Фотографы губернии

Мишон Александр Михайлович

Мишон Александр Михайлович

(1858 - 1921)  

Фотограф, издатель, журналист и родоначальник азербайджанского кино.

В 1870 г. в городе Славянске Изюмского уезда Харьковской губернии, что неподалеку от Святогорского монастыря, на Соборной площади в здании местной гостиницы начало работать заведение под названием «Фотография господина Мишона». Хозяин его – Михаил Мишон, человек сложной и необычной судьбы. В 1854 г. он – крестьянин села Высшего-Крапивного Гайсинского уезда Подольской губернии, бежал от своего помещика, приобрел документы на имя дворянина Игнатия Ивановича Березовского, жил и работал под этим именем в Таврической, Херсонской и Екатеринославской губерниях. Вначале – фельдшером, а потом, обучившись, – фотографом. В 1857 г. он женился, и в семье родилось трое детей. Александр, видимо, первенец, родился, как нам удалось установить, в 1858 г.[1] Через семь лет после отмены крепостного права Михаил Мишон обратился к Государю с покаянным прошением о возвращении собственного имени и помиловании. Просил он так же о приписке его к мещанскому сословию Харьковской губернии.[2] Так Александр Михайлович Мишон, унаследовал от отца (ил.1) не только профессию фотографа и фотографическое заведение (ил.2), но и сложности, связанные с неопределенным сословным положением. Эти проблемы наложили отпечаток и на юридическую сторону оформления фотографического предприятия.[3]

Родственники А.М. Мишона, живущие в Воронеже и сегодня доподлинно не знают историю своей фамилии, так его внук Виталий Михайлович Мишон, профессор Воронежского университета считает, что «Мишон это... подлинная фамилия его матери Виолетты Мишон, вывезенной из Франции гувернантки. Отец же его - последний из рода польских шляхтичей Томаш-Березовских,[4] в возрасте 9 лет был сослан в Россию после того, как его родственники организовали в Польше беспорядки (восстание 1820 – 1830 г.г.)».

Известный русский писатель, журналист и путешественник Василий Иванович Немирович-Данченко, брат знаменитого театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, посетив в конце 1870-х годов Святогорский Успенский монастырь в Изюмском уезде Харьковской губернии, в 1880 г. опубликовал, книгу очерков и размышлений «Святые Горы».  Здесь, в этой книге, мы встречаем и имя нашего героя, начертанное копотью на стене подземного хода, пронизывающего меловую Святую Гору  до самой вершины. Его перу принадлежат следующие иронические строки: «Богомольцы обожгли меловой потолок свечами и черные кресты понаделали, точно на белой ризе. Сбоку надпись копотью: «Богу – раб, царю – коллежский асессор Иван Трофимов». Какой-то француз Мишон здесь же увековечил себя. «И я – Шимановская», вписалась рядом какая-то умница».

Человек неординарный, одаренный, достаточно образованный, Михаил Мишон сумел эти качества передать своему сыну Александру. Уже в 1877 – 1883 г. г. Александр присылает корреспонденции в «Харьковские Губернские Ведомости»,[5] пытается завести в Славянске типографию и издавать газету «Листок Славянских Минеральных Вод». Не получив на издание разрешения, он открывает в 1883 г. в Харькове на углу ул. Московской и пер. Слесарного  фотографию.[6] Фотографическое предприятие в Харькове, видимо, не стало успешным, и по этой причине, а возможно, и по другой, не известной нам, А.М. Мишон не позднее 1885 г. переезжает в г. Баку.[7] В Закавказье он  переживает взлет своей карьеры, длившийся примерно 23 года.

В 1888 году он открывает фотографическое заведение на Торговой улице города Баку в здании гостиницы «Империал». Уже в 1891 г. Мишон участвует в Санкт-Петербургской фотографической выставке. «Мишон из Баку  выделяется громадными снимками восточных городов. Для провинции работы очень хороши».[8]  Жюри выставки присудило Мишону бронзовую медаль «За увеличение снимков».[9]

 В начале ноября 1894 г. он среди активных деятелей Бакинского фотографического кружка. Занимает должность секретаря общества. Ведет большую общественную и научно-популяризаторскую работу. Например: «24 и 27 ноября читались лекции г. А.М. Мишон по истории фотографии, привлекшия, несмотря на дурную погоду, много слушателей».[10] На выборах членов и кандидатов в фотографическое бюро набирает самое большое количество голосов – 29. Занимается открытием и оборудованием помещения Фотографического общества в городе Баку «у Богировского сквера, дом Богирова». Предположительно, работает в редакции «Ежегодника» Баку. Его собственная фотография в эти годы располагалась в Баку на Михайловской ул. в доме Тагиева.

