Историческая записка о Святогорском монастыре (И. В. Малиновский)

Иван Васильевич Малиновский

(Стратилатовка – Каменка Изюмский уезд)

Харьковской губернии Изюмского уезда в имении помещика Г. действительного статского советника и кавалера Александра Михайловича Потемкина, нынешнего Санкт-петербургского губернского предводителя дворянства находится древний Святогорский монастырь и до сего времени с довольно хорошо сохранившимся от разрушения пещерами, доставшийся ему Г. Потемкину по наследству со всею вотчиною до 4 тыс. душ крестьян и земли 9 тыс. десятин, да разного рода леса 18 тыс. десятин от княгини Юсуповой, а ей от Энгельгардта, а ему от Светлейшего Князя Потемкина. Монастырь сей расположен от города Изюма в 35 верстах, с правой стороны реки Северного Донца, у подошвы крутой поросшей большею частию сосновым лесом горы, построена Успенская каменная церковь, а на другой смежной с нею меловой высоко-отвесной стоящей горе, в образовавшихся пяти конических меловых значительной высоты возвышениях, высечена в трех небольшая церковь и келии, куда в день Успения Пресвятые Богородицы обращаются во множестве усердные молельщики к явленной иконе Св. Николая, а расчетливые торговцы пользуются выгодами ярмарки и на противоположном берегу между живописно разбросанными столетними дубами, расставляют лавки, балаганы, привозят разного рода товары: предметы роскоши, необходимости и в особенности по времени года сбывается с выгодою медь, воск, соль, лук, чеснок и разные фрукты.

Все касающееся до сего Монастыря действительно должно считать древностию, и основание оного или обитание в оном иноков и отшельников, без всякого сомнения отнести можно к первым векам Христианства в России (смотри Историю Государства Российского Карамзина т. II, с. 162) О сей стране упоминается, что в 1111-м г. одержана над половцами победа вблизи Святогорска монастыря на реке Сальнице (ныне Берека) и неоспоримо, что наидревнейшее место уезда есть Святогорской монастырь, ибо в Истории Государства Российского (том VIII с. 281 Карамзина) уже положительно упоминается: «что в 1555 году Государь царь Иоанн Васильевич послал воеводу Шереметева из Белева Муравскою дорогою с 30 тыс. боярских стрельцов и козаков в Мамаевы луга к Перекопу, чтобы отогнать стада ханские. Но Дивлет-Гирей от Изюмского кургана своротил влево, имея тысяч 60 войска. Шереметев находясь близ Святых гор и Донца, открыл сие движение неприятеля, уведомил Государя и пошел в след за ханом к Туле».

Но ископание пещер, требуя много времени, не могло быть во время пребывания Батыевых полков, а вероятно уже сделано было до их нашествия, когда гонимые христиане искали тайных убежищ для исповедания православной веры. Современность от ископания сих пещер с Киевскими есть несомненная достоверность, ибо сия страна представляет те же выгоды для обитания, и даже можно полагать, что по реке Северному Донцу, была населена до времен Владимира Великого, а до нашествия Батыева находилась в цветущем состоянии; хотя с учреждения Изюмского Казачьего полка в царствование Царя Алексея Михайловича, места сии представлялись пустынями, по беззащитности, но что Святогорский Монастырь обитаем был и в то время верными Христианами, иноками и отшельниками, на что хотя Исторических доводов представить фактически невозможно, но вероятно потому, что страна сия вмещавшая все выгоды к жизненными потребностям и торговли, плодоносную почву, тучные пажити, леса, наполненные зверями, соляные Озера, прелестные виды по реке Северному Донцу, умеренный климат, близость престольного града Киева, страна сия составлявшая промежуток между Столицею Пространнейшего Государства, Азовским морем и Фанагориею, (прежним Таманом) бывшею удельным Российским Княжеством, под именем Тмутаракани, конечно была обитаема более, нежели как история нам представляет и находилась в цветущем состоянии.

Обращаясь снова к описанию видимых памятников сего Монастыря, первое внимание наше поражено пещерою, которая как бы самою природою в крепком меловом грунте укреплена кремнистыми слоями, утверждающими свод, и идет снизу от реки Северного Донца вверх во 160 саженей, а с оборотами до 200 с лишком саженей, имея по бокам разные Келии, выходя разными излучинами на меловую сие с одной стороны примыкающую к горе, а с другой от реки Донца отвесную скалу. Все сие свидетельствует усердие тогда утесняемых Христиан сохранить исповедание истинной Православной веры, и вместе с тем показывает, что пещера ископана в древности, по владычествовавшему тогда между иноками духу жить отдельно от прочей братии, подобно киевским затворникам.

Если в древности сей скит не назывался еще Монастырем, но после с умножением братии принят сие название, то все же из сказанного выше явствует, что здесь и в самое нашествие Батыя, во время самого опустошения сей цветущей страны, и потом в диком состоянии (Ист. Гос. Рос. том XI стр. 106 где говорится о построении Цареборисовской крепости в 1600 г.) до самого населения слободами Изюмского Казачьего полка, всегда обитали Российские Христиане, стекавшиеся туда по святости места. Они жили в пещерах и келиях, в скале ископанных, как в неприступных местах, имея своих священников и церковное служение.

А что в сии свидетельства относятся точно к сему, а не к иному Святогорскому Монастырю, то подтверждают: 1) Изюмский Курган, который не есть холм горы именуемый теперь Кремянцем, у самого города Изюма лежащий, но есть и теперь видная Могила, на вершине речки Изюмца, в двух верстах от села Бугаевки, владения Г. Донец-Захаржевского, предок коего был основателем сего края. 2) Проходящая у сего Кургана Муравская дорога, до сих пор у чумаков под сим именем известна, идет даже до Тулы.

Есть старожилы, и помнят в полном блеске Святогорской Монастырь при его Архимандрите когда отовсюду стекались усердные Христиане, для принесения молений своих Милосердному подателю всех благ и утешителю скорбящих, а особенно с тихого Дона набожные Донцы с богатыми дарами и теплою верою к образу Святителя Николая в Пещерской церкви явившемуся.

В истории Российской иерархии между прочим напечатано: Святогорский Успенский Изюмский бывший мужской Монастырь, в Изюмском уезде на правом берегу реки Северного Донца от города Изюма в 30-ти, а от губернского города Харькова в 154 верстах, в лесу под меловою горою, в которой монахи до построения еще сего монастыря жили для безопасности от набегов татар, в выкопанных ими пещерах саженей на 200, в конце которых наверху горы при выходе устроена Церковь во имя Святителя Николая и с двух сторон каменным зданием, а алтарь высечен в горе меловой, в пещерах пять келий и в церкви деревянные две; в церкви сей совершается священнослужение в воскресные и праздничные дни.

