Фотографы губернии

Лещинский Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич Лещинский

(20.08.1867 – 5.10.1927)

            Михаил Яковлевич Лещинский родился 20 августа 1867 г. в маленьком городке Грайворон Курской губернии в бедной семье отставного солдата, служившего во время царствования императора Николая I. С детских лет, не смотря на большие способности и тягу к знаниям, будущий фотограф был вынужден идти на заработки, что бы помочь семье. Уже в юности он довольно долго проработал в различных кустарных мастерских, и, выделяя часть средств на приобретение книг, одновременно занимался самообразованием. По счастливому стечению обстоятельств 1889 г., 22-х лет отроду он поступил в одну из фотографий на станции Лозовая Павлоградского уезда Екатеринославской губернии в качестве ученика. Именно здесь, в Лозовой, М. Лещинский понял, что он нашел то дело, в котором он может сполна проявить свои способности и свое художественное дарование. Очень быстро усвоив технические премудрости фотографического дела того времени, он полностью отдался художественной стороне фотографии, изучая произведения, как русских, так и зарубежных художников-живописцев.  

            Уже в 1897 г. М. Я. Лещинский открыл в Харькове собственную фотографию «Русская Светопись» на Екатеринославской улице в доме 24. Это, на первый взгляд, незаметное событие, оставило большой след в истории отечественной фотографии – харьковский фотограф М.Я. Лещинский открыл первое в Российской Империи фотографическое ателье для съемки при электрическом освещении. И даже в 1902 г. харьковская пресса отмечала единственный вечерний электрический павильон у Лещинского на Екатеринославской улице.[1] В последующие годы, вплоть до 1920–х гг.  М.Я. Лещинский несколько раз сменил адрес своего ателье. В 1906-1909 гг. оно располагалось по ул. Сумской, 11, где фотограф арендовал помещение под павильон у доктора М.Д. Гинзбурга. У него же он арендовал в соседнем доме пять комнат, в которых проживал с семьей. Фотографию «Русская светопись» на Сумской, 11 можно увидеть на нескольких дореволюционных почтовых открытках. Например, в издании Кноппинга и «К.П.».  Очень недолго (1911 г.) существовала его фотография на углу у Харьковского моста. Затем он открыл большой павильон в одном из самых бойких мест в городе - на Сергиевской площади у Лопанского моста. В первый же год работы в павильоне из-за неосторожного обращения с огнем, произошел пожар.[2] Однако, не смотря на это, фотография «Русская Светопись» успешно работала на этом месте вплоть до послереволюционных годов. Так как вид на Лопанский мост и улицу Екатеринославскую пользовался большой популярностью у издателей открыток с видами Харькова, фотосалон Лещинского можно увидеть на многих открытках, изданных в это время.  

Все приезжавшие в Харьков артистические знаменитости из обеих столиц снимались, как правило, в первоклассных фотографиях А. Федецкого, А. Иваницкого и «Скасси и Ко». Звезды харьковской сцены предпочитали чуть более демократичное, но не менее престижное фотографическое заведение «Русская Светопись» фотографа-художника Михаила Лещинского. Именно благодаря его мастерству, мы сейчас можем увидеть сцены из спектаклей Харьковского городского театра Н.Н. Синельникова, Харьковской оперы и многих других. Наряду с обычными студийными фотографиями харьковских обывателей М.Я Лещинский выпустил большое количество фотооткрыток с портретами харьковских актеров. Это портреты В.М. Петипа, Е. Полевицкой и многих других. Выпущенные на простой открыточной фотобумаге, на адресной стороне которой ставился маленький оттиск резинового штемпеля, эти открытки пользовались большим успехом у заядлых харьковских театралов и собирателей открыток. Это было время, когда зародилась традиция – собирать портреты любимых актеров, сохранившаяся до наших дней.