В августе 1896 г. на заседании Бакинского фотографического кружка уже под Председательством А. М. Мишона было решено в сентябре месяце текущего года устроить фотографическую выставку членов кружка. В течение трехнедельной выставки предполагалось устраивать вечера и показывать «публике последнее изобретение в области фотографии – кинематограф Люмьера, с помощью которого получается возможность представить зрителям на экране любое событие, всякую сцену из жизни с движением участвующих в ней фигур и предметов, в высшей степени эффектно».[11]

               К этому же году относится  сообщение «об открытии директором Бакинского реального  училища  Евгением Каменским (он на первых порах был председателем Бакинского фотокружка) лучей, обладающих фотохимическим действием и об опытах секретаря Бакинского  фотографического  кружка Мишона,  за  одиннадцать  лет  до сообщения Рентгена[12] получившего снимки,  аналогичные рентгеновым».[13]

               Через два года «Мишон показал несколько видовых картин, которые он создал при помощи камеры Люмьера, усовершенствованной инженером Карпентье. Эти фильмы о Кавказе и центральной Азии будут представлены на всемирной выставке в Париже и показаны лишь однажды в Баку 1 августа в цирке Васильева. В этих фильмах: результат пожара на нефтяных промыслах в Биби-Эйбате, церемония встречи Его Величества Эмира Бухарского, прибытие великого князя Алексея и сцены из комедий».[14] Вот известные его работы, где он выступал как режиссер, сценарист и оператор одновременно:

   1.Пожар нефтяного фонтана в Биби ­- Эйбате, 35сек.

   2.Нефтяной фонтан в Балахны - Сураханы, 35сек.

   3.Встреча Эмира Бухарского в порту.

   4.Прибытие Великого Князя Алексея.

   5.Илишдим (Зацепило). Юмористический сюжет, происходивший в одном из садиков Баку.

               К концу XIX – началу ХХ века фотограф обзавелся собственной типографией – фототипией, в которой издавал и печатал по своим фотографиям и фотографиям других фотографов открытки с видами улиц и зданий Баку, нефтяных промыслов, порта и других местностей и видов Азербайджана (ил.3).[15] Кроме этого А. М. Мишон издавал и печатал газеты и журналы, например журнал «Кавказ и Средняя Азия», где публиковались его снимки и корреспонденции.

               Не позднее октября 1908 г. А. М. Мишон вернулся в Изюмский уезд.[16] Здесь в Изюме он издает фотографическим способом несколько серий почтовых открыток. На сегодняшний день нами выявлены 17 различных видов, на которых изображены г. Изюм и его окрестности. Все открытки отпечатаны на различных фотобумагах и датируются по почтовым штемпелям 1910 – 1912 гг. У  большинства на обороте напечатаны почтовые реквизиты, но есть и просто разлинованные, без надписей. Несмотря на общую стилистику оформления лицевой стороны большинства открыток, мы выявили 4 серии.

   Серия № 1. Виды  Изюма и его окрестностей.

1.Изюм. Вид с моста (ил. 4).

2. Изюм. Донец при луне.

3. Изюм. Из-за Донца.

4. Изюм. Мельница Дьяченко.

5. Изюм. Мельница Дьяченко. ( Воспроизведен фрагмент предыдущей открытки).

6. Изюм. На окраине.

7. Изюм.  Народный дом (ил. 5).

   Серия № 2. Виды  Изюма и его окрестностей.

1.  В лесу у Гончаровки.

2.  Окрестности Изюма (ил. 6).

3. В Святогорском лесу (опубликована).[17]

4. Реальное училище.

5. Вид Изюма с Николаевской церкви.

6. Городской дом. Каланча. Женская гимназия (ил. 7).

   Серия № 3. Виды  речки Северский Донец.

1.Без названия. (С негатива «Донец при луне», ил. 8).

2. Без названия

На обоих экземплярах имеется собственноручная подпись А. Мишона черными чернилами в правом нижнем углу на белом поле  Здесь, возможно, сказалось нежелание монтировать негативы с подписями с целью ускорения выхода издания или его удешевления. Возможно, это пробные экземпляры.

   Серия № 4. Сувенирные виды.

1.Привет из Изюма. (Фотомонтаж.  Вид изюмского Собора  в  «Палитре», ил. 9)

2.Затянуло льдом. С. Донец у Изюма. (Фотомонтаж. Стилизовано под картину в раме, ил. 10)

           Сравнительный анализ открыток А.М. Мишона с открытками других издательств позволил установить, что фотографом по своим негативам была заказана также большая серия открыток видов Изюма в московской фирме «Гелиос» у издателя Михаила Александровича Келеберды. Эти открытки издавались фототипическим способом печати.

Параллельно с выпуском открыток и занятием фотографией А.М. Мишон издает  в 1911 г. газету «Северо-Донецкий Край», а в 1913 г. открывает фотографию и цинкографию в Харькове на Екатеринославской ул. в доме 34. (ил. 11).