В нынешнее время до возобновления, в бывшем монастыре сем находились здания: Соборная Церковь во имя Успения Божиея Матери каменная, у подошвы восточной стороны Святых гор, по берегу реки Северного Донца, сооруженная в 1698 г. тщанием Изюмского половника Федора Владимировича Шидловского, в то время, когда в Украине образовались Слободско-украинские полки для защищения этой страны от набегов Татарских; освящена в 1708 г. мая 20 дня. Колокольня каменная же, с подъездными воротами, келии настоятельские на каменном фундаменте каменные, под ними два каменных выхода (погреба). Монастырских для послушников деревянных же келий 12-ть, две гостиных и амбаров каменных два, ограда вокруг Монастыря каменная, мерою на 170 саженей, в вышину 4 аршина.

Из начальствующих лиц сей обители, известны частию из Книг Церковной Иерархии, а частию из бумаг, имеющихся в Изюмском Духовном правлении и другим сведениям; В 1624 г. Игумен Симеон; 1664 строитель Иеромонах Кирилл; 1665 – строитель иеромонах Гавриил; 1680 Архимандрит Иоиль, взятый татарами в плен; 1726 Архимандрит Илларион Григорович; 1729 Архимандрит Митрофан Шейков; 1738 наместник Схи-Еромонах Григорий; в 1739 Архимандрит Фадей; 1742 – наместник Иоасаф; 1743 – наместник Иоасаф Еромонах Томаров; 1753 Архимандрит Рафаил Мокренский, где и скончался; 1768 Игумен Лаврентий; за сим в последующих годах: Архимандрит Феофан Федоровский; где и скончался; Игумен Филарет Финевский; и был еще Мефодий; а на конец в 1787 г. Архимандрит Венедикт , при коем и Монастырь упразднен по Именному Высочайшему указу состоявшемуся в 10-й день Апреля 1786 г., при жизни Светлейшего Князя Потемкина; Память о сей обители и уважение к святой древности привлекали большое число богомольцев в святые горы и после упразднения в них Монастыря беспрерывно, до самого возобновления оного скромно обращались в Святую обитель с Смиренным духом и теплыми молениями.

В синодике или Суботнике, то есть поминовении монастырском, хранящемся в Святогорской Успенской Церкви, составленном 1710 г. июля 29 дня, значится так: «Понеже начало сей Святогорской обители, кто оное Святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую Церковь и Келии устроил и начал жительствовати, за многими татарскими нахождении и разорении особенно же за частыми прежде бывших строителей, потом Игуменов и Архимандритов зде во святой обители писания не обретохом. Токмо пожалованным Царским Грамотам, обретающимся в Святогорской обители сей явствует сище: ибо из Царския казны в оную Святогорскую обитель определено даяние монахам на пропитание прежде 132 лета[1], а именно о том в Грамоте Царской 172 лета, на Валуйке к Воеводе  Леонтию Кодякову писано сище:

«Били челом Северского Донца строитель Черной поп Гаврил с братиею, и по подписной челобитной за пометою думного Дьяка Дементия Башмакова в прежней Грамоте, которую у него Святогорского Монастыря строителя взята в разряд и велено оную Грамоту держать в разряде, а в ней пишет:

«В 159 г. на Валуйки к Стольнику и Воеводе к Михайлу Дмитриеву, за приписью Дьяка Ивана Северова, написано:

В прошлом 132 г. по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России, велено Успения Пресвятые Богородицы Святогорского Монастыря Черному попу Симеону с братиею, или кто поныне в том Монастыре будет, давать годовые руги в Беле-граде: Ржи по 12 четвертей, овса потомуж, денег по 10 ру. Из Белоградских и таможенных кабацких доходов; и в прошлом 148 г., по челобитию Святогорского Монастыря Черного Попа Кирилла с братию велено, то денежное и хлебное жалование годовую ругу для дального проезду давать на Валуйки, и дана де им была о том Грамота, и с той Грамоты на Валуйки в приказную избу взят был у них Список, и в пожарное де время на Валуйке в приказной избе сгорела, а подленную Великаго Государя Грамоту на дороге взяли у них воровские Черкасы[2], и на Валуйке де чин денежного и хлебного жалованья, годовые руги имать непочему; и Великий Государь пожаловал Святогорского Монастыря Черного Попа Игнатия с братиею, или кто в том Монастыре по нем будет, велено им по прежнему указу годовую ругу давать на Валуйке: Хлеба по 12-ть четвертей, ржи, овса по тому ж, да с таможенных и Кабацких доходов по 10-ти денег – и по свидетельству оными царскими Грамотами, Сия Святогорская Успенская Пустынная обитель благоволением Божиим начася прежде, или с начала Царствования Царя Великого Князя Михаила Федоровича от сего прежде Ста лет быти».

«Еще в том же Синодике написано: Во Святогорскую обитель, от Болярина Петра Матвеевича Апраксина, дано в поминовение и на пропитание братии из Украинской Маетности его из Слободы Салтова по 10 руб. да по 10 четвертей Московской меры ржи и овса по тому ж, - Сего 1714 г., те деньги и хлеб в Салтове имать у Приказных людей, по сему даянию при нем Болярине и у Наследников его во вся годы вечно, кто тою Маетностию Салтовом владеть будет». На подлинной надписи собственноручно подписано: Болярин Петр Апраксин руку приложил.

Изустное предание бывшего в Святогорском монастыре более 10 лет приходским Священником (а ныне Изюмского уезда в селе Стратилатовке Камянка тож) Николая Лащенкова, передает: «что в Святогорском Монастыре есть подземные скиты выше Монастыря, с особенного рода кирпичным сводом, глубиною в земле до трех сажень – и по ныне приметно, что была там Церковь, в которую вход пещерою, примерно около 5-ти или 6-ти саженей[3], а в верст или более, выше Монастыря находится место, называемое Святым местом, где и ныне существует памятник одного из умерших, Архимандрита по предположениям Рафаила, на сем месте была пред упразднением сего Монастыря устроена деревянная церковь, но в оной служение открыто не было; куда же церковь сия перенесена, сведений о том не имеется – Место сие среди дремучего леса, в глубочайшей яруге, с Востока от Монастыря и с Южной стороны граничит с очень крутым Кряжем высокой горы заросшей черным навесистым вековым лесом; с Западной стороны меловыми высокими утесами с частями горы, заросшей так же лесом; с северной стороны омывается круто бережистым течением реки Северного Донца, с небольшою покатостью на полторы версты, а в ширину не более на 120 саженей лесом. Другая тоде деревянная церковь была на кладбище, которая продана на снос в Бахмутский уезд, но куда именно неизвестно. Когда упразднили монастырь, что видно из Метрических и Исповедных Книг 1772 г. и суботника, хранящихся в Церковном Святогорском Архиве».