М.Я. Лещинский был участником и призером множества фотографических выставок и конкурсов. В 1903 г. он был удостоен золотой медали и довольно большой (22 ф. с.) денежной премии на Международной выставке в Лондоне, проходившей в Хрустальном дворце. В том же году получена золотая медаль на Международной выставке в Риме, медали на Витебской фотовыставке и Международной выставке в Москве, на которой «требовались произведения, представляющие исключительно художественный интерес, по выбору сюжета, его освещению и способу передачи».[3] Но эти успехи не остановили М.Я. Лещинского в развитии своих творческих сил и своего образования: он поступил в Мюнхенскую фотографическую школу, курс которой закончил в 1904 году. С этих пор он регулярно посещал страны Западной Европы с целью совершенствования своего фотографического мастерства.  Как фотограф – профессионал Лещинский принимал участие в работе жюри фотовыставки Харьковского отделения Императорского Российского Технического Общества 20 октября – 1 ноября 1909 г. и  состоял членом экспертной комиссии  2-ой фотовыставки того же Харьковского отделения в 1912 году.[4]  В 1911 г. журнал фирмы «Кодак» «Профессионал – фотограф» публикует шесть фотографий М. Я. Лещинского, а в 1916 году – восемь. Журнал писал: «вполне можно сказать про фотографа г-на Лещинского, известного как одного из самых лучших фотографов на всем юге России». Публиковал фотограф свои работы, посвященные харьковскому театру и в театральных журналах. В частности, в столичном журнале «Театр и искусство» №2 за 1911 г., воспроизведены две фотооткрытки со сценами из спектакля «Поле брани» в постановке Харьковского городского театра.

Исключительный интерес представляет оформление паспарту, на которые Лещинский  наклеивал свои фотографии. С полной уверенностью можно сказать, что у него были одни из самых красивых паспарту в городе Харькове. И если в то время, когда его мастерская находилась на Екатеринославской, 24 он широко использовал в их оформлении герб Харькова, то после открытия фотографии на Сумской, 11 у «Русской Светописи» появились необычайно красивые паспарту. На них мы можем увидеть и герб Российской Империи, и вид на сам фотографический салон, и на дом, где проживал фотограф, и весь комплект наград, полученный им к этому времени на выставках. Любопытны и рекламные надписи, имеющиеся на паспарту. После открытия мастерской у Лопанского моста вид паспарту остался прежним, только исчезло изображение дома на Сумской улице. Имел М. Я. Лещинский и другие заслуги перед Отечеством, так как кроме предпринимательской деятельности служил на государственной службе как фотограф при местах заключения. В 1910 г. за ревностное отношение к исполнению принятых на себя обязанностей фотограф награжден Высочайшей наградой – серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте.[5] Во время революции 1917 г. и Гражданской войны М. Я. Лещинский продолжал работать в Харькове. Известны фотооткрытки  со сценами из спектаклей «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» по пьесам А. П. Чехова, выпущенные  летом 1919 г. во время гастролей в Харькове, так называемой, Качаловской труппы актеров Московского Художественного театра.

Видимо благодаря своему происхождению М.Я. Лещинскому удалось договориться с новой властью, и в начале 1920-х годов он организует фотографию при Украинском ЦИК уже под названием «Красная Светопись». Можно предположить, что это была такая форма национализации собственной фотографии Лещинского, при которой ему удалось сохранить свою жизнь и любимое дело. «Красная Светопись» расположилась в самом центре Харькова на площади Тевелева в здании гостиницы «Красная» (бывшая «Метрополь»). Ее мы так же сможем обнаружить на различных открытках с видами первой столицы Советской Украины, выпущенных в середине 20-ых годов. В годы НЭПа Лещинский продолжал выпускать открытки с фотографиями артистов, проставляя сзади штемпель с указанием на «Красную Светопись». В эти годы фотограф много снимал виды Харькова. Некоторые из этих снимков публиковались в  харьковском журнале «Всесвіт» и даже в новом московском журнале «Огонек». 5 октября 1927 г. фотограф Михаил Яковлевич Лещинский скончался в Харькове.[6]


[1] Газета «Харьковские Губернские ведомости» от 17 октября 1902 г.

[2] Газета «Утро» от 12 декабря 1914 г.

[3] Газета «Харьковские Губернские ведомости» от 24 марта 1903 г.

[4] Журнал «Фотографические новости» 1912 г.   № 4,  Стр. 70

[5] Газета «Харьковские Губернские ведомости» от 30 мая 1910 г.

[6] Некролог. Фотограф М. Я. Лещинский. Журнал «Фотограф», М:, 1928 г., № 3-4, стр. 127