отзывался о Федецком, называя его «первокласснейшим фотографом».[10] В июле 1894 года Федецкий удостоился золотой медали за фотопортрет Чайковского на Антверпенской выставке.[11] Эта золотая медаль стала двенадцатой в послужном списке мастера светописи.

            В 1896 году Федецкий всерьез увлекся экспериментами в области рентгеновской фотографии, звукозаписи и кинематографа. По сообщениям газет первый опыт по «фотографированию невидимых объектов» Федецкий провел 21 января 1896 года.[12]

К этому времени относятся и первые эксперименты Федецкого  в области кинематографа. В харьковской прессе появляются сообщения о приобретении Федецким съемочного киноаппарата. Первые документально подтвержденные киносъемки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинетографическую пленку перенесения иконы Озерянской божьей Матери по ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты».[13]

Киносеанс Федецкого, устроенный в помещении оперного театра 2 декабря 1896 года, вызвал восторженные отзывы в прессе. Рецензенты отмечали высокое техническое качество съемки, особо выделяя то поразительное впечатление, какое оставила демонстрация фильмов на невиданном по размеру экране. Атмосферу этого просмотра хорошо передает отзыв в газете «Южный край», в котором в частности подчеркивалось, что съемки Федецкого заслуженно вызывают бурные аплодисменты зрителей.

Во время своих кинематографических экспериментов Федецкий не забывал о своей основной профессии. В 1897–1900 годах Федецкий очень плодотворно сотрудничает со многими специализированными фотографическими изданиями. Его работы украшают самые известные журналы Москвы и Петербурга.

В 1897 году фотографический ежегодник П.М. Дементьева опубликовал несколько фоторабот Федецкого. В 1898 году высокую оценку общественности получил «Этюд» А. Федецкого, помещенный в московском журнале «Фотографическое обозрение». В том же году во время пребывания в Харькове И. Айвазовского Федецкий сделал несколько снимков. В знак благодарности художник подарил Федецкому картину своей кисти – чудный морской вид с надписью: «В знак глубокой моей признательности за чудно исполненные вами фотографические портреты».[14]

В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. Об этом свидетельствует статья в варшавском фотографическом журнале «Swiatlo», в которой шла речь о технологии изготовления цветных диапозитивов по методу Федецкого. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы, и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору».

В 1900 году московском журнале «Фотографическое обозрение» были опубликованы два снимка М. Заньковецкой, названные «Интернациональные образцовые портретные снимки».

            В 1901 году Федецкий изобретает новый способ фотографического производства, который современники охарактеризовали как «очень интересное открытие, сделанное в области фотографии». Речь шла о целиком новом методе съемки, который позволял очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой. Журнал «Фотографическое обозрение» в марте 1901 года посвятил изобретению специальное сообщение, в котором указывалось, что «новый способ являет собою огромнейший прогресс в деле фотографии и имеет блестящее будущее».[15]

Много сил и энергии Федецкий отдает реализации нового проекта – открытию первого в России фотографического института. Этот проект становится главной целью его жизни.  Однако, этому полезному начинанию так и не суждено было воплотиться. Помимо социальных и общественных обстоятельств, помешавших реализации проекта имели место причины личного характера. В конце 90-х годов врачи выявили у Федецкого серьезную болезнь сердца.

Жизнь Федецкого оборвалась неожиданно. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в Минске по дороге в Берлин. Был похоронен в Харькове на Иоанно-Усекновенском кладбище.


[1] Статья подготовлена В. Миславским.

[2] ГАХО Ф.3, оп.281, ед.хр.197, л.5.

[3] Харьковские губернские ведомости. – 1888. – 3 октября. Об экспонировании фоторабот А. Федецкого на Всемирной фотовыставке в Брюсселе сообщалось и в газете «Южный край» от 18.06.1888 года.

[4] Харьковские губернские ведомости. – 1888. – 30 ноября.

[5] С места крушения царский поезд отбыл в Харьков утром 18 октября. См. Степанов В. Крушение царского поезда // Курская правда. – 2003. – 31 января.

[6] Южный край. – 1889. – 15 января.

[7] Харьковские губернские ведомости. – 1894. – 15 июня; Южный край. – 1894. – 5 августа.

[8] ГАХО Ф.3, оп.282, ед.хр.771, лл.14–15.

[9] ГАХО Ф.3, оп.282, ед.хр.771, лл.14–15.

[10] Чайковский П.И. Полное собрание сочинений в 17 т. М., 1971. Т. 17. – С. 77.

[11] Харьковские губернские ведомости. – 1894. – 20 августа.

[12] Харьковские губернские ведомости. – 1896. – 21 января; Южный край. – 1896. – 24 января. В Петербурге подобный опыт провели на день позже. 22 января 1896 года профессорами Петербургского университета Боргманом и Егоровым была сделана фотография кисти женской руки. Одновременно опыты с рентгеновскими лучами проводились в физическом кабинете Императорской Военно-Медицинской Академии в Петербурге. Ф.И. Блюмбах под руководством профессоров И.А. Лебедева, Н.Н. Георгиевского, Н.В. Доброхотова сделал снимки кисти руки и скелета лягушки. См. Новый ряд лучей // Русский фотографический журнал (СПб). – 1896. – № 2. – С. 32; Фотографический вестник (СПб). – 1896. – № 2. – С. 27.

[13] Южный край. – 1896. – 1 октября.

[14] Харьковские губернские ведомости. – 1898. – 6 июня.

[15] Харьковские губернские ведомости. – 1901. – 1 апреля.