А как сей Святогорский Монастырь находился с самых древних времен под ведением бывшей Белгородской Епархии (или Митрополии) то все дела о Святогорском Монастыре должны быть ныне в Архиве Курской Духовной Консистории, или в Белгородском и Валуйском духовных Правлениях, или же в Киевской Митрополии, ибо нынешний Киевский Высокопреосвященный Митрополит Филарет, узнав о восстановлении Святогорского Монастыря и разделяя о сем общую радость поспешил прислать от лица Киево-Печерской Лавры список чудотворной иконы Успения Божией Матери с мощами Угодников Печерских, на благословение сей новой обители, издревле состоявшей в особенной духовной связи с Киево-Печерскою Лаврою. Да и ныне благочестивой Архипастырь Иннокентий, всему Просвещенному кругу известный своею ученостию и любознанием, упоминал, что во время бытности его в Киеве собственноручно разбирал в Архиве древние Акты сего Монастыря.

К оному Монастырю было причислено более 2-х тысяч душ крестьян, из земли с лесом более 27-ми тысяч десятин.

Изыскательные читатели конечно потребуют на все описанное выше яснейших доказательств, основанных а исторических фактах, а не на одних слухах, рассказах и догадках. И весьма было бы приятно видеть истину проницающую вековой мрак древности, но это весьма трудно. В нашествие Батыево истреблены все памятники великого Отечества нашего, а предки наши в последствии времени не обратили надлежащего внимания о сохранении малых и уцелевших остатков от разрушения.

Убедительнейшим примером к восстановлению сего Монастыря может служить открытие мощей Святителя Митрофания в городе Воронеже от Боголюбивого Монарха нашего и его Августейшей фамилии; для кого из православных Россиян не был сей случай в горести и счастии отраднейшим, и всякая подобная сему Эпоха, всегда готова воспламенить живейших Христиан энтузиазмом, преисполненное упования к благости промысла сердце Русское – что и совершенно при усерднейшем участии Боголюбивой Болярины Татьяны Борисовны Потемкиной, урожденной княгини Голициной, которая вместе с супругом своим Александром Михайловичем Потемкиным (коему Монастырь Святогорской как сказано в начале, достался в принадлежностьнягини Голициной, которая вместе с супругом своим Александром Михайловичем Потемкиным ()узиазмом, преисполненное упования к бла) следуя благочестивому и христианскому чувству, и, притом, быв подвигнут духом Божественной религии, не только не пожелал Г. Потемкин удержать за собою Святых гор, но желая привесть оные паки первобытный их вид, по предварительному совещанию с Боголюбивым Архипастырем Преосвященнийшем  Епископом Харьковским и Ахтырским, обратился в Святейший Правительствующий Синод с прошением о восстановлении Святогорского Монастыря, предлагая для сей обители нижеписанные выгоды: Местное Духовное начальство, видя предлагаемые Г.Потемкиным к восстановлению Святогорского Монастыря средства, а также и другие, доводило до сведения Святейшего Синода, что Украина вообще и особенно Южная страна оной весьма скудна Монастырскими обителями, что Святогорское урочище по красоте своей и уединенному местоположению, есть весьма редкое, а потому жители здешнего края, уважая место сие как святое, притекают сюда, особенно в летнее время для Богомоления в великом множестве и всегда с особенным сожалением взирают га запустение оного. По всем этим убеждениям, Харьковское Духовное начальство ходатайствовало у Святейшего Синода, о восстановлении сего Монастыря, в отраду и духовное утешение целой страны, для которой послужит это немаловажное опорою в духе православия и любви к Пестолу.По Всеподданнейшему докладу Святейшего Синода обо всех обстоятельствах этого дела, Его Императорское Величество в 15 день января 1844 г. в благой воле своей Высочайше повелеть соизволил: 1-е) Упомянутую обитель восстановить под наименованием Успенской Святогорской общежительной пустыни: 2-е)Установить в ней порядок, наиболее приближающихся к духу древнего пустынножительства, и потому правилами для оной назначить устав о чиноположении и все прочее, существующее в Софрониевской и в Глинской пустынях Курской Епархии; 3-е) Штат монашествующих в сей пустыни ограничить 24-мя лицами, из коих быть 1. Игумену, 1. Казначею, 1. Эконому, 8. Иеромонахам, 7. Иередиаконам и 6. Монахам с послушниками в соответственном числе; 4-е) Существующие на Святых горах церкви: каменную и пещерную, с находящимися там же строениями, обратить в монастырские; 5-е) способами содержания для сей обители назначить 70 десятин земли[4], жертвуемой Г. Потемкиным. Проценты с капитала 10-ти тысяч рублей серебром им же жертвуемого, и собственные средства, какие откроются для обители от сборов: Свечного, кружечного и от усердия Богомольцев и 6-е) За столь важное и для церкви полезное пожертвование объявить Г. Потемкину благословение Святейшего Синода. Приняв с благословением такое Высочайшее соизволение, в истинную отраду всех сынов церкви Христовой совершившееся, Преосвященный Иннокентий, поспешил привести оное в меру исполнения и в прошлом еще апреле месяце 1844 г. были уже на месте восстановленной Святогорской обители, избранные сим Архипастыри, известные ему по благочестивой жизни Глинской пустыни Казначей Арсений, утвержденный в Святогорскую обитель Игуменом , а также иеромонахи Феодосий, Анатолий, Иеродиакон Дамаскин и несколько послушников. Радостная весть о восстановлении Святогорской обители разошлась по всюду и со всех окрестных и отдаленных стран, притекли в сию обитель жители Украины как в 9-й день мая 1844 г, когда церковь Христианская творит воспоминание о Святом Великом Чудотворце Николае, храм коего изсечен на высоте Святых гор, тогда в одной пещерной церкви не могли поместиться усердные богомольцы, они занимали всю высоту горы[5]. Так и при совершенно окончательном обновлении Монастыря, когда заранее другая такая же радостная весть далеко разнеслась по всей Украине и привлекла на бывшую у Святых гор Успенскую ярмарку чрезвычайное множество народа. Преосвященный Иннокентий, прибывший в Монастырь 13-го августа едва мог пройти во врата Монастырские, хотя это было почти в полночь, и в продолжении самых ночей предшествующих празднеству были преисполнены народом не только церкви и самый монастырь, но и окрестности. На другой день совершена была Преосвященным Литургия на вершине скалы Святогорской, в Никольской церкви, которая по месту своему почитается первобытною церковью Монастыря. Здесь то, у самого корня древней обители, испрошено было небесное благословение на предстоящее ее обновление. Церковь, по малости своей, не могла поместить много молитвенников, зато галереи, ее окружающие и вся гора сверху до низу была усыпана народом, который не слыша слов, произносимых во храме, молился по Апостолу духом[6]. В конце литургии Преосвященный по обыкновению своему, не оставил сказать поучения, в коем на основании известных слов Св. Давида, человек, истинно благочестивый, сравнен с скалою, возвышенною над всем, неизменно и неподвижно, а люди, преданные устам и страстям мирским уподоблены водам изменчивым текущим у ее подножия.