 По предположению Елены Витальевны еще в Баку А.М. Мишон увлекся революционными идеями и, возможно, вследствие событий Первой русской революции преуспевающий фотограф и издатель вновь оказался в 1908 году в Изюме, где открыл фотографическое заведение.[18] Всем известно, как сильно события 1917 – 1921 гг. изменили и всколыхнули Россию, как круто изменились судьбы многих наших соотечественников в эти годы. Занимался ли А.М. Мишон революционной деятельностью в начале ХХ века, мы  не знаем. Но совершенно точно можно сказать, что в 1917 г. или 1918 г. А. М. Мишон появился в Воронеже «в должности... Председателя Ревтрибунала..., и больше никогда в жизни фотографией не занимался».

В 1921 году во время подавления Антоновского мятежа, А.М. Мишон выехал в Москву, чтобы  добиться смягчения участи приговоренных к расстрелу крестьян. «Под Мичуринском на поезд напали бандиты. Его избили. Он вернулся домой. В городе был голод. Зять (муж дочери Валентины) отвез его подлечиться к своим родственникам в г. Бузулук Оренбургской губ., где он вскоре умер», – так пишет нам о последних годах жизни своего прадеда Елена Витальевна Мишон.

В 2001 г. в столице Марокко проходила ассамблея Международной федерации киноархивов (FIAF). В честь принятия Азербайджана в члены этой представительной организации, директор Архива кино Франции госпожа Мишель Обер передала     представителям азербайджанской делегации первые два киносюжета снятые А.М. Мишоном в Баку в 1898 году.  Второго августа, в годовщину премьерного показа А.М. Мишоном своих кинолент, в соответствии с указом Президента Гейдара Алиева в Азербайджане ежегодно торжественно отмечают День  кино. А фотограф, издатель и журналист Александр Михайлович Мишон признан родоначальником азербайджанского кинематографа.



[1] В газете «Харьковские Губернские Ведомости» от 24 июля 1879 г. в призывных списках по Изюмскому уезду значится: «Мишон, он же Томашек Александр Михайлович, – не причислен ни к какому званию (имеет право на льготу по семейному положению)». Согласно уставу Российской армии от 1874 г., призыву на военную службу подлежали лица в возрасте от 21 года до 43 лет. Служили 18 лет, из них 5 лет «под знаменами» и 13 лет в запасе. Из всего годного к службе населения рекрутировали всего одну треть – выбирали по жребию. При этом практиковалась широкая система льгот, как правило, по семейному положению и здоровью. Лица, имеющие льготы, из жеребьевки исключались. Таким образом, А. М. Мишон  в армию призван не был. Если на момент опубликования призывных списков Мишону исполнился 21 год, то годом его рождения можно считать 1858 г.

[2] ГАХО Ф.3, оп.234, ед.хр. 96.

[3] «Статистический листок» Харьковской губ. №12, декабрь, 1882 г., стр.188 – «Фотографии…в г. Славянске 1) Веры Ивановны Мишоки (Sic! – видимо опечатка), жены государственного крестьянина Подольской губернии, Гайсинского уезда, села Низшей Крапивны (разрешено к открытию 16 июля 1878).

[4] Интересно в этой связи упоминание А. Мишона, под фамилией Томашек в призывных списках Изюмского уезда.

[5] ХГВ, 6 ноября 1877 г.

[6] ХГВ, 13 октября 1883 г.

[7] В книге православного Николаевского собора г. Баку имеется запись о рождении в 1885 г. в семье харьковского мещанина Александра Михайловича Мишона и его жены Аглаиды Васильевны дочери Юлии. (Сообщено председателем Лютеранского общества Азербайджана Т. Ф. Гумбатовой). Интересно, что Аделаида Васильевна Мишон (жена Харьковского мещанина) 24 марта 1889 г. получила разрешение на открытие фотографического заведения в г. Изюме (ГАХО Ф.4, оп.111, ед.хр.474).

[8] «Новое Время», 19 марта 1891 г.

[9] «Новое время», 4 мая 1891 г.

[10] Фотограф-Любитель, 1895, № 2., С.43.

[11] Фотографический вестник, 1896, № 8., С.189.

[12] Курсив авторов.

[13] Природа и люди, № 28, 1896 г.

[14] «Каспий» от 2 августа 1898 г.

[15] Г. Арзуманов «Мой Баку» // Советский коллекционер, № 10 за 1972 г., Сс.108,116.

[16] В иллюстрированном приложении к газете «Южный край» от 26 октября 1908 г. опубликованы четыре репортажных снимка А. М. Мишона с Сельскохозяйственной и промышленной выставки в Изюме.

[17] Г.М. Киркач «Святые горы. Каталог почтовых открыток конца  XIX – начала ХХ столетия» // Славяногорск. 1998 г.

[18] ГАХО Ф.4, оп.156, ед.хр.792, л.43 об.-44 об.