Время после литургии до вечера проведено было во всеобщем ожидании Крестного Хода, который предназначен был из близ лежащего села Богородичного. Ход сей служил к тому, чтобы с подобающем торжеством внести в обновляемый Монастырь Св. Икону Успения Богоматери с мощами угодников Киево-Печерских, которые от Преосвященного Митрополита Киевского (как сказано о сем выше) прислана на благословение новой обители. Местность села Богородичного вполне благоприятствовала Священной процессии. Отстоя от Монастыря вверх по Донцу, около 4-х верст и находясь, також как и Монастырь, на правом его берегу, оно давало возможность начаться крестному ходу, откуда начинается самые Святые горы, дважды на пути пересечь Донец и описать шествием своим до монастыря дугу, основание коей служили Святые горы и протекающая под ними прямолинейно река Донец.

В 5-ть часов по полудни прибыл Преосвященный в новый Молитвенный дом Села Богородичного, где ожидало его духовенство всех окрестных селений с множеством народа. По совершении молебна пред Киево-Печерским образом Богоматери, он изнесен был из храма и духовенство в предшествии Хоругвей, Крестов, Фонарей и певчих, направило шествие к реке Донцу. Здесь следовавшие за иконою многочисленные толпы народа, остановились, Крестный ход в возможном количестве лиц, вступил на благоукрашенный для сего случая Пароме; и струи Донца медленно понесли его к противоположному берегу. Среди реки плавание прекратилось, Преосвященный принял Икону на свои руки и при четырекратном от Протодиакона возглашении: Господу помолимся! Рцем вси, осенил Иконою все четыре стороны Света, при пении каждый раз певчими: Господи помилуй. Зрелище сие произвело на всех зрящих, коими усыпаны были оба берега Донца, одно из самых умилительных впечатлений, так, что народ, при обращении к нему Св. Иконы невольно повергался с благоговением на землю. По левому берегу Шествие продолжалось под сенью векового леса, об руку с Донцем, над которым высятся , почти отвесно беспрерывные горы, что придавало процессии какую-то священную таинственность. Пред Монастырем снова предстал Донец, перепоясанный уже прекрасно устроенным мостом. Процессия вступила на него стройно шла без замешательства. Вся огромная масса народа, как бы удержанная некоею невидимою силою, остановилась позади ее и стояла неподвижно, пока не достигла она противоположного берега. Преосвященный, упредивший шествие крестного хода, вышел навстречу ему в сопровождении Игумена и братии и когда Св. Икона приблизилась ко вратам Монастырским, он обратился к ней с следующею, глубоко потрясшею слушателей речью: «Откуда нам сие, приде Мати Господа нашего к нам?[7] Владычице неба и земли, кто подвиг тебя прийти в сей день и час на место сие? Нам бы, вместе с горами сими, надлежало восстать, пойти и взыскать Тебя, обрести и пасть к стопам Твоим; Се ты сама грядеши к нам, ведя с собою невидимо целый лик Св. угодников Киево-Печерских. О сем разумеем, что ты не забыла прежнего места обитания Твоего здесь; восхотела ознаменовать и украсить посещением своим день обновления его; возблаговолила утешить и одушевить новую братию о Христе и подать ей в нетленных мощах подвижников Печерских и пример подвигов и залог успехов духовных. Гряди убо, Преблагословенная, и вселися зде, вселися и прими паки обитель сию под всемогущий покров твой».

Святые горы, зрите кто пришел к вам: благоукрастесь древнею лепотою и приклоните  верхи ваши пред Царицею неба и земли.

Братия, зде подизавшимся, и теперь почивающим во утробе земной, в останьих и возблагодарите вместе с нами честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим!

Братия; зде теперь вселяющееся, падите (и они пали) пред сим ликом Матери всех скорбящих и предайте Ей навсегда души и сердца ваши!

Благословен Господь, пославый нас в день сей знамение милости и благодати своей. Столь же великое, как и для всех видимое!

С окончанием речи, Преосвященный сам пал на земли пред Святою Иконою, облобзал ее и передал для несения Игумену с братиею, кои с благословением перенесли ее потом чрез павшую также пред нею на землю благочестивую возобновительницу Святогорской обители, Г-жу Потемкину. За тем всея священная процессия вступила во Храм и древние своды его огласились всенощным бдением, во второй половине коего все, стоявшие во храме, прияли помазание Св. Елеем из рук самого Преосвященного. Народ, по окончании церковного бдения, продолжал от усердия всю ночь свое собственное бдение; служа внизу, в церкви Монастырской, и на скале молебны, так что невеликая еще числом братия монастырская не могла бы удовлетворить его святынь требованием, если бы не подоспело ей на помощь усердие сельских священников, дружелюбно понесших вместе с иноками сладкое иго неумолкающего священнослужения.

15 числа в день Успения (храмового праздника монастыря) с возможною торжественностью совершена была Преосвященным литургия, в продолжение коей здешний хор Архиерейский, славящийся, как известно,  отличными голосами и искусством пения, пел большею частью по напеву Киево-Печерской лавры, что производило особенное умиление и напоминало собою о древнем союзе святых гор с Пресвятою горою Киево-Печерскою и о новом, лежавшем на налое пред очами всех, дар от Киево-Печерской Лавры. Среди Литургии, Игумен обновленной обители за предшествующие труды награжден палицею, а под конец ее, главная виновница восстановления оной и все предстоявшие в храме услаждены были словом Владыки, в коем от начала до конца проявлялись чувства особенной духовной радости о совершившимся событии. Вот начало сего слова, как могла сохранить наша память.

«И так плоен Святогорский кончился! Да возрадуются Эздра и Намия; благоускорившие его окончание! И так Лазарь не три дня; а семьдесят лет, лежавший во гробе, восстань! Остается только разрешить погребальные пелены и дать ему итти[8]. Да предстанут Марфа и Мария и докажут ему сию последнюю услугу». Далее оратор благословлял Бога не только за нынешнее восстановление обители, но и за самое прошедшее запустение, яко допущено промыслом, по премудрым причинам и для благих целей, и прилагая к ней слова Пророка: Да возвеселится пустыня, и да цветет яко крин, указывал ей, о чем она должна веселится и чем цвести. Потом, после различных духовных благожеланий пустыне, вопрошал: «Сбудутся ли сии благожелания?»И отвечал: «веруем что сбудутся». В конце, обратив речь к посетителям, Архипастырь предложил им от лица новой обители в дар напутственный слышанное ими в читанном на Литургии Евангелии изречение Спасителя о едином на потребу; и, коснувшись греховного состояния душ, в коем находится многие, и которое ни чем не лучше развалин опустевшего здания и убедив их заняться восстановлением внутреннего Храма своей души, заключил словами: «Высочайший указ о сем давно подписан Небесным Самодержцем; остаются только каждому привести его над собою во исполнение».

По окончании литургии начался новый крестный ход на верх скалы. Здесь, а не внизу предположено совершить, по чину Св. Церкви, молебное пение о возобновлении Св. обители частию потому, чтобы оно совершилось у самого древнего Корня ее, частию для того, чтобы все стекшиеся на праздник и не могшие вмещаться не только в церкви, но и в Монастыре, могли быть свидетелями сего торжественного, окончательного Священнодействия. Из храма крестный ход тотчас вступил в пещеры, ведущие на скалу и простирающиеся до 240 сажень в длину. Долго по сему сокрывался он во мраке пещерном, как бы в ознаменование прошедшего упразднения и небытия Св. обители; наконец появился во всем великолепии на самой вершине скалы, освященный полдневным Солнцем, с пением и филианом, возносящимся к небу. Царица неба и земли, окруженная сонмом своих земных служителей, ступила на самое темя гор и высокое в религии восторжествовало над высоким в природе! – Представьте дивную, похожую на церковь скалу, в 40 сажень почти отвесной высоты, возносящуюся над величивою рекою, и всю вершину, подножие и окрестности ея, не исключая противопуложного берега Донца, усеянную народом; представьте самый верх скалы коронованный мконою Богоматери, в окружении зыблящихся над нею златотканым хоругвей, и Архипастыри, в коленоприклонном положении читающего пред ней молитву о благословении новой обители, представьте потом Протодиакона, с сей же высоты громовым голосом возглашающего многие лета Благочестивейшему Помазаннику Божию, многочисленный хор певчих, торжественно ему вторящих и всю массу рассыпанного по окрестностям народа, исполненную святого умиления, в разнообразных молитвенных положениях; представьте, наконец, что все это зрелище видно в разные стороны на 30, 40 и более верст; - Обратно крестный ход сошел с горы уже не узким, пещерным путем, а в знамение воскресшей из небытия обители, открытой стезею, ведущей по ребрам горы, хотя круто, но безбедно, в дольний Монастырь. Остальное время дня проведено было во всеобщей духовной радости. Духовной говорю: ибо несмотря на чрезвычайное множество простого народа, бывшего в Святогоре, ревнители благочестия к утешению своему могли видеть здесь, как избыток духовного веселия в самом простом народе приводит в надлежащие пределы заменяет для многих веселие чувственное.

Другой день праздника также не остался без торжества духовного. В сей день совершено освещение молитвенного дома в селе Богородичном. Село сие принадлежало приходом к Святогорской церкви, доколе она была приходскою. С возобновлением же Монастыря, оно должно было отойти в приход какой-либо другой церкви. Но восстановители монастыря , коим принадлежит село Богородичное, желая доставить поселянам своим удобность молиться в церкви, не отлучаясь далеко от своих жилищ, решились устроить в нем, на свой счет, новую, великолепную Церковь. Поелику же таковое здание может быть воздвигнуто не иначе, как в несколько лет, то чтобы поселянам и на это время не оставаться без Богослужения, они, в продолжении прошедшей весны, устроили временный молитвенный дом. Его то освящали 16-го августа. Как накануне, в обители, все было великолепно, так здесь, сообразно месту, все носило печать особенной простоты, не исключая и поучения, коим заключена была литургия, и в коем Преосвященный, приспособительно к понятию поселян, объяснял им, - как должно стоять во храме, о чем молиться и в чем заключать свои прошения ко Господу.

В таких священнодействиях прошло несколько дней, незабвенных для святогорья и всех, кои имели утешение быть при его обновлении. 17 числа Преосвященный отправился в дальнейший путь для обозрения Епархии; но немалая часть посетителей еще оставалась, дабы после великолепных Архиерейских служений, быть свидетелем истинного Аскетического Богослужения – новых святогорских иноков. Почти все они, начиная с настоятеля, прибыли в Святогорье из Курской Глинской пустыни; устав сей же пустыни, пожеланию возобновителей монастыря и указу Св. Синода, введен и в обители Святогорской. Сходствуя в главном и существенном с уставом всех прочих Монастырских обителей, он имеет и некоторые отличия, занятые, как утверждают, из обыкновений горы Афонской. К сим отличиям особенно принадлежит образ совершения Акафистного пения в честь Богоматери, на коем Диаконы кадят не кадильницами, как обыкновенно, а так называемыми кациями, имея в то же время на персях своих малые гробницы. Эта особенность производит не малое впечатление в зрителях. Вообще же должно сказать о сем уставе, что он отличается особенною строгостью, так что по нему большая часть дня, начиная с полночи, должна проводиться в церкви, среди разных Богослужений.

Торжественные дни обновления Св. обители не остались без благих последствий и касательно будущего его воссоздания из развалин. Небольшая храмина в вершине скалы, где был первый храм древнего Монастыря и где, по преданию, явилась, уважаемая всею страною, Икона Святого Николая, в следствие прежних неблагоприятных обстоятельств Монастыря, издавна оставалась в совершенном запустении; только простой народ, посещая в множестве сие место, брал из нее мел для употребления с верою, на случай недугов. Известный всей Харьковской губернии преосвященным образом мыслей и усердием на пользу общую[9] Изюмский помещик Г. Малиновский изъявил желание обратить сию храмину паки в Церковь во имя Св. Николая, в память супруги своей[10], скончавшейся в самые дни обновления Монастыря. Еще несколько любителей Святыни, из уважения к Святым горам решились обделать камнем ход, ведущей на скалу, расположив его по полану лествицы Св. Иоанна Лествичника, так чтобы ход сей состоял из 33-х отделений, и над каждым отделением была надпись, занятая из Лествичника, изображающая собою одну из добродетелей христианских. Осуществление сей прекрасной мысли, кроме того что приведет в удобное сообщение скалу с Монастырем и облегчит восход на первую, послужит в то же время неумолкающим поучением для восходящих и без сомнения познакомит многих с Лествицею Иоановой – произведением, преисполненным духовного назидания. Но главными споспешниками к возобновлению зданий Монастырских, из коих немногие способы к надлежащему употреблению, без сомнения будут первые виновники восстановления Монастыря; то есть, Гг. Потемкины, получившие из рук Промысла все средства к совершению подобных дел любви к Богу и ближнему и, как показывают многочисленные действия их, вполне понимающие свое святое призвание.

Не малая задача для искусства Архитекторов, при возобновлении Святогорского монастыря, будет состоять в том, чтобы, вошед совершенно в дух его чрезвычайной местности, так расположить новые здания и такой дать им вид, чтобы они не противоречили плану и стилю небесного Архитектора, воздвигшего Святые горы, а служили как бы их продолжением и развитием. По достижении сей цели, Св. горы решительно превзойдут все монастырские обители, славящиеся изяществом своего местоположения[11].

Итак, наконец там, где некогда, как очистительная жертва спасения края, лилась кровь храбрых украинцев, снова приносится бескровная жертва пред алтарем Царя Царствующих и Господа Господствующих – Умилительно, отрадно было взирать на тмочисленное собрание притекших к святой обители христиан. – Все они возносили теплые и благодарные молитвы свои к Пресвятому промыслу и к угоднику Божию Святому Николаю о долгоденствии Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, Державная рука коего утвердила восстановление древней Святогорской обители; все они молились за весь благословенный Дом Царский, Его же ущедрил Господь своею благодатию, молились за того, кто усердным приношением своим дал средства снова денно и нощно воскуриться Святому Фимиаму в Святой обители, молились наконец за всех христиан. – Прейдут веки веков и роды родов, - хвалебные ж пения и молитвы истинных христиан, да не престанут в храме им возносится до скончания века.

Пожелаем и мы, благочестивые читатели, чтобы даровал Господь новой обители Святогорской, в месте с тем, или паче и прежде всего, произвесть и украситься, как желал того ей в своем слове благолюбивый Архипастырь ея, верою, упованием и вся превосходящею любовию о Христе, - приводящею все, - из небытия в бытие!

Конец и Богу слава!

В соседстве с Святогорским Монастырем в 20-ти верстах находятся в заштатном городе Славянске изумительные воды; - Да возрадуемся вкупе все братие о Христе, что его святою волею сожиздилась новая твердыня и оплот веры Христовой, что десница Всевышнего неоскудевает над нами и не оставляет жизнь о спасении душ и телес наших. Да возрадуемся о сем радостию всмею, и по вся дни будем молиться о благоденствии края, всея России и попечительного Монарха, все таковые доводимые до него случаи покровительствующего во благо своих верноподданных. – Хотя может быть и по слову: не десять ли очистишься да девять где? – Но все они под кровом Милосердного Отца Небесного, щадящего грешных, чающего обращения на путь истинный – заблуждающихся. Сии целительные воды еще издревле известные своею целительностью, ныне официально открыты в 1836 году, в озере называемом Репном, отстоящем от города Славянска в 2-х верстах, бывшим при Славянской Стефановской больнице Медиком Алексеем Яковлевым, и находившимся при кончине Государя Императора Александра благословенного; в память сего Медика за столь важное и полезное для рода человеческого основательное развитие целительности вод, попечением и собранными пожертвованиями истинно по Христианскому чувству Г. Генерал Майора и Кавалера Василия Константиновича Панютина, члена многих человеколюбивых заведений, и устроившего в городе Ромнах Полтавской губернии[12] в память почившего тогда Государя Императора Александра Павловича для бедных больницу, принятую под Монаршее в Бозе почивающей Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны покровительство, тогда как повосприятому им ныне новому подвигу во благо человечества в городе Славянске не единодушно еще признан Генерал Панютин Украинским Говардом[13], - а учрежден им Г. Панютиным возле самого целебного Репного озера Странноприемный Яковлевский дом (и на берегу озера пять купален, пожертвованных человеколюбивыми гг. дворянами Изюмского уезда для больных и особо для теплых ванн, в воспоминание Иерусалимской купели глаголемой еврейски, Вифезда, пять притвор имущей) в котором все бедные Лазари, и безприютные, и странные призрены, алчущи сыты, наготующи и пришедшее в рубищах, одеты, и ни один из них не может воскликнуть: взалках и не на полстемя, нае был и не одеясте, болен – и не посптисте мене; - или: - Господи! Человека неимам, да верзет мя в купели, - все они неусыпными трудами Боголюбивого, всему здешнему краю известного благочестивою жизнию и человеколюбием, добродетельного врача Надворного Советника Ивана Васильевича Курдюмова 1-го, безмездно получают медицинское и другие вспомоществования, при неутомимом участии Г. Панютина, обратившего внимание веселящейся на водах публики на пожертвование, в пользу бедных страдальцев. – Со времени открытия вод, протекло не более 7-ми лет, как восстановлена и Святогорская обитель, бывшая упраздненною около 6-ти десятилетий. В этом событии не ясном видно, что Провидение, даровав жителям Харьковской и других губерний, для уврачевания их телесных недугов и целебные воды, в то же время, почти в сопредельности с этими водами, открывает и святую обитель, откуда истекает другой целебный источник , - источник исцеления духовного, - да всепритекающие к врачеванию тела, познают его и уврачуют свою душу. – Господь прибещище бысть мне в род и род и Блажени людие ведущии воскликновение во свете лица твоих пойдут!

 

О городе Славянске.

 

Город Славянск, в старину Тор, лежит на реке Торце, в 47-ми верстах от г. Изюма, время основания его неизвестно, однако ж в Царствование Анны Иоанновны упоминается уже об улучшении Солеварения в оном. В 1784 году он учрежден уездным городом бывшей Бахмутской (Азовской) провинции. А в 1797 году упразднен. Жителей в нем (в 1830 г.) считалось 2,572 душ мужеска и 2,525 женска пола, лиц Духовного звания 8, дворян 17. Купеческих капиталов 29. Мещан 532 человек. В городе есть больница, устроенная творительностию Таранова-Белозерова, приходское училище с 30-ми учениками, 1 Гостиница, 12 Питейных домов, и 7 Салотопных заводов. Ярмарок в году бывает 3, – оборот внутренней торговли простирается в год на 500,000 рублей, добывание соли весьма улучшилось.

В городе Славянске заслуживают особенное внимание три соляных озера. Репное, Вейсово и Слепное, они лежат в конце нового города, на расстоянии полуверсты от реки Торца, где прежде были городские укрепления, следы коих по ныне видны, с несколькими местами принадлежащими помещикам. Прежде добывали из них соль в значительном количестве, но правительство для сбережения лесов запретило добывать оную дровами. Теперь устроено несколько заводов, в коих испаривают воду посредством атмосферной теплоты, спуская  спуская оную на значительно возвышенное расстояние от земли по хворосту искусно расположенному по высокому рештованью к истоку в желобы; сию пресыщенную солеными частицами воду собирают в хранилища, по примеру заграничных заводов, и вываривают на сковородках каменным углем, находящимся в значительном количестве – месте, называемом Лисья Балка, от города Славянска в 6-ти верстах (в Бахмутском уезде).

С 1836 года начали обращать внимание на сии озера, как на врачебное средство. Вода в них имеет большое сходство с морской, следовательно предполагать можно ту же пользу, какая получается от купанья в море. Адъюнкт Харьковского университета Гордеенко, по определению Медицинского Депортамента, составил физико-химическое и медицинское описание Славянских Озер (печатано в Харькове 1837 года). Он признает особенно полезными купанья в сих озерах, в следующих болезнях: в золотушной, ревматизмах, разного рода, в ломотной болезни и хронических сыпях всякого рода, в женских болезнях: от расстройства маточной системы и даже параличах[14].

В 1835 года, в летние месяцы бывает значительный съезд больных, и многие хвалятся получаемою пользою от купанья. В первоначальной пользе оных вод удостоверил штаб-лекарь Яковлев в 1834 году, но в 1836 году умер; и хотя с гражданской стороны по исходе прошлого 1844 года не сделано никакого благоустройства строениям над целительным озером для пользующихся оным страдальцев; – а только находятся несколько купален несовершенно удобных построенных по крайней необходимости частными людьми. Зато на противуположном берегу озера попечительным распоряжением о военных поселянах всем известного г. Генерал от Кавалерии Алексея Петровича Никитина (ныне граф) воздвигнут госпиталь со всеми удобствами для летнего пользования, –  и уже сотни хроников, от коих отказывались исцелить лучшие медики изысканнейшими медицинскими пособиями исцелившись в оном госпитале прославляют Его постоянную отеческую обительность. О числе можно найти даже в Харьковских губернских ведомостях в припечатанных отчетах.

 

О городе Изюме

 

Харьковской губернии уездный город Изюм, расположен по обеим сторонам рек Северного Донца и Мокрого Изюмца. Расстоянием от Санкт-Петербурга 1528 верст, от Москвы 829, от Харькова 123 версты. Его положение: 490 11' 25", северной широты и 540 59' 46", восточной долготы. Основан царем Феодором Алексеевичем в 1681 году. Герб города в золотом поле три виноградные лозы, и сохранил свое именование от турецкого названия винограда Озум. Город имеет очень приятное местоположение, пользуется близостию лесов, изобилием хорошей воды и украшается излучистым рекою Донцом, омывающей подножие возвышенной меловатого свойства горы, пересеченной кремнистым слоем, и потому называется Кремянцем. На вершине горы еще по ныне видны следы древнего передового крепостного укрепления г. Изюма, которой был обнесен и земляным волом, ныне едва с иных местах возвышающимся, а от Южной стороны заметны три крепостные параллели и три полевых редута, из них два подковообразных. Местоположение г. Изюма представляет значительной важности стратегической пункт. В средине города находилась Цитадель, коей предназначение изменилось, возвизанием каменного значительной величины здания для окружной лечебницы на три уезда: Купянский, Старобельский и Изюмский, основанной в 1836, и открытой в 1844 году[15]. Есть еще на речке Изюмце курган, древним укрепление, которой оспаривает по мнению некоторых первоначальное заложение в настоящем месте г. Изюма, что доказывается еще тем, что в недальнем расстоянии сего Кургана находится Село Бугаевка, принадлежащее фамилии Донец-Захаржевских, коих предок Харьковский полковник Григорий Донец[16], был главным заселителем сего края, а указом 1765 года 18 июля, г. Изюм учрежден провинциальным городом.

Город Изюм почитался главною преградою от татарских набегов. Еще в 1788 году в Изюмской крепости находился комендант с прикомандированными из Киева Артиллерийскими и пехотными отрядами[17]. Городское строение правильно и довольно красиво, против прочих уездных городов Харьковской губернии. Главные улицы прямые и широкие. Церквей в городе 4, из них каменных 3, и деревянная 1. Домов казенных каменных 3, деревянных 6, частных каменных 10, деревянных более 1,000, дворянский дом 1. Все присутственные места и заведения помещаются в казенных зданиях, хотя и не совсем вместительно и удобно, по тесноте некоторых зданий и по ветхости других. В городе находится уездное училище, открытое в 1790 году, и преобразованное по новому уставу в 1833 году. В нем учащихся 54 человек. В том числе детей дворян и обер-офицеров 27. Купцов и мещан 24, разночинцов 3, крестьян 3. Капитал училища обращающийся процентами в государственном заемном банке до 20 тысяч рублей ассигнациями. Учителей 5. Другое училище в городе Приходское, по методе Ланкастера, содержимое Изюмским градским обществом, в нем учащихся до 60 человек. Духовное правление 1[18], окружное управление 1. Городовая ратуша и Дума, тюремный замок каменный о двух этажах, обнесенный вокруг таковою же стеною 1, Богодельня 1, Лавок каменных под домами 6, деревянных 24. Кроме произведений и изделий местных, в сих лавках можно всегда найти все вещи употребляемые в нашем быту, и даже предметы роскоши, сделавшиеся необходимыми для обитателей здешнего края. Заводов в городе 5 Салотопенный, по общему занятию в сем краю купцов сбытом рогатого скота, а помещиков Шпанским Овцеводством – делают выгодный оборот капитала. 1. кожевенный, 1. кафельный изразцовой и 2 кирпичных. Аптека привилегированная 1. Гостиница 1. Трактир 1. Рейнских погребов 5. Питейных домов 14. Разных ремесленников в городе считается 220 человек. Духовенства 17 человек, дворян 63, купечества 130, мещан 465, посадских 38. Служащих чиновников 54, не служащих разночинцов 4. Врачей 2. Фельдшеров 4. Изюмская инвалидная команда состоит из 1 обер-офицера и 113 человек нижних чинов. Ярмарок в год бывает 4. 1 – в день преполовения; 2 -  24 июня, 3 – 14-го сентября и 4 – 26 октября. (Из статистики 1830 года).

Купечество на означенные ярмарки собирается большею частию из Харькова; но бывают из Ростова, Таганрога, Бахмута и других городов с шелковыми, бумажными и другими красными товарами; главнейший торг здешнего купечества и жителей на сих ярмарках: рогатым скотом, овцами и прочими домашними произведениями. Сии ярмарки значительно упали противу прежних лет, по заселению всего пространства от г. Изюма до приморских Южных портов; и ныне г. Славянск, а в особенности Екатеринославской губернии г. Бахмут, имеют неограниченное преимущество.

Городовый доход до 8,550 руб. Расход свыше 8 тыс. руб. ассигнациями.

Благочиние и благоустройство города вверено городничему, частному приставу, квартальному 1-му и прочим присутственным местам в уездном городе определенным.

 

Примечание: 1) Церквей в самом г. Изюме 3, а четвертая в подгородней слободе Песках, расстоянием от города в 3 верстах, из них каменных 3 и деревянная кладбищенская 1.

Главная церковь в городе Собор каменная, об одном престоле во имя Преображения Господня, основанная Петром Великим, Византийского Зодчества с древним Иконостасом, в ней хранятся военные турецкие значки доставленные князем Яковом Феодоровичем Долгоруковым, по взятии бывшей турецкой крепости Азова, в которую доставлялся провиант Российским войскам на судах рекою Северским Донцом, и который в то время был судоходен, что доказывается оставленными двумя якорями, и ныне находящимися при Изюмском волостном правлении.

При соборе вновь воздвигнута значительной величины колокольня с теплою церковью, каменная, во имя Тихвинской Божией Матери, иждивением доброхотных дателей, при неусыпных трудах и особом попечении попечителя церкви Изюмского жителя отставного поручика Зозули.

2) Река Северский Донец, лет 40 назад, имела течение в г. Изюме, начиная от самого моста на право понад нынешными дегтярными лавками, мимо самого дома (что на подварках) майора Феодора Черткова, а ныне от прежнего течения более версты взяла направление влево, по естественному положению низменности левого берега противу правого.

3) В подгородней слободе Песках, есть место называемое Зверинцем, на котором ныне поселились чиновники, а прежде на том месте находилась Пустынь и была церковь, которая во время построения г. Изюма снесена, вероятно в город.

4) При въезде в г. Изюм от горы Кремянца были лет за 30 назад укрепленные ворота каменные и по сторонам их такие же две караульни, а при выезде из города на Пески возле так и по ныне называемой Великой Ганы, недалеко от речки Изюмца была деревянная Камплица. При проезде в 1825 году в г. Таганрог Государя Императора Александра Благословенного, по ветхости оных зданий, распоряжением начальства уничтожены, вместе с каменным древним памятником на 18 версте по большой почтовой дороге на Славянск идущей, столпом, разграничивавших Харьковскую от Екатеринославского Наместничества.

5) Сооружение чудотворною силою пригородной слободы Песок каменной церкви достойно христианского удивления: в начале сего столетия известной сему краю богач и купец Тимошенко, видивший неоднократно во сне чудотворной Иконы Божией Матери находившийся в бывшей деревянной церкви на том же месте, пораженный сим призванием решился отисповедываться приходскому священнику отцу Льву Яровому, которой получил от Тимошенка до ста тысяч руб. ассигнациями на сооружение храма Вознесения Господня, на что и был призываем вышеписанными сновидениями.

Ныне покойной достопочтеннейший и благотворительнейший помещик Изюмского уезда Иван Яковлевич Тихоцкий, Суворовский служилый начертал фасад сему зданию и был строителем оного. А храмоздатель Тимошенко при окончании церкви скончался и прибывал за сим пожертвованием и на создание прочих храмов Божиих теплым добродетелем. Память его в род и род. Мир праху его, ныне воспевается священнодействующим достопочтенным протоиереем отцем Василием Кривоносовым. Нашим духовником. Вот тебе любезной сын мой Антоний, перворожденной и моя надежда, для твоих младших, – Отеческой дар и в память кончины многострадальной Матери, последовавшей в самое событие возобновления Святогорского Монастыря и в память установления там каменною и пещерного иконостаса которым три дня детскими руками ты помогал установлением. Воспоминая как в след за сим ты сладостно, слезно молился при благодарственном молебствии к Святителю Чудотворцу Николаю и пред образом Марии Египетской, Мне заповедал покойный Отец мой при благословении переводом своим Еврейским собственноручным текстом Книги Бытия: «что учение слова Божия есть вся премудрость и богатство наше» и да будет тако!

При сем описании и о крестительном месте твоей родины, когда Бог приведал любезной сын из превождения житейского в сии места освященные воспоминаниями твоего юношества прийди к церкви нашей по привычному ежедневному посещению и на могилу Матери, а потом посети и обитель Святогорскую: Тамо и везде когда слезы умиления при молитве проснуться – то знай, что благодать Божия над нами. Это завет удостоверение, что наши грешные молитвы услышаны милосердием Отца Небесного.

Заповеди и присяга, да напутствуют тебя сын мой во всю жизнь, помогут преодолеть все трудности оной.

Начертал от сердца бывший ученик первого курса Царскосельского Лицея, Гвардии  капитан, в отставке Полковник, два раза Предводитель Изюмского уезда, Посредник, а ныне управитель родной Каменкой с Божией помощью искупленной 1833 и сей 1848 годы искупленной от голода и наглой смерти в эпидемии. Буди Господи милость твоя на нас, яко же упованию на Тя. – Благословен Ели Господи научи Мя оправданием Твоим.

Благославляю Тебя, раздели с младшими – Отец Твой Иван Малиновский.   



[1] Все годы написаны церковными цифрами, а считать оные должно от сотворения мира, не полагая тысяч, как прежде до времен Петра Великого писали.

[2] Черкасами назывались в прежние времена все Малороссияне на Украйне живущие и писались по ревизиям и метрикам Малороссийскими Черкасами, есть и ныне в Изюмском уезде на реке Торце в недальнем расстоянии от г. Славянска Казенное Селение Черкасы населенное ими; впрочем и бывшие запорожские Казаки одного с ними происхождения.

[3] Уже года три Изюмским купцом Яковом Дегтяревым устроен придел.

[4] Это было сначала определено, а потом при современном восстановлении сего Монастыря 15-го августа 1844 г., Гг. Потемкины предположили вместо 70 десятин отвесть 300 десятин, ибо справка показала, чтобы только не нарушить одной величественной панорамы Святых гор, то надобно оставить леса навсегда неприкосновенным, а для самого Монастыря около 170 десятин.

[5] См. Харьковские Губернские Ведомости прибавление № 24 1844 г.

[6] Корин. Послан. глав. XIII ст. 15.

[7] Луки Гл. 1 Ст. 43

[8] Иоанна гла: XI, ст. 44.

[9] Ныне тщащагося исполнять обязанности свои с верою по слову: Иисуса Христа, выше писанное в Харьковских Ведомостях.

[10] В селе Стратилатовке Камянка тож, близ города Изюма, в ограде церкви Софии Премудрости Божией, на кресте могилы ея, написано тако: Пришла еси ко Христу, и со Ангелы присносорадуешся. Здесь почиет тело Рабы Божией Марии Малиновской, дочери генерал-интенданта и сенатора Ивана Пущина, скончавшейся на 49-м году своей жизни 16 Августа 1844 года. Покойся многострадальная жена, верной, человеколюбивой друг, нежная попечительная Мать!

[11] См. Харьковские Губернские Ведомости прибавление № 44 1844 года.

[12] В исходе 1825 года и названною Александровскою а другую такую же в заштатном городе Новогеоргиевске Херсонской губернии.

[13] Человеколюбивому Говарду, сооружен в г. Херсоне памятник.

[14] Еще есть новейшее описание целительности сих вод Харьковским профессором Альбертом.

[15] Подобных лечебниц во всей Российской Империи две; (другая в г. Ахтырке) ибо хотя оных предположено было устроить в каждой губернии в оконченных уездных городах по две, но лишь одним быстрым исполнением сей высочайшей благодетельной воли, бывший харьковский губернатор князь Петр Иванов Трубецкой привел в действие, а в прочих губерниях оные отменены.

[16] См. Топографическое описание Харьковского Наместничества Москва 1788 года с. 35.

[17] Там же с. 165.

[18] Которое ныне упразднено, что значительно затрудняет духовенство долженствующее обращаться в Харьков по делам прежде сего решавшихся в оном.